Проектно-исследовательская работа
проект по чтению (4 класс) по теме

Бубекова Наталья Александровна

"Что за чудо -домовой?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup.grani_.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Ученицы 4 класса

МБОУ «Николаевская ООШ»

Бубековой Кристины

«Что за чудо – домовой?»

ВВЕДЕНИЕ (слайд 1)

                                В самом темном углу за стеной под трубой

                                                            Жил да был добрячок и шалун домовой.

Многие из нас еще от бабушек слышали о том, что Домовой живет в каждом доме.  Кто-то верит в это, кто-то нет. Когда мы переходили в новый дом, бабушка сказала, что нужно позвать с собой домового, чтобы он охранял нас и помогал нам, а мама купила куклу домового. Вот тогда- то я решила узнать, что за чудо – домовой, кто же такой на самом деле, как он выглядит и где живет. Мне захотелось поподробнее узнать об этом домашнем существе.

 Цель моего исследования: ( слайд 2)

-я решила рассмотреть и проанализировать образ  домового в мифологии и авторских  произведениях;  сделать выводы о его  сущности          

Задачи: (слайд 3)

  1. Узнать из дополнительной литературы о домовом.
  2. Провести опрос среди учащихся по теме работы.
  3. Найти и прочитать произведения, в которых главное действующее лицо – домовой.
  4. Проанализировать образ домового и сделать выводы.

 Методы исследования:   (слайд 4,5,6,7,8)

- читала книги

- анализировала статьи интернета, литературных и мифологических произведений;

-провела анкетирование одноклассников

- сравнила описания образа Домового в разных источниках;

- обобщила полученные данные.

Краткий обзор используемой литературы: (слайд 9)

Исследование проводилось на основе  славянских мифов,   мнений родственников, литературных произведений, энциклопедий, словарей: С.И. Ожегова, фразеологического; интернет - источников.  

2.1. Происхождение домового.

О том, откуда произошел домовой версий множество. По  языческой версии домовой является духом, который заменил языческого Бога Рода, или Чура, память о нём сохранилась в восклицании-обереге "Чур меня!". Каждый из нас, наверное, не однократно слышал данное восклицание или даже сам употреблял, когда хотел избежать какой-нибудь опасности, хотя и не до конца понимал, какого же Чура зовет на помощь.  

    По второй версии, одряхлевший от старости Род (языческий бог у славян) спустился с небес на землю, измельчал, размножился, получив своё продолжение в избяных дедушках - домовых, обитавших в каждом славянском доме.

Другая легенда гласит о том, что домовые – это непокорные духи, которые когда-то жили на небесах. Но как-то раз они подняли мятеж, и за это Бог отправил их на землю. Тогда эти духи стали расселяться по домам, со временем они стали переманивать привычки и повадки людей.

2.2. Как выглядит Домовой. (слайд 12,13,14,15)

По-разному люди представляли себе Домового:

 1)  домовой - человек, но обросший шерстью, мохнатый. С представлением о мохнатости домового связаны понятия о достатке дома, его хозяев. Если домовой мохнат, хозяин – богат;  «голый» - к бедности

2) домовой – плотный мужичок,  в смуром сарафане  (по праздникам – в синем, с алым поясом).

3) домовой  - старик с длинной  всклоченной бородой,  с маленькими, чуть заметными рожками, с подогнутым незаметным хвостом.

4) домовой – старичок, похожий на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах

 2.3. Где обитает  Домовой. (слайд 16)

Имя домовой происходит от слова « дом».  Одни крестьяне утверждали, что домовой живет в каждом жилом доме; по мнению других обитает  лишь в тех домах, где держат скотину.

Домовой также устраивался жить в подполе под  печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он облюбовал еще и чердак).

В северорусских губерниях основным местом называли,  прежде всего,  хлев. Место, облюбованное домовым, ни в коем случае нельзя занимать - если лечь на это место, можно заболеть. Часто домового называли по его излюбленному месту в доме: голбешник, запечник и т.д.

2.4.  Характер Домового. (слайд 17)

      Наши предки были убеждены в том, что домовой- это покровитель дома, защитник скота. Он следит за тем, чтобы домочадцы жили мирно, и сурово наказывает зачинщиков ссоры, лжецов. Домовой охраняет благополучие в семье, по ночам он осматривает хозяйство, сторожит дом от врагов.

     За домовым признавалось право поучать людей, осуждать или одобрять их поступки, проверять, как сделана работа. Если кто-то из домашних затевал ссору, его урезонивали:

 «Вот расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить». Если домового рассердить, он прячет вещи, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке, бьёт посуду, сбрасывает с человека одеяло.

Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. А если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку кнут или ремень и обходя дом,  стегая мебель, стены, пол и вещи, приговаривать властным и сильным голосом:

Знай своё место, знай своё место.        
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,

Да хозяйке угождать, а не воевать,

Знай своё место.

        2.5. День рождения Домового( слайд 18)

10 февраля именины Домового (Ефремов день).  Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, поэтому для него ставили на загнетке кашу или мисочку с молоком, угощали, уговаривали не вредить хозяйству, а помогать, для этого приговаривали: "Хозяин-батюшка, побереги скотинушку". Если дедушка-суседушка останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. И с этого дня во дворе всё идет навыворот, беды одолевают семейство. Не пеняйте потом, что потолок протек или карниз с занавесками рухнул - это домовой свое недовольство выражает.

 Было принято также, выходя из бани, оставлять там ведро и веник, чтобы и домовой мог помыться - попариться. А еще в этот день столичные купцы и зажиточные крестьяне дарили имениннику серебряную монетку, чтобы помогал «дому богатеть». Люди победнее дарили монетку медную. Подарок обычно клали под печку. Чтобы угодить домовому, в этот день говорили в доме тихо и ласково, старались не спорить и не повышать голоса.

Если семья переезжала в новый дом, нужно было горячие угольки из старого очага перенести в новый очаг и там развести из них огонь. Тогда и домовой перейдет в новый дом.

Считается, что ни в одной, даже самой лучшей квартире, не будет новоселам счастья, если не перевезти с собой домового. Его приглашают словами: "Милости просим, дедушка, на новое житье!" 

2.6.     Образ домового в русском фольклоре, в произведениях поэтов и писателей.(Слайд 19, 20,21)

   О том, что домовой играл важную роль в жизни наших предков, свидетельствуют пословицы, поговорки, стишки…

Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями и звуками, которые производит от полуночи до первых петухов - то есть до 4 часов утра, поэтому существуют приметы, связанные с домовым….

Также с нашим героем  можно встретиться, прочитав литературные произведения: сказки Г.Х. Андерсена «Домовой и хозяйка», Н. Белостоцкой «Домовой у лавочника», В.Анютиной «Сказка о домовом Ивашке», сказочную повесть Т.И. Александровой «Домовёнок Кузя».    По ним  составила сравнительную характеристику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (слайд 22)

        И  сделала вывод о том, что домовой – добрый дух. Он представляется как хозяин, который оберегает дом, его трудолюбивых обитателей, домашних животных. Иногда он беззлобно, как ребёнок, проказничает, чтобы привлечь к себе внимание. Но он не любит нерадивого отношения к хозяйству, нерях и бездельников. В этом случае он вредит не только людям, но и животным.  Из прочитанных мною произведений, я поняла, что авторы относятся к домовому с уважением, почтением, симпатией. Мне кажется, что это связано с тем, что издавна люди стремились расположить к себе домового, заручиться его поддержкой и помощью, задобрить, чтобы он был защитником их жилища, хозяйства.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...