проектно-исследовательская работа
проект (1 класс) на тему

Мусятовская Наталья Владимировна

проектно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Ягодненского сельского поселения Комсомольского района

«Путешествие числа по загадкам, пословицам, поговоркам и скороговоркам»

(проектно-исследовательская работа)

Подготовили работу:

ученики 1 «А» класса

Научный руководитель:

Мусятовская Наталья Владимировна

учитель начальных классов

п. Ягодный

2014 г.

Содержание

 Автор проекта: Мусятовская Наталья Владимировна

 Тема проекта: «Числа от1 до 10»

 Название проекта: Путешествие числа по загадкам, пословицам и поговоркам

 Возраст, группа :7лет

ВВЕДЕНИЕ.

На самом первом уроке математики учитель нас спросила: «Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны числа?» Мы начали отвечать: «Считать, сравнивать, решать задачи». И тогда Наталья Владимировна сказала, что всё, что мы будем делать на уроке математики с числами и сами числа, нам очень пригодится в жизни и на других уроках.  Даже на таком уроке как литературное чтение при изучении русского фольклора. Нас это заинтересовало,  и мы решили узнать,  если числа в загадках, пословицах, поговорках, скороговорках.

Цель проекта: узнать, если числа в загадках, пословицах, поговорках, скороговорках.

Задачи:

  1. Узнать что такое загадка, пословица, поговорка, скороговорка.
  2. Вспомнить загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
  3. Выяснить какие загадки, пословицы, поговорки, скороговорки содержат числа.
  4. Провести опрос среди учащихся 2-3-х классов .
  5. Создать журнал «Числа в загадках, пословицах, поговорках, скороговорках»

Гипотеза исследования:

Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки  это произведения, а не примеры , поэтому чисел в них быть не может.

Объект исследования:  загадки, пословицы, поговорки, скороговорки

Сроки реализации проекта

I месяц

Этапы проекта и сроки их реализации

I ЭТАП. Подготовительный

Срок: первая неделя проекта

Цель: подготовить материал для работы

Содержание этапа Обсудить с родителями вопросы, связанные с проведением проекта, узнать какую они могут оказать помощь. Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта. Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.
Итоговый продукт: готовый материал

II ЭТАП.Процесс обучения

Срок: 1-4 неделя проведения проекта

Цель: развитие  интереса к исследовательской деятельности по математике

Содержание этапа. Экскурсия в районную библиотеку. Беседа по теме: «Русский народный фольклор». Вводная презентация. Организовать выполнение учениками самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта. Работа с литературой по теме проекта. Отбор произведений фольклора. Интервьюирование  учащихся 2-х и 3-х классов по данной теме.

 Сфотографировать учеников  во время работы по проекту. Обсудить формы представления результатов учебной деятельности. Выполнение учащимися самостоятельных твоческих работ по созданию «книжки»: подбор загадок, рисование иллюстрации к пословицам и поговоркам. Оценить проведенную работу .

III ЭТАП. Заключительный

Срок: последний день 4-ой недели

Цель: развитие положительных эмоций, рефлексии

Содержание этапа. Организовать презентацию итогов проекта 

Итоговые продукты

Создание книги "Числа в загадках, пословицах, поговорках и скороговорках"

Результаты работы.

       Мы провели опрос, 2-3 классников и выяснили:

№п/п 

Вопрос 

Варианты ответов 

2- классы

3-е классы

1. 

Числа в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках есть? 

Да    64%

Нет  36% 

Да    89%

Нет  11%

2. 

Приведите примеры поговорок, пословиц, загадок, скороговорок с числами. 

Один в поле не воин   14 чел.

Одна нога тут, другая там  8 чел.

Согнуться в три погибели  12 чел.

Семеро одного не ждут  14 чел.

Семь раз отмерь, один раз отрежь- 13 чел.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей  20 чел.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать  8 чел. 

Стоит Антошка на одной ножке; его ищут, а он не откликается (гриб)- 15 чел.

Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы) – 20 чел.

Четыре братца под одной крышей стоят (стол)- 6чел.

8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук)- 2 чел.

Десять кораблей лавировали,

лавировали, да не вылавировали – 2 чел.

Изучая книги мы узнали, что числа можно записывать не только цифрами, но и словами.

Поисковая работа.

Из литературы и из сети Интернет мы узнали, что числа используются:

В загадках:

Единица, один, первый    

1. Стоит Антошка на одной ножке; его ищут, а он не откликается (гриб).

2. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.

Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус).

3. На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).

4. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).

5. Много рук,  нога -  одна (дерево).

  1. Стоят в один ряд острые пальчики – цап - царапки: подбирай охапки! (грабли).
  2. На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).
  3. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это … (цапля).
  4. В лесу на одной ножке выросла лепешка (гриб).

Двойка, два, второй          

1. Два братца пошли в реку купаться (вёдра).

2. Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы).

3. Два домика - теплушки подарены Танюшке (варежки).

4. Шея длинная такая, хвост крючком…

    И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (двойка).

5. Есть совсем другая птица: если сядет на страницу, то с поникшей головой,   возвращаюсь я домой (двойка).

6.  Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).

7. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами   открываются  (глаза).

8. Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их,  детвора. (глаза).

9. Между двух светил, посередине – один (нос).

Тройка, три, третий              

  1. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги,  а не ходят и три. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).
  2. Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль).
  3. Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).
  4. Треугольная доска, а на ней три волоска. Волосок – тонкий, голосок – звонкий (балалайка).
  5. Три братца пошли на реку купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Искупались – вышли, на третьем повисли (ведра и коромысло).
  6. Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
  7. Трое одним лугом пашут (пальцы пишут).
  8. У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди  ими сверху смотрит на меня (светофор).
  9. Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз – значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

Четверка, четыре, четвертый  

  1. Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  2. Хоть у нас 4 ножки, мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз (стулья).
  3. Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
  4. На 4 ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (стул).
  5. На 4 ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).
  6.  Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
  7. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).
  8. Четыре крыла, а не птица; крыльями машет, а не с места (мельница).
  9. Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет (подушка).

Пятерка, пять, пятый                

  1. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья (пятерка).
  2. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).
  3. У пяти братьев одна работа (пальцы).
  4. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).
  5. Как только отправляется она зимой гулять, жильцы в дома вселяются, и в каждый – ровно пять! (перчатки).
  6. 5 пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей (перчатки).
  7. 5 мешочков шерстяных – греются братишки в них (перчатки).
  8. На пяти проводах отдыхает стая птах (ноты)
  9. Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (пальцы в варежке).
  10. Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты).

Шестерка, шесть, шестой        

  1. Если на голову встанет, ровно на три больше станет (шесть).
  2. Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).
  3. На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина (град).
  4. 6  ног, 2 головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).

Семерка, семь, седьмой            

  1. Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать порррррра! (будильник).
  2. Есть 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели).
  3. Братьев этих ровно 7. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний (дни недели).
  4. Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар!    Еды в них на семь суток! (верблюд)
  5. Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (6)
  6. Приказало солнце: « Стой, семицветный мост дугой!» (радуга)
  7. Нас отара, 7 баранов, защищаем от буранов (шуба).
  8. Один семерых полонил (паук).

Восьмерка, восемь, восьмой    

  1. Дом чудесный – бегунок на своей восьмерке ног. День-деньской в дороге: бегает аллейкой по стальным двум змейкам (трамвай).
  2. Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков. Как я рада, что нашла себе таких, как вы дружочков (8).
  3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я - ….(осьминог).
  4. 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук).

Девятка, девять, девятый          

  1. Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет (9).

Десятка, десять, десятый    

1. Твои помощники – взгляни - десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они работы не боятся (пальцы).

2. Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

3. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но  братья эти сосчитают все на свете (цифры).

4. Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за стеной – день и ночь со мной: целый десяток, верных ребяток! (пальцы).

5. На десятки верст  - разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга).

В пословицах и поговорках:

Единица, один, первый            

Один в поле не воин.

Одна пчела много меду не натаскает.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Одна голова на плечах.

Одна нога тут - другая там.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Первый блин комом.

Одним выстрелом убить двух зайцев.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Семеро одного не ждут.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Двойка, два, второй                  

Два сапога - пара.

Одна нога тут - другая там.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Как две капли воды.

Меж двух огней.

Сидеть меж двух стульев.

Скупой платит дважды.

Одним выстрелом убить двух зайцев.

Хромать на обе ноги.

Старый друг лучше новых двух.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Из двух зол выбирай меньшее.

Тройка, три, третий                  

Заблудиться в трех соснах.

Обещанного три года ждут.

Рыдать в три ручья.

От горшка – три вершка.

Хвастуну цена - три копейки.

Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Четверка, четыре, четвертый

Без четырех углов изба не рубится.

Конь на четырех ногах, да и то спотыкается.

На все четыре стороны.

Закрыться в четырех стенах.

Пятерка, пять, пятый                

Знать, как свои пять пальцев.

Пятое колесо в телеге.

Шестерка, шесть, шестой        

Шестое чувство.

Семерка, семь, седьмой            

У семи нянек дитя без глазу.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.

Семеро с ложкой - один с плошкой.

Лук от семи недуг.

За семью морями.

Одним махом семерых убивахом.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Восьмерка, восемь, восьмой            

Восьми гривен до рубля не хватает.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.

Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять, что ровно делит. 
Весна да осень - на дню погод 
восемь.
Друзей два, врагов 
восемь
Не сосчитав, не говори "
восемь". 

Весна да осень - на день погод восемь.

Девятка, девять, девятый        

Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит. 
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - 
девять, что ровно делит. 
Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.
Девять человек - все равно что десяток. 
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, 
девять – ловкость. 
Уступив однажды, 
девять раз останешься в выигрыше. 

За три девять земель.

Десятка, десять, десятый    

Десятая вода на киселе.
Десять раз смеряй, один раз отрежь.
Дурак в воду кинет камень, а десять умных не вынут.
Одно дерево срубишь - десять посади.

В скороговорках;

У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил восемь лип.

Возле грядки две лопатки, возле кадки – два ведра.

Летели три вороны, черны, пестроголовы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушит штук шесть .

Опять пять ребят съели пять опят.

Сидели, свистели семь свирестелей.

Десять кораблей лавировали,

лавировали, да не вылавировали

Вывод.

В результате нашей работы мы узнали, что такое поговорки, пословицы, загадки скороговорки и что числа в них есть. Поняли, что без знания математики обойтись невозможно.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

Считайте, ребята, точнее считайте:

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу!        

Литература.

  • Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – Москва, АСТ: Астрель, 2009 – 191с.
  • Собрание пословиц и поговорок русского народа. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 240с.
  • Маршак С.Я. Лучшие сказки, стихи , загадки. –Москва: Планета детства 2012г.
  • Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей - АСТ, Харвест, год выпуска 2004
  • Логопедический фольклор, Скороговорки. Для детей от 5лет-  Карапуз, 2014 г-18ст

Интернет-ресурсы:

http://mammy-pappy.ru/zagadki/322-shutochnie-zagadki-o-tsifrah-i-chislah.html

http://www.razvitierebenka.net/index/skorogovorki_dlja_detej/0-221


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...