Исследовательская работа " Я на радугу-дугу полюбуюсь, побегу!"
проект на тему

Монгуш Арина Владимировна

    Для исследовательской работы мы выбрали тему "Я на радугу-дугу полюбуюсь, побегу!", так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

    Всем известна поговорка "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". По начальным буквам этой поговорки, мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.

    Актуальностью данной работы является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга? Когда и как она появляется ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_na_radugu-dugu_polyubuyus_pobegu.rar1.2 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Хор-Тайгинская СОШ

Тема исследовательской работы:

 «Я на радугу-дугу полюбуюсь побегу!».

Автор работы:  Ооржак Эртине,

ученик  3 класса

МБОУ Хор-Тайгинской СОШ

Руководитель: Монгуш А.В. ,

учитель начальных классов

                                 

2014-2015 учебный год

Содержание

        1.Введение…………………………………………………………………………3                                                                                                

2.Основная часть…………………………………………………………………..4

3.Заключение……………………………………………………………………..14

4..Список литературы……………………………………………………………17

Введение

Целью настоящего исследования является изучение такого необычного и красивого явления природы, как радуга.

Актуальность  выбранной темы  обусловлена тем,  что с момента своего появления на земле  человек всегда стремился изучить мир, в котором  живет. Его интересовали разные природные явления, причины их возникновения,  развитие, особенно те, которые красивы и вызывают чувства восхищения, от которых замирает сердце. Когда ребёнок первый раз видит радугу, он с открытым  ртом и восторженными глазами спрашивает: «Что это?» Или родители, первый раз показывая радугу ребёнку, восторжённо обращают его внимание: «Смотри, смотри – какая красота!».

Важность исследования состоит еще в том, что развитие творческого мышления – это главный фактор развития и проявления всех способностей личности. Наверно каждый ребенок нарисовал хотя бы один раз на рисунке радугу.

      Задачи данного исследования:

  1. найти и изучить материал, объясняющий, что такое радуга;
  2.  выяснить, какие условия необходимы для возникновения радуги;
  3.  рассмотреть и объяснить последовательность цветов в радуге;
  4.  выяснить, какие бывают радуги;
  5.  создать радугу в домашних условиях.

      При выполнении этой работы использовались следующие методы исследования: «найти информацию в книгах», «получить информацию с компьютера», «посмотреть фильм или познавательную передачу», «провести анкетирование», «провести самостоятельные практические опыты».

                                       

Основная часть

        В энциклопедических словарях я нашел следующие значения слова «радуга».

       В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. читаем: «Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях».

       По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона: «Радуга -оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона – в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет».

       После изучения понятия радуги я решил провести анкетирование среди моих одноклассников и узнать, что же они знают о радуге. Результаты анкетирования я отобразил графически. В результате понял, что одноклассники мало знают о радуге и решил исследовать эту тему и рассказать им.

       Прочитав и изучив различный материал о радуге, я узнал, что радуга – это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении    Солнцем (иногда Луной) множества водных капель (дождя или тумана). После дождя, прошедшего в жаркий, душный день, в атмосфере может появиться разноцветная дуга на фоне завесы дождя. Радугу можно наблюдать также в брызгах водопада, морского прибоя, но для этого необходимо, чтобы Солнце было у нас за спиной. Центр окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце, при наблюдении радуги, Солнце всегда находится за спиной наблюдателя, и одновременно видеть Солнце и радугу без использования оптических приспособлений невозможно. Если солнце высоко в небе провести такую прямую невозможно. Вот почему радугу чаще всего можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру.

     Утренняя радуга означает, что солнце находится на востоке, а дождь идет на западе. При вечерней радуге солнце расположено на западе, а дождь на востоке. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга, часть окружности, и чем выше точка наблюдения – тем она полнее (с горы или самолета можно увидеть и полную окружность).

      Когда Солнце поднимается выше 43 градусов над горизонтом, радуга с поверхности Земли не видна. Радуга выглядит как разноцветная дуга, или окружность, составленная из цветов спектра (от внешнего края внутрь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Почему же солнечный свет, кажущийся белым разлагается на спектр – полосу цветных линий?

       Когда мы будем изучать предмет физики в старших классах, мы узнаем, что свет распространяется в разных прозрачных средах с разной скоростью. Переходя из воздушной среды в водную и обратно, лучи света преломляются, то есть меняют направление (это наглядно видно на примере соломинки, стоящей в стакане с водой: на границе двух разных сред – воздуха и воды она кажется сломанной или смещенной).

      Так как белый свет, излучаемый солнцем, состоит из световых волн разной длины, то проходя через призму, он преломляется и выходит из нее в виде пучка лучей разного цвета ( когда белый свет разлагается в спектр происходит дисперсия света), которые всегда расположены в одном и том же порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,  синий, фиолетовый. Это происходит потому, что световые волны разной длины преломляются (отклоняются) призмой по-разному: чем короче длина волны, тем сильнее отклонение. Так выяснилось, что самая большая длина волны у красных, а самая маленькая – у фиолетовых лучей.

C:\Users\Колодец снов\Desktop\200px-Prism_rainbow_schema.png

Миллиарды дождевых капель, находящихся в атмосфере, играют роль прозрачных призм, которые разлагают солнечный свет на несколько цветов: чем мельче капли, тем больше цветовых оттенков

. C:\Users\Колодец снов\Desktop\0013-013-Skhema-obrazovanija-radugi.jpg

Внутреннее отражение

Первичная радуга

Преломление

Вторичная радуга

Входящий луч света

Ход лучей при формировании первичной радуги

Ход лучей при формировании вторичной радуги

Наблюдатель

10-12) Область формирования радуги

C:\Users\Колодец снов\Desktop\11-08.jpg

       Говоря о представлениях возникновения цветов, следует начать с теории цветов Аристотеля (IV век нашей эры). Аристотель утверждал, что различие в цвете определяется различием в количестве темноты, «примешиваемой» к солнечному (белому) свету. Фиолетовый цвет, по Аристотелю, возникает при наибольшем добавлении темноты к свету, а красный – при наименьшем.  

       Таким образом, цвета радуги – это сложные цвета, а основным является белый цвет. Интересно, что появление стеклянных призм и первые опыты по наблюдению разложения цвета призмами не породили сомнений в правильности Аристотелевской теории возникновения цветов. И Хариот, и Марци оставались последователями этой теории. Хариот и Марци независимо друг от друга первые исследовали дисперсию света. Именно Марци установил, что каждому цвету соответствует свой угол преломления.

    Общая физическая картина радуги была описана в 1611 году Марком Антонием де Доминисом. На основании опытных наблюдений он пришел к заключению, что радуга получается в результате отражения от внутренней поверхности капли дождя и двухкратного преломления – при входе в каплю и при выходе из нее. Рене Декарт дал более полное объяснение радуги в 1635 году в своем труде «Метеоры» в главе «Радуга».

  Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 или 6(например, в Японии и англоязычных странах) цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7имело специальное символическое значение.

    Причем первоначально он различал только пять цветов – красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый, о чем и написал в своей «Оптике». Но в последствие, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.

    Итак, на самом деле спектр непрерывен, и его цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков,но по традиции в нем выделяют 7 цветов (от внешнего края внутрь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

       В русском языке существуют такие мнемонические фразы для запоминания этой последовательности: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь» и другие. В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определенного цвета.

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый

Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый

Цвета во фразе перечисляются в соответствии с порядком цветов в радуге, от красного до фиолетового.

       Исследовав информацию в интернете, я нашла интересный материал о том, какие бывают радуги. Чаще всего наблюдается первичная радуга, при которой свет претерпевает одно внутреннее отражение. В первичной радуге красный цвет находится снаружи дуги, её угловой радиус составляет 40-42 градуса. Первичная радуга – самая яркая, она уносит из капли большинство света.

     Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, которая образованна светом, отражённым в каплях два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов – снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.

Угловой радиус вторичной радуги 50-53 градуса. Небо между двумя радугами обычно заметно более тёмное, эту область называют полосой Александра.

      Появление радуги третьего порядка в естественных условиях случается чрезвычайно редко. Считается, что за последние 250 лет было только пять научных сообщений о наблюдении данного феномена. Тем более удивительным представляется появление в 2011 г. сообщения о том, что удалось не только наблюдать радугу четвёртого порядка, но и зарегистрировать её на фотографии. В лабораторных условиях удается получать радуги гораздо более высоких порядков.      

   При определённых обстоятельствах можно увидеть двойную, перевёрнутую или даже кольцевую радугу. На самом деле это явления другого процесса-преломления света в кристаллах льда, рассеянного в атмосфере.

   Для появления в небе перевёрнутой радуги необходимы специфические погодные условия,  характерные для Северного и Южного полюсов. Перевёрнутая радуга образуется за счёт преломления света, проходящего через льдинки тонкой завесы облаков на высоте 7-8 тысяч метров. Цвета в такой радуге располагаются тоже наоборот: фиолетовый - вверху, а красный – внизу.

Узнав столько интересного, я решил попробовать получить радугу в домашних условиях.

Опыт первый:

   Оборудование: компьютерный диск, источник света солнце.

В солнечный день направила компьютерный диск под углом 25 градусов. Когда  диск «поймал» луч свет, то в результате преломления луча на стене или на потолке возникла радуга.

  Опыт второй:

  Оборудование: баночка с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.

Взяла приспособление, окунула в баночку с мыльной пеной и выдула пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.

Вывод: проделав опыты, я узнал, что радугу можно получить в домашних условиях.

 

Заключение

       В результате проведенного изучения материала о том, что такое радуга, я сделал вывод:

 -что радуга – это природная оптическая иллюзия, которую можно видеть глазами, но прикоснуться к ней, ощутить ее руками невозможно.

    Радуга – это взаимосвязь, какая-то необычная дружба солнечных лучей и дождевых капель. Она возникает, когда солнечный свет отражается от капель дождя.

    Радугу можно создать в домашних условиях. Благодаря исследованию познакомилась с предметом «Физика», узнала новые понятия, расширяющие область знаний, как благодаря Ньютону были разрушены вековые представления о происхождении цветов. Полученные результаты опытов могут быть интересны и полезны как для школьников ,так и для стороннего наблюдателя.

IV.Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь.
  2. Интернет.
  3. Русский  толковый словарь Ожегова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радуга-дуга

Мини-презентация к уроку Литературноего чтения в 1 классе....

Радуга-дуга

Знакомство детей с цветовой гаммой радуги, учимся наслаждаться красотой, развиваем речь детей....

"В гости к радуге - дуге". Конкурсная программа для учеников начальных классов

quot;В гости к радуге - дуге"Конкурсная программа для учеников начальных классов поможет определить, насколько хорошо ученики знают это природное явление и всё то, что с ним связано....

Конспект урока по предмету "ИЗО" по теме: "В царстве радуги-дуги.Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки".

Пояснительная записка к уроку ИЗО по теме « В царстве радуги-дуги. Тёплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки.»Тип урока: введение новых знаний.Цель: развитие способности к эмоцио...

«Радуга-дуга»

laquo;Радуга-дуга»...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме "Радуга - дуга".

Урок по теме "Радуга - дуга" по изо в 1 классе проведён в рамках предметной недели "Радужная неделя"....