Рабочая программа по самообслуживанию.
рабочая программа (1 класс) на тему

Пинчук Наталья Николаевна

Программа направлена на  удовлетворение потребностей каждого ребёнка в формировании жизненно важных практических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по самообслуживанию.

Пояснительная записка

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.

Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Программа направлена на  удовлетворение потребностей каждого ребёнка в формировании жизненно важных практических навыков.

Цель работы – достижение максимально возможных положительных результатов самообслуживания себя, для обеспечения бытовой независимости.

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Программа составлена с учетом психофизических возможностей ребенка, его познавательной активности, уровня знаний, умений.

Основные задачи:

-Формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду.

-Выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности.

-Привитие навыков культуры поведения.

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

-Привитие детям навыков самостоятельности.

Программа рассчитана на 2016г.

В программе несколько разделов:

- Личная гигиена

- Уход за одеждой и обувью

- Хозяйственно бытовой труд

    - Правила поведения

Основными методами работы по формированию навыков самообслуживания, являются наглядно-образные (показ) и практико-действенные (отработка) группы методов.

На первом этапе работа заключается в привитии детям и усвоении ими элементарных правил поведения среди взрослых и сверстников и формировании жизненно необходимых навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

На втором этапе, помимо самообслуживающего труда, детей и подростков приобщают к более сложным видам трудовой деятельности:  хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе. Кроме того, у детей с интеллектуальными проблемами формируется отношение к сверстнику как к партнеру, возникает способность учитывать «программу партнера», происходит развитие коммуникативных умений.

Овладение трудовыми навыками, ребенок приобретает навык предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт. У учащихся возникают самые первые реальные мотивы поведения.

Важно, чтобы у детей возникло стремление поддерживать порядок в своем доме, по возможности улучшать за счет собственных трудовых усилий обстановку в игровой комнате, в раздевалке, в других помещениях.

Коррекционно-развивающая работа в стационарном отделении  направлена  на обучение выполнению хозяйственно-бытовых поручений ; совершенствование трудовых действий детей.

Учить детей поддерживать чистоту и порядок в помещении, а также в одежде, обуви, личных вещах, игрушках.

Учить пользоваться санитарно-гигиеническими принадлежностями; закреплять приобретённые  навыки.

Совершенствовать умение накрывать на стол, формировать умение оказывать помощь взрослому .

Воспитывать желание трудиться, бережно относиться к результатам человеческого труда; формировать умение распределять предстоящую работу по этапам .

Приобретённые трудовые навыки позволят воспитанникам в дальнейшем обслуживать свои нужды и помогать товарищам.

Тематическое планирование по коррекционно – развивающей программе по самообслуживанию.

Дата

Тема

Виды работ

Цель

I

Личная гигиена

1.

Январь

«Знакомство»

Беседа

 знакомство детей с воспитателем и друг с другом.

2.

«Режим дня» (правила поведения в группе)

Беседа

Продолжать формировать навыки правильного поведения в центре (во время приёма пищи, во время передвижения по центру, в группе..)

3

«Я и моё тело»

Беседа

Учить детей бережно относится к своему телу.

4

«Наши помощники – органы чувств»

Беседа

Закрепить знания детей об органах чувств.

5

Февраль

«Предметы личной гигиены»

Беседа

Воспитывать культурно – гигиенические навыки.

6

«Чего не стало?», «Угадай по описанию»

Дид. игры

Познакомить детей с моющими средствами: мыло, стиральный порошок, сода.

7

«Здравствуй мыло душистое»

Беседа

Познакомить детей с разновидностями мыла.

8

«Зачем нужно чистить зубы»

Беседа

Закрепить умения правильности и последовательности чистить зубы.

9.

Март

«Руки мой перед едой, не заболит животик твой»

Беседа

Учить основам правил личной гигиены.

10.

«Глаза помощники твои»

Беседа

Познакомить детей с простым строением глаза.

11.

«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом»

Дид. игра.

Развивать у детей логическое мышление, умение строить последовательную цепочку действий.

12.

«Доброе утро, расчёска»

Беседа - практикум

Воспитывать у детей навыки пользования расчёской и ухода за ней.

II.

Уход за одеждой и обувью.

13.

Апрель

«Какую одежду носили на Руси»

Беседа с презентацией

Расширить представления детей об одежде на Руси в XVIII- XIXв.

14.

«Наша разная одежда»

Беседа

Учить детей группировать одежду по сезонному признаку.

15.

«Такая разная одежда»

Беседа

Уточнить функции и назначения разной одежды (для защиты, удобства и красоты)

16.

«Надеваю и снимаю», «Кто что делает?»

Дид. игра

Закрепить знания детей о последовательном одевании и раздевании.

17.

Май

«Обувь разная нужна, обувь разная важна»

Беседа

Формировать представления об изменении обуви со временем.

18.

«Одежда»

Дид. лото

Закреплять у детей умения называть предметы одежды.

19.

«Четвёртый лишний», «Что изменилось?»

Дид. игра

Закреплять знания детей об одежде и обуви.

20.

«Обувь»

Беседа

Расширять знания о разновидностях обуви.

21.

Июнь

«Уход за одеждой. Ручная стирка.»

Беседа с демонстрацией файлов.

Формирование знаний о правилах ухода за одеждой.

22.

«Уход за обувью»

Беседа с презентацией

Учить детей правильно ухаживать за обувью.

23.

«Путешествие в страну головных уборов»

Беседа

Обобщение и уточнение представлений детей о головных уборах, их предназначении.

24.

«Шнуровка, застегивание пуговиц, застёгивание молний и т.д.»

практикум

Развивать мелкую моторику рук. Учим детей застёгивать, пристёгивать, пришивать и т.д.

III.

Хозяйственно бытовой труд

25.

Июль

«Правила поведения за столом»

презентация

Воспитывать культуру поведения.

26.

«Дежурство по столовой»

Беседа

Знакомить детей с моделями и алгоритмами сервировки толов.

27.

«Правильное питание - здоровое питание»

Беседа

Закрепить знания детей о продуктах питания.

28.

«В гостях у Пеппи»

Беседа

Формировать умения и желания трудиться.

29.

Август

«Федорино горе»

Чтение худ. Произведения.

Продолжать воспитывать стремление к чистоте.

30.

«Каждой вещи своё место»

Беседа

Дать понятие о бережном отношении к вещам и аккуратности.

31.

«Как мы Федору трудиться учили»

Беседа

Формировать положительные отношения к труду и его результатам.

32.

«Мы моим свои игрушки»

Беседа - практикум

Формировать навыки мытья игрушек.

33.

Сентябрь

«Уход за комнатными растениями»

Беседа - практикум

Учить детей ухаживать за комнатными растениями.

34.

«Умелые руки не знают скуки»

Беседа

Учить трудиться в коллективе.

35.

«Чистота - залог здоровья»

Беседа -практикум

Воспитывать стремление помогать взрослым.

36.

«Сервировка стола»

Беседа

Формирование знаний о сервировки стола.

IV.

Правила поведения

37.

Октябрь

«Путешествие в страну хороших манер»

Беседа

Закрепление знаний о правилах поведения  и хороших манерах.

38.

«Как правильно вести себя за столом»

Беседа

Продолжать формировать навыки поведения за столом во время еды.

39.

«Правила поведения в школе»

Беседа

Формировать навыки культуры поведения.

40.

Ноябрь

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа

Воспитывать нормы поведения в общественных местах.

41.

«Правила безопасного поведения на улице»

Беседа

Расширять и закреплять знания знаков и правил дорожного движения.

42.

«Вы – гость»

Беседа

Формирование норм культурного поведения в гостях.

43.

Декабрь

«Правила безопасного поведения в лесу»

Беседа

Закрепить знания безопасного поведения в лесу.

44.

«Правила поведения на водоёме»

Беседа

Закрепить знания о поведении на водоёме.

45.

«Правила поведения в общественном транспорте»

Беседа

Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.

Для реализации программного содержания используется методическая литература:

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.,1985.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Учите детей трудиться. – М., 1983.

3. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983.

4. Детский сад и семья. Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1986.

Художественная литература:

  1. «Маша – растеряша» Л. Воронковой
  2. «Мойдодыр» К. Чуковского
  3. «Девочка чумазая» А. Барто
  4. «Что взяла, клади на место» З. Александровой
  5. «Я сама» И. Муравейка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гигиене, самообслуживанию.

Рабочая программа по гигиене, самообслуживанию.Составитель: Сюникова А.В....

Рабочая программа по самообслуживанию 3 класс со сложной структурой дефекта

Предмет "Самообслуживание" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей....

Рабочая программа по предмету "Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд» образовательной области «Труд»  составлена в соответствии с учебным план...

Рабочая программа по предмету "Гигиена и самообслуживание" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Рабочая программа по предмету «Гигиена и самообслуживание» составлена основании следующих документов:1.      Федеральный закон Российской Федерации «Об образ...

Рабочая программа по предмету "Гигиена и самообслуживание" для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Рабочая программа по предмету «Гигиена и самообслуживание» составлена основании следующих документов:1.           Федеральный закон Россий...

Рабочая программа по предмету "Гигиена и самообслуживание" для обучающихся 1 класса с ОВЗ

Основные воспитательные задачи по данному разделу работы:·       прививать детям навыки самостоятельности,·       изживать тен...

Рабочая программа по самообслуживанию, ХТБ, 3 класс.

Рабочая программа по самообслуживанию, ХТБ,  3 класс....