Программа по внеурочной деятельности курс "Я- исследователь"
рабочая программа (3 класс) по теме

Макаенко Ирина Анатольевна

Цель курса: способствовать развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._po_vneuroch._ya-issledovatel_3_kl.doc219.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

E-mail:school8zavuch@mail.

Принято                                               Согласовано

школьным                                             заместителем директора

методическим                                       по УВР

объединением

«  » августа 2015 г.                            «_____ » ____________ 2015 г.

Протокол № 1

                                        Утверждено.

                      Приказ № __139____ от « 31  » с августа 2015 г.

ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

курс «Я – исследователь»

НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2015 / 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,

А. И. Савенков. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников.-

 Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

 Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик  программы:

учитель начальных классов

Макаенко  Ирина Анатольевна,

первая квалификационная категория, педстаж   25 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, программы курса «Я - исследователь» автор А.И. Савенкова (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек туально-творческого потенциала личности ребенка путем со вершенствования его исследовательских способностей в про цесс саморазвития.

Цель на 3 класс: - способствовать развитию у детей умений и навыков иссле довательского поиска.

Программа учебно-исследовательской дея тельности учащихся включает три относительно самостоятель ные подпрограммы:

- тренинг исследовательских способностей;

- самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности.

Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.

Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.

На реализацию программы курса «Я-исследователь» в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 3 классе 34  часа

 (34 недели по 1 часу в неделю).

                            

Раздел

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Тренинг исследовательских способностей

16

10

10

36

Самостоятельная исследовательская практика

10

18

16

44

Мониторинг исследовательской деятельности

8

6

8

22

Итого

34

34

34

102

ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,  СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА,

«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 3 КЛАССА

Личностные универсальные учебные действия

  • проявляет положительное отношение к исследовательской деятель ности, интерес к новому содержанию и новым способам позна ния;
  • оценивает успешность своей и коллективной исследовательской деятельности на основе предложенных критериев;
  • проявляет устойчивый интерес к новым способам познания;
  • способен к решению мораль ных проблем на основе учета позиций партнеров в об щении, устойчивого следования в поведении моральным нор мам и этическим требованиям.

Раздел

программы

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Тренинг исследовательских способностей

Беседы. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать, на продуцирование гипотез и провокационных идей, на анализ и синтез.

Исследования с помощью но вейших информационных технологий.

Работа с прибора ми для наблюдения.

Анализ экспериментов.

Классифицирование. Опре деление понятий.

 Как подготовить текст выступления.

Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Разработка и выполнение рисунков, черте жей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

10

Обучающийся

- видит проблемы;

- ставит вопросы;

- выдвигает гипотезы;

- даёт определение понятиям;

- классифицирует;

- наблюдает;

- проводит эксперименты;

- делает умозаключения и выводы;

- структурирует материал;

- готовит тексты собственных докладов;

- объясняет, доказывает и защищает свои идеи.

Регулятивные

универсальные учебные действия

Обучающийся

  • принимает  учебную задачу;
  • планирует свои действия;
  • адекватно воспринимает оценку учителя;
  • различает способ и результат действия;

-  вносит коррективы в свои действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполняет  учебные действия в материале, речи, в уме;
  • проявляет познавательную инициативу;
  • самостоятельно находи  варианты решения познава тельной задачи.

Познавательные

универсальные учебные действия

Обучающийся

  • осуществляет поиск нужной информации;
  • использует знаки, символы, модели, схемы;
  • высказывается  в устной и  письменной формах;
  • осуществляет анализ, синтез;
  • проводит сравнения;
  • устанавливает  аналогии, причинно-следственные связи;
  • обобщает;
  • ставит вопросы;
  • выдвигает гипотезы;

- проводит наблюдения и эксперименты;

-  выска зывает суждения;

- делает умозаключения и выводы

-аргумен тирует (защищает) свои идеи и т.п.

  • строит  логическое рассуждение, включающее уста новление причинно-следственных связей;
  • использует исследовательские  методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи модействия с миром.

Коммуникативные

 универсальные учебные действия

Обучающийся

  • допускает существование различных точек зрения;
  • договаривается в общем решении;
  • соблюдает корректность в высказываниях;
  • осуществляет взаимный контроль;
  •  оказывает парт нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использует  речь для планирования и регу ляции своей деятельности.

Самостоятельная исследовательская практика

Коллективное обсуждение проблематики, планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Коллективная игра-исследование.

Подготовка детских работ к публичной защите.

Представление резуль татов собственных изысканий и проведение предварительной защиты работ.

18

Обучающийся

получит опыт проведения самостоятельных исследований и выполнения творческих проек тов

Мониторинг исследовательской деятельности

Заслушивание всех докладов об ито гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп росы авторам, высказывание собственных суждений.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Доклад, ответы на вопросы и заслу шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

6

Обучающийся

- освоит практику презентаций результатов собственных исследований,

- овладеет умениями аргументировать собствен ные суждения.

Тематическое планирование

№ занятия

Кол-во часов

Дата

Тема

1  ЧЕТВЕРТЬ (9  ч)

1

1

Наблюдение и экспериментирование

2

1

Методы исследования

3

1

Наблюдение и наблюдательность

4

1

Совершенствование техники экспериментирования

5

1

Интуиция и создание гипотез

6

1

Правильное мышление и логика

7

1

Искусство делать сообщения

8

1

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

9

1

Семинар «Как подготовиться к защите»

2  ЧЕТВЕРТЬ (7  ч)

10

1

Семинар «Как подготовиться к защите»

11-13

3

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

14-15

2

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

16

1

Коллективная игра-исследование

3  ЧЕТВЕРТЬ (10  ч)

17-18

2

Семинар

19-26

8

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

4   ЧЕТВЕРТЬ (8  ч)

27-28

2

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

29

1

Занятия со всей группой учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей)

30-31

2

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

32-34

3

Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА  «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Учебные и методические пособия:

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная ли тература», 2012.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учеб ная литература», 2012

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издатель ство «Учебная литература», 2012

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная ли тература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь"

Программа по внеурочной деятельности " Я -исследователь"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.        Задачи прог...