Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
рабочая программа (1 класс) по теме

Смирнова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_kistochka.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ВОРОШИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Можайский район, д.Горки, тел./факс 8 (496) 38- 5-15-33

РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО                                         УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением        Заместитель директора               Директор школы     учителей начальных                                по УВР.                                              Кузьмина Т.С.

классов                                             ______ Панюкова О.И.                             Приказ №_________

Протокол №______________         «____»_________2014г.                       от «___»_______2014г.

от «____»____________2014г.                                                                      

Руководитель ШМО

____________ Смирнова Т.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Волшебная кисточка»

ступень обучения - начальное общее

уровень  базовый  

 Рабочая программа составлена на основе

 Примерной программы образовательных учреждений

 для начального общего образования,

 программы  Коротеевой  Е.И. «Смотрю на мир

 глазами художника Москва Просвещение  2010г.

                     

                      Составитель

учитель начальных классов

Смирнова Татьяна Анатольевна

Возраст детей 7-10 лет

                            4 года обучения

Д. Горки

2014

Пояснительная записка.

        Рабочая программа  внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» составлена на основе программы  Коротеевой  Е.И. «Смотрю на мир глазами художника», опубликованной в  книге "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя" авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степановой  М.: «Просвещение»,  2010. Программа составлена с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» (2010).

       Духовно-нравственное  воспитание - это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

   Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы духовно-нравственные взгляды, мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

   А формировать личность и нравственность, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. 

   Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Научить создавать вокруг себя прекрасное способно художественное воспитание. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система духовно-нравственного воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности обучающегося.

  Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в данной системе  воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Любой предмет, будь то математика, физкультура, окружающий мир, вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Моя задача воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Театр, кино, музеи, выставки и всевозможные показы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений, и т.д. дает широкий спектр для реализации художественно-эстетического воспитания.

   Критериями формирования художественно-эстетического отношения являются художественно-познавательный компонент –  способность к осмыслению чувства прекрасного; эмоционально-оценочный компонент  – развитый художественно-эстетический вкус; - осознание эстетических свойств  произведений искусства; - эмоционально-эстетическая оценка произведений искусства;

    Одной из главных целей  становится это развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний и это является залогом развития способности сопереживания.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

    Программа ‘Волшебная кисточка” рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят 2 раза в неделю во внеурочное время.

    Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства, а также языка декоративно-прикладного искусства. Кроме того, предполагается работа с природными материалами (1 класс).

     Программа поможет решить различные

 учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

    Продолжительность занятий строится из расчёта 68  часов (2 часа в неделю), (1 класс 66 часов).

     Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.

     Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы “Волшебная кисточка” направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к изобразительному искусству;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного и изобразительного  искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

             Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

        Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

         В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате работы по программе «Волшебная кисточка » ученик должен:

  • освоить основные правила изображения;
  • овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
  • развить стремление к общению с искусством;
  • формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
  • уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
  • формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
  • уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
  • развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Тематическое планирование.

1класс

Дата

   Тема деятельности

Содержание деятельности

1.

Красота вокруг нас.

 Рисуем улыбающиеся  солнца .

2.

Бумажкино царство.

Знакомимся с различными видами бумаги.

3..

Нам поможет мастер которого зовут “Изображение”.

Рисование листьев различной формы..

4.

Превращение бумажного листа.

Игра “Мастерилка”

5.

В мире красок.

Мы рисем красочный ковёр.

6.

Как вырезать квадрат?

Получаем квадрат вырезанием из прямоугольника и наоборот.

7.

Как изобразить

 настроение?

Рисуем весёлого и грустного мальчика(девочку).

8.

Складывание прямоугольника.

Складываем закладку “Карандаш”

9.

Художник – кто он?

Выставка из работ художников.(рисунки, плакаты)

10.

Симметричное вырезание.

Вырезание осенних листьев.

11.

Придумай узор.

Рисование сказочного цветка.

12.

Гофрирование.

Ёжик из гармошки.

13.

Увидим прекрасное.

Урок – экскурсия

14.

Лиса и лисята.

Складываем из листа бумаги лисичку.

15.

Узор и бабочка.

Рисуем свою бабочку. (Каждый ученик сам придумывает свой узор на крыльях бабочки.)

16.

Надрезание бахромой.

Выполнение аппликации цветочка с гусеницей.

17.

Красивые рыбки

Рисум различных рыбок.

18.

Воздушный змей и Ромбик.

Изготовление звёздочки из деталей “Ромбик” и “Воздушный змей”

19.

Сказка и узор.

Рисование сказочного героя.

20.

Сказочная рыбка.

Складывание из кругов рыбки.

21.

Подбери себе или другим украшение.

Рисование для себя или для родных и друзей какого – либо украшения.

22.

Весёлые гуси.

Выполнение аппликации из кругов гусей.

23.

Какие бывают постройки.

Рисование сказочного дома

24.

Осеннее дерево.

Делаем аппликацию осеннего дерева.

25.

Домик из овощей и фруктов.

Рисуем домик в форме овощей или фруктов.

26

Морская звезда.

Выполняем мозаику морской звезды.

27

Новогодняя ёлочка.

Выполнение аппликации новогодней ёлочки.

28

Как красива наша ёлка!

Рисование новогодней ёлки.

29

Новогодняя игрушка.

Склеивание новогодней игрушки.

30

Волшебная новогодняя открытка.

Рисуем новогоднюю открытку.

31

Волшебная новогодняя открытка.

Выполняем новогоднюю открытку методом аппликации.

32

Страна Пластилиния

Знакомимся с различными видами работы с пластилином.

33

Как прекрасна зима.

Рисум зимний пейзаж

34

Мозаика на поастилиновом фоне.

Выполняем мозаику на пластилине “Цветок”.              

35

Орнамент на пластилине.

Выполняем орнамент на пластилине с отпечатками.

36

Герои из снега.

Придумываем эскизы различных героев для лепки из снега.

37

Подводные жители.

Лепим рыбок и осьминожек из жгутиков.

38

Зимняя сказка.

Придумываем и рисуем сюжет своей сказки.

39

Грибочки на полянке.

Лепим грибочки на пластилиновой основе из отдельных частей куска.

40

Узоры Деда Мороза

Рисование узоров на окнах.(работа со свечами и красками)

41

Многослойный цветок.

Коллективная работа “Цветочная поляна”.

42

Поиграем в зимние игры

В какие игры дети любят играть. Каждый рисует свою любимую игру.

43

Веточка покрытая снегом.

Рисум зимнюю ветку.

44

Золотая рыбка.

Выполнение самостоятельной аппликации из сухих листьев.

45

Увидим прекрасное.

Урок – экскурсия

46

Лесная полянка.

Аппликация из природного материала с использованием шишек, желудей, каштанов.

47

Моё село.

Село, в котором мы живем. Рисование села.

48-49

Птицы – наши друзья.

Рисование птиц.

50

Праздничный букет.

Выполнение аппликации из кругов

51

Увидим прекрасное.

Урок – экскурсия

52

Сельский домик.

Выполнение домика методом оригами.

53

«Здравствуй весна!»

Рисование весеннего пейзажа.

54-55

Мой дом.

Коллективная работа учащихся.

56

В порту.

Преобразование домиков в кораблики.

57

Ветка черёмухи.

Рисование цветущей ветки черёмухи.

58

Божьи коровки на ромашке.

Разноцветные жуки и божья коровка.

Рисуем майского жука или

 божью коровку.

59

Насекомые в природе.

Лепим насекомых, которых видели в природе.

60

Цветик – семицветик.

Рисуем первые весенние цветы.

61

Красота наступающего лета.

Рисуем летний пейзаж (или  сюжет рисунка учащиеся может выбрать по желанию)

62

Выставка детских работ.

Организовываем, обсуждаем, выбираем лучшие работы.

63-66

Резерв

Тематическое планирование

2 класс

п/п

Дата

Тема деятельности

Рекомендуемые виды деятельности

1

Кто такой художник?

Знакомимся с художниками. Выставка работ. Обсуждаем.

2

Украсим вазу для цветов.

Рисуем вазу, украшаем её растительным узором.

3

Листопад.

Знакомство с разнообразием форм в природе. Коллективная работа «Этот плавный листопад»

4

Знакомство со скульптурой. Лепим героев сказки «Колобок»

 Строим домик  на листе цветной бумаге с помощью пластилина, разных цветов. Выполняем колобка и героев сказки.

5

Дерево из моей ладошки.

Обводим ладошку и получаем дерево, рисуем листву этому дереву. Отдельно можно вырезать осенние листочки (красные, оранжевые, зеленые) и наклеить сверху на рисунок. Несколько листочков упали на землю.

6

Кто под листиком живёт?

Закрепляем технологию смешения красок и получения оттенков   желтого цвета.   Играя вспоминаем   название (породу) деревьев,  отмечаем, что каждое дерево не похоже на другое. У разных пород деревьев разные по форме листочки (береза, ольха, липа и т.д).

7

Грибы в лукошке. Осенние опята»

Рисуем «Осенний натюрморт Грибы в лукошке».

8

Большая тыква и остальные овощи и фрукты.

Рисование  с натуры разных по цвету и форме  овощей: помидора, яблока, груши морковки и проч.

9

Как  улитка по   ягоды ходила .

Украшаем дом улитки разными узорами.

10

Иллюстрация сказки «Гуси – лебеди»

Белые гуси над лесом на фоне заката».

Знакомство детей с русской народной сказкой, её героями. Изображение гусей-лебедей над лесом.

11

.

Как поймать в картине ветер. Ветер по лесу гуляет

Изображение отдельно стоящего дерева, внимание положению кроны, веток. Изменение силуэта, если дует ветер. Л.Н.Толстой, рассказ «Желторотый».

12

Дерево- дом, старый  дуб.

На основе сказки  В. Бианки в которой дуб, разрастаясь, становился домом для разных животных.  Изображение могучего дерева на весь лист бумаги, под которым собрались его обитатели. Работа в технике «Рваная аппликация».

13

Лесные колючки.

Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями.

14

Буквица- самая нарядная буква в книге.

 Придумать свою буквицу к самой любимой сказке. Работа с графическими материалами.

15

Как нарисовать мое имя, как выглядит имя моих самых любимых людей или героев сказок.

Придумать буквы-буквицы, из которых можно написать ваше имя;  подобрать цвет и узор к каждой букве.

16

Как появился и что видит лед на пруду.

Что спрятал  или что видит лед на пруду (деревья, дома, облака). Нахождение и  передача ритма улиц села, движения людей, животных. Понятие о контрасте (синее и оранжевое). Отражение. Работа в технике «графика» фломастером, цветными карандашами на небольшой по размеру листе бумаги.

17

Украшаем платочек для Зимы

(коллективная работа). Аппликация.

Составление орнамента. Работа в технике аппликация. Закрепление умений работать ножницами (орнамент для Зимы) или узор на платье Снегурочки Использование в орнаменте не менее 3-х цветов.

18

Орнамент в полосе

Дарим попону маленькому пони. Аппликация.

Учащимся предлагается из известных геометрических фигур разного размера выполнить узор вышивки для маленького пони, которые собираются в одно панно (геометрический орнамент).

19

Украшаем вещи в своём доме. (орнамент в полосе)

Знакомство с разными видами орнамента. Растительный орнамент. Кто помогает художнику придумывать (создавать) орнамент.

20

Иллюстрация к сказке «Серебряное копытце»

Роль силуэта и формы в рисунке. Освоение методики изображения животных от пятна. Работа на  больших листах. Елочки и дом, животные.

21

Замок морского царя

Создание (построение)  дворца морского царя. Добавления к нему элементов украшения – крыльца, окон, дверей, вымпелов, балконов. Даётся навык работы линейкой.

22

Узор на одежде, узор для платья, шапочки, шарфа, варежек

Навыки и умения работать с трафаретом.Украшение трафаретом шапочки, платья героя, рукавичек.

23

Волшебная рыба

Придумывание рыбы. Бумага большого формата, трафарет для чешуек, чтобы они были одного размера, фломастеры. Работа учащихся может быть оформлена в единую композицию – «Морское царство».

24

Вкусный торт.

Мы идем на День рождения.

Придумать торт, с которым вы пойдете на день рождения любимого сказочного героя. Разработать форму торта, узор.

25

Чайник, чашки и блюдца.

Придумать форму посуды, узор,цветовое решение, найти место узора на посуде, которые  отражали бы интересы, характер  персонажа, которому придумана посуда

26

К нам едет Дед Мороз.

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

27

Елочные игрушки-гирлянды и зверушки

Создание объемных работ. Бумажная пластика – создание игрушек на основе конуса, цилиндра – Петушок, Рыбка и т.д.  Освоение разных  приемов работы с бумагой (сгибание, прорезывание, склеивание и т.д.), повторение правил работы с ножницами, чертежными инструментами – линейкой, треугольником.

28

Елочные игрушки

 Рисование по представлению. Какую игрушку я повесил бы на свою ёлочку. Развитие фантазии, воображения.

29

Елочные игрушки-гирлянды и зверушки

Создание объемных работ. Бумажная пластика – создание игрушек на основе конуса, цилиндра – Петушок, Рыбка и т.д.  Освоение разных  приемов работы с бумагой (сгибание, прорезывание, склеивание и т.д.), повторение правил работы с ножницами, чертежными инструментами – линейкой, треугольником.

30

Дворец Снежной Королевы

Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь.

31

Дворец Снежной Королевы

Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

32

Открытка к Новому году

 Выполнение открытки в форме ёлочки, снеговика, коробки с подарками, многоконечной звезды, оленя и т.д.   Украшение ёлочки гирляндами и игрушками.

33

Волшебное блюдо для …

Снежной королевы,

Бабушки и Дедушки, курочки Рябы и т.д.

 Создание орнамента исходя из тематики задания (снежинки, ледяные цветочки, ёлочки). Графические материалы – фломастер. Знакомство с холодной гаммой. Знакомство с теплой гаммой цветов.

34

Снегири на ветке.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам зимой. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов

35

Русские матрёшки.

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины.

37

Сказ о Хохломе. Элементы росписи.

Познакомить детей с элементами хохломской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

38

Хохломская роспись.

Жар-птица.

Упражнение в рисунке элементов хохломской росписи.

39

Хохломская роспись. Тарелочка.

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью. Упражнять в рисунке несложной композиции пальчиковым методом. Развивать цветовосприятие.

40

Дымковская игрушка.

Познакомить  детей с дымковской росписью. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

41

Дымка. Барыня.

Продолжить знакомство детей с элементами дымковской росписи.

42

Дымковская игрушка. Конь.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

43

Учимся рисовать птиц. Ласточка.

Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

44

Учимся рисовать птиц. Сова.

Закреплять знания о внешнем виде совы. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз, повадки и др.

45

Силуэт в изобразительном искусстве.

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

46

Учимся рисовать пейзаж.

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

47

Конструкция предметов. Рисуем вазу.

Знакомство с геометрическими фигурами шар, цилиндр, куб, конус. Рисование вазы цилиндрической формы.

48

Сказка о трамвае.

Знакомство детей с историей трамвая в России. Учимся рисовать трамвай.

49

Цирк в картинах художников.

Знакомство с работами художников, изображающих в своих произведениях цирковых артистов. Рисование клоуна.

50

Что любят делать дети.

Беседа –презентация о том, что больше всего любят дети. Рисуем своё самое любимое занятие.

51

Художники-анималисты.

Знакомство с творчеством художников-анималистов.

52

Нарисуем тигрёнка.

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

53

Учимся рисовать собаку.

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

54

Нарисую я ракету.

Учимся рисовать ракету. Ю.Гагарин-первый космонавт.

55

Нарисуем натюрморт.

Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

56

Рисуем горы.

Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, передавать в рисунке правильную форму.

57

Пасха. Как нарисовать пасхальное яйцо.

Знакомство с праздником, обычаями. Дети рисуют пасхальное яйцо, украшают его различными растительными узорами, составляют композицию.

58

Каравай.

Знакомство с русскими обычаями, русскими народными праздниками, песнями. Выполнение рисунка акварелью.

59

Давайте рисовать…Бабочка.

Знакомство с бабочками, их разновидностями, воспитывать чувство прекрасного, умение рассматривать, видеть  красоту.

60

Рисуем нарциссы.

Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

61

Учимся рисовать Бабу Ягу.

Знакомство с героиней русских народных сказок, её характером, образом. Изображение героини в лесу около избушки.

62

Ах, мой милый Карлсон!

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

63

День Победы.

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

64

Изображение сказочных цветов.

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

65

Прекрасное в жизни и произведениях искусства.

История древнего рисунка. Знакомство с произведениями разных художников. Что такое прекрасное? Беседа-презентация.

66

Рисуем паутину.

Знакомство с пауками, их образом жизни. Как паук плетёт паутину. Рисуем паука, плетущего паутину.

67

Учимся рисовать бурого медведя.

Учимся рисовать медведя. Медведь-герой русских народных сказок.

68

Выставка работ.

Выставка работ учащихся, обсуждение.

3 класс

Дата

Тема деятельность

Рекомендуемые виды деятельности

1

Вводное занятие.

Проведение вводного инструктажа по О.Т.

2

Впечатления о лете.

Рисование летнего пейзажа цветными карандашами.

3

Экскурсия

Наблюдение за осенними деревьями, листьями, цветами, небом.

4

«Листья и веточки». Рисование с натуры.

Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

5

«Осенние листья»

Составление композиций из осенних листьев простой формы.

6

«Осенний ковёр»

Изображение осенних листьев путём смешивания красок.

7

«Красота осени»

Изображение листьев сложной формы, используя цвета осени.

8

«Силуэт дерева».

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

9

«Мы рисуем осень».

Выбор сюжета, набросок. Заливка.

10

Рисунок осенних деревьев по заливке (продолжение).

Рисование осенних деревьев.

11

«Грустный дождик».

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

12

«Весёлые зонтики»

Украшение зонтиков узорами.

13

«Ёжики в лесу»

Раздувание краски трубочкой. Знакомство с техникой.

14

«Весёлые зверюшки»

Превратим пятна в рисунок. Сливание красок на бумаге.

15

«Ветка рябины»

Рисование тычком, палочкой.

16

«Ветка каштана»

Рисование листа сложной формы.

17

«Весёлые мухоморчики»

Рисование грибов на лесной полянке.

18

«Ласковая кошечка»

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках.

19

«Озорной щенок»

Закреплять знания о внешнем виде щенка. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз, повадки и др.

20

«Свинка-замарашка»

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках.

21

«Весёлый ослик»

Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

22

«Овечки и барашки»

Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

23

«Упрямая козочка»

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

24

«Красивые рыбы»

Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

25

«Мы в цирке»

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

26

«Узоры снежинок»

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

27

«Зимний лес»

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

28

«Портрет Снегурочки»

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

29

«К нам едет Дед Мороз»

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

30

«Снежная птица зимы»

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

31

«Дом снежной птицы»

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

32

«Ёлочка-красавица»

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа.

33

«Кто живёт под снегом»

Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

34

«Зимний пейзаж»

Рисунок красками. Смешивание красок.

35

«Зимний пейзаж»

Задний и передний план на рисунке.

36

«Натюрморт»

Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

37

«Натюрморт из трех предметов»

Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

38

«Город в три краски»

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

39

«Терема»

Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

40

«Открытка-поздравление»

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

41

«Небо в искусстве»

Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.

42

«Отражение в воде»

Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

43

«Забавы детей»

Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.

44

«Скачущая лошадь»

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты.  Гуашь.

45

«Цветы и травы весной»

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий.

46

«Цветы»

Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма  - кистевая роспись.

47

«Цветы и травы»

Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.

48

«Цветы и бабочки»

Декоративная роспись подготовленной  основы. Творческая работа.

49

«Плакат – вид прикладной графики.»

Поздравление к празднику.

50

«Туманный день»

Интерпретация явлений природы.

51

«Прогулка по весеннему саду»

Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

52

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

53

«Моя мама».

Творческая работа.

54

«Волшебная птица весны»

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

55

«Узоры на крыльях бабочки»

Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.

56

«Узор из кругов и треугольников.»

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

57

«Узор в полосе.»

Правильное обращение с художественными материалами

58

«Праздничные краски узоров дымковской игрушки»

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

59

«Иллюстрирование. Сказка в искусстве.»

Выполнение рисунка-иллюстрации «Моя любимая сказка»

60

«Рисование на тему «Весна»: весенний пейзаж, первоцветы.»

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты первоцветов.

61

«Весёлый попугай»

Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов

62

«Искусство Гжели»

Изображение  элементов, цветосочетания сине голубого цвета.

63

"Изображение элементов гжельской росписи"

Отработка техники выполнения элементов и оживок белой гуашью с помощью тонкой кисти.

64

«Золотая Хохлома».

Рисование элементов.

 Использование выразительных средств хохломской росписи – цвета, формы элементов, композиции.

65

Украшение силуэтов посуды хохломской росписью.

Развивать эмоциональную отзывчивость при  украшении силуэтов посуды. Закрепить название элементов, умение сочетать узоры.

66

«Жостовская роспись».

Рисование элементов.

Выполнение последовательного изображения цветов, в сочетании их с травкой, фруктами.

67

Роспись силуэтов подносов жостовскими цветами.

Отработка технических навыков, умения владеть разным нажимом на кисть, для изящности узора.

68

Заключительное занятие: выставка работ.

Выставка работ учащихся, обсуждение.

4 класс

Дата

Тема деятельности

Рекомендуемые виды деятельности

1

Вводное занятие.

Проведение вводного инструктажа по О.Т.

2

Экскурсия.

Наблюдение за изменениями в осенней природе.

3

«Мое прекрасное лето!»

Рисование летнего пейзажа по воспоминаниям.

4

«Здравствуй, осень золотая!»

Беседа, презентация об осени.

5

«Золотой ковер.»

Самостоятельное изображение осенних листьев различной формы. Оформление работы в виде ковра с бахромой.

6

«Образы осени.»

Изображение осеннего пейзажа с использованием природного материала.

7

«Скворечник.»

Рисование  опустевшего своречника.

8

В.Д.Поленов.

Знакомство с творчеством В.Д.Поленова. Понятие «городской пейзаж».

9

«Натюрморт с цветами.»

Повторение сведений о натюрморте. Свет. Тень. Блик.

10

«Московский дворик.»

Рисование своего двора на основе картины В.Поленова

11

«Рисуем собаку.»

Изображение любимого домашнего животного по памяти.

12

«Бультерьер.»

Знакомство с разными породами собак. Изображение собаки породы бультерьер.

13

«Традиции Англии.»

Знакомство с особенностями английской архитектуры. Понятие «витраж». Изображение элементов витража.

14

«Сказочный дракон.»

Пошаговое рисование сказочного дракона.

15

«Геометрический орнамент.»

Украшение одежды элементами геометрического орнамента.

16

«Рыцарь-герой средневековья.»

Знакомство с обычаями средневековья. Кто такой рыцарь?

17

«Рисуем  комнатные растения.»

Изображение комнатных растений.

18

Незнайка.

Герои сказки Н.Носова. Изображение любимого сказочного героя.

19

«Чебурашка.»

Просмотр отрывка мультфильма. Изображение Чебурашки гуашью.

20

«Мой любимый сказочный герой.»

Рисование любимого сказочного героя по памяти.

21

«Рисуем принцессу.»

Изображение акварелью сказочной принцессы.

22

«Рисуем гномика.»

Поэтапное изображение волшебного героя – гнома.

23

«Рисуем пирата.»

Кто такие пираты? Рисование пирата по образцу.

24

«Рисуем новогоднюю открытку.»

Самостоятельное составление новогодней композиции.

25

«Новый год.»

Встречаем Новый год. Традиции встречи разными народами.

26

«Город будущего.»

Развитие воображения. Творческая работа.

27

«Художник и цирк.»

Знакомство с творчеством художников, изображающих артистов цирка.

28

«Рисуем цирк.»

Изображение артистов цирка различных профессий. Работа по образцу.

29

«Рисуем цирк.»

Изображение артистов цирка различных профессий. Работа по образцу.

30

«Рисуем цирк.»

Изображение артистов цирка различных профессий. Работа по образцу.

31

«Виды художественной росписи.»

Повторение видов художественной росписи. Презентация.

32

«Хохлома.»

Использование выразительных средств хохломской росписи – цвета, формы элементов, композиции.

33

«Хохлома.»

Использование выразительных средств хохломской росписи – цвета, формы элементов, композиции.

34

«Филимоновская игрушка.»

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

35

«Филимоновская игрушка.»

Творческая работа.

36

«Дымковская игрушка.»

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

37

«Дымковская игрушка.»

Творческая работа.

38

«Гжель.»

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

39

«Гжель.»

Творческая работа.

40

«Игрушки Крутца.»

Творческая работа.

41

«Жостово.»

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

42

«Жостово.»

Творческая работа.

43

«Зима в картинах русских художников.»

Знакомство с творчеством художников – пейзажистов.

44

«Зимний пейзаж.»

Рисунок красками. Смешивание красок.

45

«Зимние игры детей.»

Творческая работа.

46

«Масленица в картинах художников.»

Знакомство с творчеством художников.

47

«Пасха в картинах художников.»

Знакомство с творчеством художников, традициями русского народа.

48

«Русалочка.»

Творческая работа с использованием фрагментов сказки в качестве основы рисунка.

49

«Я люблю птиц.»

Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов

50

«Рисуем лошадку.»

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

51

«Рисуем волка.»

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты.  Гуашь.

52

«Гиацинт.»

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий.

53

«Ромашка.»

Самостоятельное составление композиции из цветов.

54

«Рисуем букет.»

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий.

55

«Весенний пейзаж.»

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты первоцветов.

56

Русские художники. В Васнецов.

Знакомство с творчеством художника. Беседа – презентация.

57

Русские художники. И.Айвазовский

Знакомство с творчеством художника. Беседа – презентация.

58

Русские художники. И.Шишкин

Знакомство с творчеством художника. Беседа – презентация.

59

Русские художники. И.Левитан.

Знакомство с творчеством художника. Беседа – презентация.

60

«День Победы.»

Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

61

«Великая отечественная война в картинах художников.»

Воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну – победительницу.

62

«Африка. Рисуем крокодила.»

Знакомство с особенностями континента. Изображение типичного представителя фауны.

63

«Египет. Рисуем верблюда.»

Знакомство с особенностями страны. Изображение типичного представителя фауны.

64

«Китай. Рисуем тигра.»

Знакомство с особенностями страны. Изображение типичного представителя фауны.

65

«Австралия. Рисуем кенгуру.»

Знакомство с особенностями страны. Изображение типичного представителя фауны.

66

«Индия. Рисуем слона.»

Знакомство с особенностями страны. Изображение типичного представителя фауны.

67

«Лето красное пришло!»

Рисуем летний пейзаж (или  сюжет рисунка учащиеся может выбрать по желанию)

68

Итоговое занятие-выставка.

Организовываем, обсуждаем, выбираем лучшие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление.

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Волшебная кисточка" 1 класс

Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается  как одна из ступеней  эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Да...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"....

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования –  начальное общее...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» на уровне начального образования для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"...