Методический семинар
статья на тему

Дружбина Ирина Михайловна

Из опыта работы учителя начальных классов

МКОУ СОШ № 17 с.Сухая Буйвола

Дружбиной Ирины Михайловны

«Педагогическая диагностика учебных достижений

как один из видов контрольно-оценочной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.rar2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов

МКОУ СОШ № 17 с.Сухая Буйвола

Дружбиной Ирины Михайловны

«Педагогическая диагностика учебных достижений

как один из видов контрольно-оценочной деятельности».

     В настоящее время в современном образовании актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе. В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

           Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчеркивается в стандарте, метапредметных результатов, т.е. умения учиться.

           Все это требует серьезных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня учитель должен понять, что, во-первых, нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться.

           В комплекте «Гармония» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика.

           В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (причем это полностью согласуется с положением стандарта):

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родово-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

        Программа начального образования «Гармония» - это результат многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования.

       Ведущей идеей комплекта является учебная деятельность младших школьников, её способы, обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе обучения.  

Каждый из предметов системы УМК «Гармония» вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий учащихся, является источником  интеллектуального  и  эмоционального  развития  ребенка,  его познавательных  интересов, умения  общаться  со  взрослыми  и  сверстниками, полно  выражать  свои  мысли. В учебниках и рабочих тетрадях разработаны задания на самопроверку, коррекцию, оценку, целеполагание, планирование, прогнозирование результата задания, содержащие элементы исследовательской деятельности, итоговые комплексные работы. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в УМК «Гармония» определяется следующими утверждениями:

1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообусловливающие виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

     Педагогическая диагностика играет большую роль в реализации основной цели начального образования – всестороннее развитие младшего школьника в процессе овладения им учебной деятельностью.

      В начале первого класса я провожу подробное психолого-педагогическое исследование обучающихся, нацеленное на выявление уровня адаптации к школе, сформированность предпосылок к обучению «Школьный старт», способности, интересы и индивидуальные особенности ребёнка,   лингвистическое и математическое развитие.           Проведенный анализ выполнения первоклассниками диагностических заданий в начале учебного года,  позволяет сделать общий вывод о том, на что именно  нужно обратить внимание в первую очередь, что не упустить в ходе подготовки к урокам и внеурочной деятельности.

    Диагностические комплексные работы, которые я провожу трижды в течение каждого года обучения, позволяют выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе уровень сформированности самоконтроля и самооценки. Выполнение заданий требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения и умения отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.  Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности, ее формирование будет продолжаться в ходе дальнейшего обучения.

   Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. Я постоянно фиксирую, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе осуществляю дифференциацию и индивидуализацию обучения.  

   В диагностическом обследовании можно увидеть и выявить следующие возможности ребенка: гибкость и нестандартность его мышления, умение взглянуть на задачу с разных точек зрения, логику рассуждения.

   В текущем оценивании использую систему оценки, которая обеспечивает не только регулярность работы над учебным предметом, но и вовлечённость в оценочную деятельность самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, сотрудничество с учителем дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за свои результаты.

      Одним из инструментов мониторинга метапредметных УУД для меня является учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать». Проверяя самостоятельно  выполненные учащимися задания, выявляю уровень развития важнейших для данного этапа обучения УУД и определяю дальнейшую педагогическую стратегию по достижению каждым ребёнком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Пользуюсь специальной программой обработки УУД эксель для 1х-4х классов, в которой большинство данных заполняются автоматически, предоставляя результаты развития отдельных УУД учащихся.

      Использую в работе различные методики диагностики развития учебных действий  через систему заданий на входе и выходе в каждом классе. Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностические материалы содержат разнообразные типы и формы заданий:  с выбором одного или нескольких правильных ответов;  задания со свободным кратким или  развѐрнутым ответом и т.д.

    Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребёнка, позволяет увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

    Проведение педагогической диагностики и её анализ – дело, безусловно, достаточно трудоёмкое, но, если задумываешься об эффективности своей педагогической деятельности, хочешь достичь результатов, определённых в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить. На протяжении всего этого времени (работаю по ФГОС с 2011года) пакет диагностических заданий помогал мне корректировать работу с учащимися всех уровней подготовки, направлял мою работу на преодоление трудностей и повышение качества знаний. Проведя сравнительный анализ, меня порадовало то, что на выходе из 4 класса ярко видна положительная динамика уровня развития учащихся моего класса, что также оказало положительное влияние и на качество знаний.

    Таким образом, педагогическая диагностика, используемая в рамках дидактической системы «Гармония»,  позволяет определить степень сформированности учебной деятельности у выпускников начальной школы и сделать процесс обучения успешным и продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...