Извинение.
план-конспект урока (1 класс) на тему

Белецкая Ольга Андреевна

Урок риторики формирует умение уместно использовать различные формы выражения извинения, развивает диалогическую речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritoriki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок риторики

                                                                                               22.02.2012г

Тема: Извинение.

Цели:

Образовательные:

- формирование умения концентрировать внимание и запоминать информацию;

- обучение детей уместному использованию различных форм выражения извинения.

Развивающие:

- развитие артикуляционного аппарата; монологической, диалогической речи учащихся,

- выразительность речи: интонации, мимики, жестов;

- развитие воображения, творческого мышления, коммуникативности.

Воспитательные:

- воспитание культуры речи, речевого поведения в различных ситуациях;

- воспитание любви к родному языку, нравственных качеств: вежливости, доброты;

- привитие культуры общения, навыков коллективной работы;

- воспитание чуткости, взаимопонимания.

Оборудование: учебник-тетрадь, слайды, проектор, герой - Риторик, доска, магнитофон.

Ход урока.

I. Организационный момент.

 Психологический настрой.

У. Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова.

Д. Дружно за руки возьмемся

     И друг другу улыбнемся.

У. Почувствуйте поддержку своих товарищей, и их хорошее отношение к вам.

     Это так важно!

II. Постановка цели урока.

У.  – Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Причем, не просто волшебных, а особенно волшебных. Но волшебные слова бывают разные. Сегодня мы узнаем волшебные слова на тему… Прочитайте на доске: "Извинение".  Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, холодно, стоит сказать волшебное слово и сразу станет теплее, радостнее на душе.

       - Что же это за слова и почему они волшебные?

Д. – Спасибо, здравствуйте, добрый день, простите.

Д. – Эти слова несут добро и помогают людям жить, справляться с трудностями, легче переносить горе и беду!

У. – Как всегда на урок к нам пришел Риторик.

     - Кто такой Риторик?

I слайд.

Д. – Мальчик, который красноречиво говорит и нас этому учит.

     - Он приглашает нас попутешествовать по волшебному лесу, где под деревьями растут не грибы, а волшебные слова.

     - Риторик собрал слова в корзины.

     - Какие слова он собрал в I корзину? (Читаем вместе).

     - А какие слова во II корзину? (Читаем вместе).

     - Почему слова извини, извините, прости, простите во II корзине?

     - Когда мы говорим эти слова?

Д. – Когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его. Поняли, что поступили неправильно.

У. – В лесу часто грибники друг друга окликают, чтобы не заблудиться. Так чтобы не заблудиться разомнем язычок вместе с Риториком.

III. Речевая разминка «Разомнем язычок».

1. Коллективная работа.

У. – Разомнем язычок, произнесем скороговорку (дети стоят)

У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

С разными заданиями:

1-й раз – говорим медленно.

2-й раз – с нарастанием скорости (медленно – быстрее - еще быстрее)

3-й раз – быстро.

2. Работа в парах.      (дети сидят)

У. – На пути нам встретился говорливый ручеек.

     - Закройте глаза и представьте себе, что вы звонкий лесной ручеек, который бежит и несет радостную весть: «У Ивашки рубашка,

                                          У рубашки кармашки» (звучит музыка).

    - Представили. Откройте глаза. Создайте образ, используя голосовые средства выразительности, мимику, жесты и расскажите скороговорку своему соседу по парте, т. е. работаем в парах.

    - Как произносим скороговорку?

Д. – Радостно, звонко, весело.

3.  Оцените у кого всех лучше получилось показать у доски.

IV. Активизация полученных знаний.

Игра «Вежливые слова».

У. – Продолжаем наше путешествие. С какими вежливыми словами вы уже познакомились?

Д. – Пожалуйста, спасибо, добрый день, простите, до свидания и др.

У. – А зачем человек в речи использует вежливые слова?

У. – Есть такая игра – «Вежливые слова».

     - И если вы вежливые ребята, то мы сейчас в нее поиграем. Будем путешествовать с Риториком и помогать ему употреблять волшебные слова.

II слайд.

    - Риторик из леса вернулся в город. Ему нужно доехать до дома на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках. Риторик встал и сказал: «Садитесь …»

Д. (хором). Пожалуйста.

У. – Женщина тоже была вежливая. Она поблагодарила Риторика и сказала ему …

Д. (хором). Спасибо.

У. – Вдруг  автобус неожиданно остановился. Риторик не держался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Риторику, что надо держаться, но Риторик быстро сказал ему…

Д. (хором). Извините.

У. – И мужчина улыбнулся и сказал: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»

    Итог: - Я вижу, что вы хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их почаще.

V. Введение новых теоретических сведений.

1. У. – Почему мужчина не рассердился на Риторика, а даже улыбнулся?

Д. – Он сказал ему: «Извините».

У. – А еще какие слова можно было ему сказать?

     - Так когда мы произносим эти слова?

Д. – Когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его. Поняли, что поступили неправильно.

У. – Кому приходилось извинятся, поднимите руки? Когда, расскажи! Кому приходилось наблюдать, как другие люди извиняются, поднимите руки?

     - Сегодня мы узнаем, что такое извинение.

     - Один ученик у нас получил задание посмотреть в словаре С.И. Ожегова значение этого слова.

Д.   Извинение – это просить прощение.

2. Работа по учебнику.

З слайд. Извинение.

Извини (те),

Пожалуйста

Прости (те)

Я не хотел тебя (вас) обидеть

***

Пожалуйста

Не за что

Я не сержусь

У. – Откройте с. 15 учебника по закладке. Прочитайте слова извинения и ответы на эти слова на с. 15 учебника (про себя), а теперь на экране.

    - Для произнесения этих слов надо выбрать подходящий тон.

    - Какой тон? (спокойный)

    - Когда мы говорим «извини», а когда «извините»?

    - Как можно попросить извинения со словом «пожалуйста»?

Д. – Извини, пожалуйста.

У. – Как можно ответить на извинение?

Д. – Пожалуйста.

3. Риторик предлагает побывать в гостях у его друзей.

У. – Переверните страницу, стр. 16.

а) – Кто изображен? Перед кем будет извиняться Вини-Пух? За что?

    - Прочитайте, как может извиниться Вини-Пух. Какое извинение вам кажется самым вежливым?

Д. а) - Извини, пожалуйста, Кролик. б) - Извини, пожалуйста, я нечаянно.

Работа с сюжетной картинкой.

(Раздаются иллюстрации из мультфильма).

I в. – 8 шт.

II в. – 9 шт.

Раскрась виновника этой сцены. Какие цвета возьмем? Почему?

Итог: - Когда говорим извини? Почему?

б) - А теперь посмотрим, что приключилось с Риториком.

У. – Рисунки на стр. 17.

     - Почему в этих случаях надо извиниться?

Д. - Риторик опоздал на день рождения. Ведь все его ждали и, наверное, долго не начинали праздник.

– Потому что Риторик опоздал. Если Риторик опоздал на урок, он отвлек учителя от дела, причинил беспокойство, помешал.

     

У. – Какие слова вы выберите для извинения? Почему? Как вы произнесете их? А если извинение в этих словах?

(Дети объясняют свой выбор, мотивируют его. И совсем не следует настаивать на каком-либо варианте).

Вывод: многое зависит от того, каким тоном произносятся «извинительные слова».

У. – Ребята, кто у нас частенько опаздывает на урок?

- Что ему приходится говорить, когда он опаздывает? ("Извините, пожалуйста, за опоздание!")

- А можно избежать этого? Как? (Нужно не опаздывать.)

4. 4 слайд

От учтивых слов язык не отсохнет.

Разрешите…

Виноват…

Мне стыдно…

Не сердись (тесь)…

Прошу прощения…

У. – Прочитаем пословицу на стр. 18 про себя. А теперь на экране. Как вы её понимаете? (Учтивый – очень вежливый, относится с глубоким уважением).

      - Какие учтивые слова должен знать вежливый человек? Прочитайте.

      - Рассмотрим рисунок на этой странице. Узнали знакомых героев?

      - Представим теперь, что грубый, невежливый Волк пробирается к выходу в переполненном вагоне метро. Что он скажет всем, кто оказался на его пути?

Д. – «Брысь с дороги», «Убери свои лапы», «Такой рог надо возить в чехле» и т.д.

У. – Что ему ответят звери? И ответят ли?

     - А если Волк перевоспитался и стал вежливым, что он скажет?

Д. – Разрешите пройти, уважаемый господин Кабан. Мне неудобно, что я вас беспокою, но я выхожу на следующей остановке.

У. - Что ему ответят?

     - А кто стоит с рюкзаком? Как будет вести себя заяц? Что он скажет пассажирам, чтобы пробраться к выходу? Как ему ответят?

Д. – Прошу извинения, господин Дикобраз, но не могли бы вы подвинуться? Мне надо выходить на этой остановке.

У. - Как вы считаете, обязательно ли Волку и Зайцу нужно было говорить учтивые слова?

– А как бы вы поступили, находясь в переполненном вагоне?

VI. Пантомима. Физминутка.

У. – Встаньте, выйдете из-за парт. Представьте себе, используя мимику и жесты:

(Дети встают, как для физминутки и пробуют, используя мимику и жесты, представить)

- маленького воспитанного зайца,

- огромного невежливого волка,

- большого доброго волка.

VII. Слово оратору.

У. – Кто такой оратор?

Д. – Тот, кто произносит речь, обладает даром речи.

У. – Далее слово предоставляется ораторам

     - О чем должны помнить ораторы.

Д. – Читать выразительно, четко, громко.

1. У. – Послушаем стихотворение И. Антонова.

        - Нравится вам герой его стихотворения Витя или нет?

Ученик (выступает с подготовленным стихотворением):

Малыша обидел Витя, но перед школою в строю

Витя просит: «Извините, я ошибку признаю!»

На урок пришел учитель, положил на стол журнал.

Следом Витя: «Извините, я немножко опоздал!»

Спор давно ведется в классе: вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.

У. – Если вам понравилось выступление оцените его аплодисментами.

     - Что хотел сказать нам оратор?

     - Так вежлив ли Витя? Почему?

Д. – Нет.

У. - Итак, сделаем вывод: вежливость не только в произнесении вежливых слов, но в поступках. Иначе слова – просто притворство.

2. Послушаем стихотворение Юсупова «Простите».

У. – Послушайте, как папе однажды помогло "вежливое" слово.

Ученик:

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И вежливо, тих «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую. Есть лучше в продаже…»

«Простите» - казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое волшебное слово!

У. – Понравилось выступление? Оцените аплодисментами.

     - Какое слово помогло папе?

     - А всегда ли вы помните об этом слове?

VIII. Обобщение полученных знаний.

У. – Если мы поступили плохо, понимаем это и по-настоящему хотим, чтобы нас простили, мы говорим не просто «извините», а «извините за то, что я вас побеспокоил».

У. – Я прочитаю вам стихотворение А. Кузнецовой, о поссорившихся подругах, а вы подумайте, как они могут помириться.

(Учитель читает первую часть стихотворения).

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

У. – Как же могут помириться девочки?

(Высказываются дети).

У. – Автор так закончил эту историю:

- Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай.

И скажу: «Играть давай!»

IX. Подведение итогов.

  1. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Когда было трудно?

- Что же мы поняли на этом уроке?

- Нашли ответы на вопросы?

Решение проблемы:

- Так почему Риторик слова извини, извините, прости, простите положил во II корзину?

- Где и когда надо их употреблять?

- Поблагодарите друг друга за работу улыбкой.

  1. – Ребята, Риторик просит вас к следующему уроку рассмотреть картинку на с. 19.

- Из какой сказки эти герои?

- Подумайте, как Машенька будет извиняться перед каждым медведем за свои поступки.

- Варианты ответов даны, подумайте.

- Кто хочет, раскрасьте картинку.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение»

1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.3. Уважительное отношение к окружающим....

Презентация по ОРКСЭ на тему: "Стыд, вина и извинение."

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности...

Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).

Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...

разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"

разработка урока по курсу ОРКСЭ ,  Тема:  "Стыд, вина извинение"...