Пространственная ориентировка.
план-конспект на тему

Матюнина Надежда Николаевна

Конспект индивидуального занятия для  обучающегося  6 б  класса (СКО III вида).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie_._prostranstvennaya_orientirovka.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия для  обучающегося  6 б  класса (СКО III вида).

Пространственная ориентировка.

Учитель Матюнина Н.Н.

Тема:  Использование слуха, памяти, тактильного и инструментального осязания  в пространственной ориентировке.

Цель:  - развивать умение  пользоваться остаточным зрением, получать информацию об окружающем, ориентироваться в пространстве через  слуховое восприятие, память, тактильное и инструментальное осязание.

- формировать умение самостоятельно выполнять необходимые действия с использованием остаточного  зрения и сохранных анализаторов.

Оборудование: карточки, карта - схема, аудиозвуки, раздаточный материал, трость белая, тёмные очки.

Ход занятия

Эмоциональный настрой. «Все в твоих руках».

 Сегодняшнее занятие я хотела бы начать с притчи. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно.  В наших руках наш успех ориентироваться в пространстве, оно в большей степени зависит от самого человека. Поэтому я тебе желаю сегодня успешно и энергично  поработать на занятии.

  1. Сегодня, Саша, мы с тобой отправимся на прогулку, а куда именно, ты мне сейчас скажешь…. (запись № 1голоса птиц) в лес. Вот мы входим в лес и сразу видим все осенние краски.  Нам понравилось слушать…. (запись №2 шелест листьев)  шорох листьев под ногами.  Вдруг неожиданно …. (запись №3 шум ветра.) поднялся ветер. Стало пасмурно.  … (запись№4 шум дождя) пошел сильный дождь. Дождь быстро закончился, снова стало ясно, тепло. Вдруг совсем  рядом мы услышали как….(звук№5 звук дятла) стучит дятел. Мы пошли в сторону школы, недалеко мы услышали  звуки …. (запись №6) машин, раздались  (запись №7) голоса детей.  Вот мы вернулись в школу. Здесь тебя всегда рады видеть  твои учителя и друзья. (голоса учителей и детей). (Упражнение на развитие слуха, памяти).

  1. Выполним упражнение на ориентировку в пространстве. Ты должен внимательно слушать  и различать звуковые сигналы. Если это топот – ты идешь прямо, если это если это хлопки в ладоши - идёшь направо, если это звенит колокольчик - идёшь налево. (Повтори задание) (Упражнение на развитие слуха, памяти).

Перед тобой на краю стола справа находится коробочка с раздаточным материалом. Из неё  возьми шарик – массажёр  поработай, разогрей руки.

В коробочке лежат предметы, определи на ощупь  и назови их.

  1. Вспомни и назови  пальцы руки (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Сейчас будь внимательным  и постарайся точно и быстро выполнить задание. (Упражнение на тактильное осязание в темных  очках)

между указательным и средним пальцем поставь матрешку.
выше безымянного пальца положи гриб.
рядом с мизинцем слева положи ракушку.
справа от большого пальца положи треугольник.
ниже ладони разложи квадраты.
посредине ладони положи круг.
 

Саша, что ты положил между указательным и средним пальцем?

Куда положил  круг?

Где разложил  квадраты?

  1. Ориентировка в пространстве по памяти с помощью схемы.

 Сейчас мы с тобой будем ориентироваться в пространстве по схеме.  Положи правильно перед собой схему и определи место  нахождения.

Что находится  слева?

Что наверху?

Что справа?

Что внизу?

Что посередине?

В каком блоке коридора ты находишься? (Блок начальных классов)

Какой класс учится в 106 кабинете? (1 а класс)

Что находится в 109 кабинете? (электощитовая)

Что находится слева от 104 кабинета? (напольный цветок.)

Как пройти в кабинет директора?

                                            Физминутка

На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий
Спину прямо подержи.
Да смотри не упади
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Повторим еще разок.
Только стой уже на правой.
И опять постой на левой.

  1. Вспомним технику работы с тростью, чтобы легко можно было отправиться по любому маршруту, не боясь трудностей. А перед тем, как ты будешь  показывать, и рассказывать приемы работы тростью, ответь на такой вопрос. 

    Какую роль играет трость в жизни незрячего человека?
    роль щупа. Трость расширяет зону обследования окружающего пространства.

роль  предупреждения. Сигнал для водителей. Водитель, видя человека с белой тростью должен остановиться и пропустить незрячего, чтобы спокойно перешел дорогу.
роль буфера. Трость смягчает удар, предупреждает от столкновения (касаясь стены, бордюра, забора, столба), человек защищает себя от столкновения.

роль генератора звука. Обследуя пространство, мы образуем и получаем тростью звук от удара по стене, дереву, столбу, асфальту, забору. Учимся слушать звук и определять свое местоположение в пространстве.

  1. Молодец,  хорошо вспомнил какую роль играет трость в жизни слепых и слабовидящих людей. А теперь попробуй  показать приемы работы тростью.
    Прием «Маятник». Трость касается дороги то справа, то слева. Трость работает как маятник часов. Это основной способ, прием работы тростью на любом маршруте.
    Прием «Скольжение».
    Трость неотрывно касается дороги, скользит по ней, захватывает всю поверхность дороги. Этот прием используем при изучении новых маршрутов.

Прием «Диагональ»  
Трость направлена по диагонали впереди левой ноги. Если трость в правой руке. Этот прием используем на небольшом участке пути (чтобы найти поворот, начало или конец здания)

Прием «Касание». Движением кисти руки трость опускается до прикосновения с асфальтом, дорогой и туту же поднимается. Трость используем если неровная поверхность пути.

Вспомнил приемы работы тростью на разных маршрутах при ориентировке в окружающем пространстве.

7) Сейчас знания применим на практике. Я тебе даю карточку с заданием, ты её внимательно прочитай,  вспомни  путь движения. Мысленно его изучи, представь себе, проговори  про себя.

Если готов, возьми свою  трость и приступи к выполнению задания. Отправной точкой для тебя  буде кабинет ориентировки, в который ты должны вернуться. Начали.

Все ли  приемы работы тростью  ты использовал на своем пути?

Подведение итогов занятия.

 Вернёмся к притче «Всё в твоих руках».

Положи кисть руки на парту. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой –что мы делали на занятии?

Указательный – для меня было интересным

Средний – мне было легко

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – что у меня не получилось…

 Сегодня, Саша, ты  полностью справился с заданиями, с желанием занимался,  чувствую немного устал, но это хорошая усталость.

 Домашнее задание

Для тебя такое домашнее задание, попробуй различать звуки от трости на территории школы  и на следующем занятии мне расскажешь о результатах своего исследования.
Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта

В презентации отражается системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных  классов с ДЦП и нарушением интеллекта. žОвладение способностью ориентироваться и использоват...

Коррекционное занятие в 1 классе для детей с ЗПР: Формирование навыков пространственной ориентировки.

       Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки. Задача занятия –  формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.Цели з...

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений направленных на развитие зрительного, тактильного восприятия,моторики мелких мышц рукиКоррекция недостатков ...

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке"

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке" представлена в форме буклета, в которой рассматриваются ...

Школа будущего первоклассника. Занятие 13. Буква К. Пространственная ориентировка.

Конспект занятия в школе будущего первоклассника и печатные задания к нему....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Пространственная ориентировка"

Рабочая программа предназначена для учителей -  дефектологов, работающих с детьми с нарушеннным зрением. Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом рекомендаций специалисто...