Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

данная программа содержит материалы о Тодже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hhr.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоения детьми родной культуры. И поэтому возникает необходимость преподавания  курса по моральной и духовной культуре. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории  своего народа.

Особенности организации учебного процесса.

Программа «Я – тувинец-тоджинец», имеет этнокультурную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Примерная программа рассчитана для проведения внеурочной работы в школе, для детей младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью  за  3 года, 1 час в неделю.

Цель программы:

  • Познакомить учащихся с моральным и духовным наследием тоджинского народа;
  • Формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры;

Задачи программы:

  1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры тоджинского народа.
  2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к малой родине.
  3. Приобретение знаний основ тоджинской культуры и искусства.
  4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  6. Воспитание любви к родителям близким изучение и сохранение семейных традиций.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Музыки
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Формы проведения занятий:

  1. Интегрированный урок
  2. Инсценированное представление
  3. Экскурсия
  4. Комбинированный урок
  5. Краеведческая викторина
  6. Проектная работа

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 2–4-х классов.

Основной составляющей примерной программы «Я – тувинец-тоджинец» являются игры, экскурсии, путешествия, исследования. Методика работы с детьми строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Формы и методы работы

Особенности работы:

  • Активная познавательная деятельность самих учащихся с целью заинтересованности их изучаемой областью;
  • Использование активных форм проведения занятий: игры, викторины, игры-путешествия, экскурсии, исследования, проектные работы;
  • Работа с дополнительной литературой: справочники, энциклопедии, периодическая детская литература, научная литература;

Механизм реализации программы:

  1. Организация экскурсий в школьные музеи и в заповедные места Тоджи.
  2. Посещение концертов.
  3. Сбор материала.
  4. Создание и оформление этнографического уголка.
  5. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
  6. Выполнение проектной работы.
  7. Создание макетов мини-музея («Тос-Чадыр», «Човурээ-Чадыр», «Кеш-Чадыр», и.т.д.)
  8. Исследования, наблюдения;
  9. Индивидуальная и групповая работа.
  10. Игры, викторины.

Прогнозируемые результаты:

  •      Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления этнических праздников, ролевые игры («Тайгага ужуражылга», «Ивини ыдыктаары», «Чаа чуртка келгенинин ёзулалдары» и.т.д.);

 Умение наблюдать, фиксировать, исследовать;

Осознание ценности семьи и взаимоотношений в семье;

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Организация народных праздников.
  3. Участие в районных и республиканских краеведческих конференциях.
  4. Участие в школьных и в сельских концертах.
  5. Участие в районных и республиканских исследовательских и творческих мероприятиях.


Программа

2 класс.

Кол-во часов

Основное содержание материала

Творческое задание

Примечание

Собирательство

1

Вводное занятие

2-4

2 ч

Ягоды (очищение, средства и орудия)

Нарисовать ягоды, аппликация

5-6

2 ч

Грибы (очищение, средства и орудия)

7-8

2 ч

Орехи (очищение, средства и орудия)

Работа в группах – панно из чешуи ореха.

9-11

3 ч

Лекарственные растения

Собрать и высушить лекарственные растения

12-14

3 ч

Редкие и исчезающие виды растений в Тодже

Написать сочинение о растениях

15

1 ч

Техника безопасности.

16-17

2 ч

Практическая работа.

Рыболовство – главный промысловой вид деятельности жителей Тоджи.

18-19

2 ч

Виды рыб в Тодже.

Практическая работа в группах - «Раскрась»

20-22

3 ч

Способы рыбной ловли.

23-25

3 ч

Средства и орудия ловли рыбы.

Изготовить удочку.

26

1 ч

Проектная работа: «Рыболовство»

27-29

3 ч

Происхождение тувинцев-тоджинцев.

Составить сообщение.

30-32

3 ч

Образование Тоджинского района

33-35

3 ч

Пища – как часть культуры народа.

Составление меню.

36

1 ч

Викторина.

3 класс.

Кол-во часов

Основное содержание материала

Творческое задание

Примечание

Устное народное творчество.

1-3

3 ч

Частушки, песни, стихи о Тодже.

Сделать раскладушку

4-5

2 ч

Былины о Тодже.

6-7

2 ч

Народные сказки.

Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка народной сказки.

8

1 ч

Изготовление брошюрки:

«Тоджа – мой край родной»

9-10

2 ч

Традиционный календарь тувинцев – тоджинцев.

Изготовление календаря.

11-12

2 ч

История села: Ий.

Написать сочинение о малой родине.

Заповедные места Тоджи.

13-15

3 ч

Азас – жемчужина Тоджи.

Разучивание песен, стихов об Азасе.

16-17

2 ч

 Минеральные источники Тоджи.

Собрать материалы про минеральных источниках

18-19

2 ч

Ноян – Хол – самое большое озеро Тувы.

20-21

2 ч

Тувинский бобр – эндемик

Написать сообщение.

22-23

2 ч

Тоджинская котловина.

24-25

2  ч

Тематическая экскурсия.

  1. «Заповедник Азас»
  2. Музей школы

Изготовление фотоальбома.

26

1 ч

Проектная деятельность

Тема: «Заповедные места Тоджи»

Оленеводство.

27

1 ч

ПБ при езде на оленях.

28-31

3 ч

Способы ловли оленя

32

1 ч

Способы пастьбы оленей.

32

1  ч

Стойбища, маршруты оленеводческих стад.

Создать мини-стойбище из разных материалов.

34

1 ч

Клеймение оленя.

35

1 ч

Различение оленей по возрасту.

36

1 ч

Проектная работа

«Олень -

4 класс.

Кол-во часов

Основное содержание материала

Творческое задание

Примечание

Чум – жилище тоджинцев.

1-2

2 ч

Чум из бересты.

3-4

2 ч

Чум из коры лиственницы.

5-6

2 ч

Чум из шкур оленей и диких животных.

7-8

2 ч

Конструирование чум из разных материалов.

Охотоводство.

9-10

2 ч

Животный мир  Тоджи.

Творческая работа «Придумай загадку».

11-13

3 ч

Способы и приемы охоты.

14-16

3 ч

Средства и орудия охоты.

Нарисовать орудия охоты.

17-20

4 ч

Обработка шкур пушных зверей.

Принести шкурки пушных зверей.

21-22

2 ч

Охота на медведя.

23

1 ч

Охота на глухаря.

24-25

2 ч

ТБ при охоте.

26-27

2 ч

Обычаи и обряды тувинцев – тоджинцев.

Народные знания и творчество.

28

1 ч

Народная медицина.

29

1 ч

Устное народное творчество.

30

1 ч

Народные игры.

Разучивание народных игр.

31

1 ч

Музыка и музыкальные инструменты.

32

1 ч

Декоративно-прикладное искусство.

Изображение тоджинской символики с помощью прикладного искусства.

33

1 ч

Проектная работа: «Народные игры – тувинцев-тоджинцев»

34

       1 ч

Герои – земляки ветераны ВОВ

Найти материал о воинах земляках

35

1 ч

Викторина

36

1 ч

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...