Рабочие программы по внеурочной деятельности. 1 класс.
рабочая программа (1 класс) по теме

Савкина Оксана Николаевна

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по следующим курсам внеурочной деятельности: "Здоровячок", Азбука православия", "Умники и умницы", "Бумажные фантазии", которые расчитаны на учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vneurochnoy_deyatelnosti._1_klass.rar237.56 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе курса «Азбука православия»

Программа курса «Азбука православия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе, разработана в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения для начальной школы, положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания.

        Главной целью курса «Азбука православия» является формирование духовно-нравственной личности учащихся, их активной гражданской позиции на основе личностного восприятия, проживания и осмысления ими базовых ценностей культуры, выработанных православной традицией в различных сферах жизни и деятельности человека, общества, российского государства.

        В совокупность задач педагога в процессе освоения курса входит обеспечение учащимся доступа к культурному наследию. Православия, побуждение их к заинтересованному отношению к ценностям православной культуры, создание условий для приобретения ими опыта переживания её ключевых смыслов.

        Содержанием курса «Азбука православия» является система духовно-нравственных ценностей, на основе которой жили и действовали в России в течение тысячи лет и продолжают жить и действовать сегодня многие этносы, входящие в российский народ. Этим объясняется исключительное значение данного курса в нравственном, интеллектуальном, эстетическом, патриотическом, экологическом образовании и воспитании современных школьников.

Основу содержания курса «Азбука православия» составляют духовно-нравственные ценности, характеризующие православное миропонимание. Эти базовые ценности раскрываются через следующие понятия: Бог - Творец и Вседержитель. Святыня. Человек. Человечество. Жизнь. Общество. Природа. Семья. Родина. Общение. Труд. Познание. Творчество. Соборность. Свобода личности. Вера. Истина. Добро. Красота. Любовь. Язык. Книга. Искусство. Дружба. Забота о ближнем. Счастье. Милосердие и сострадательность. Целомудрие. Здоровье. Трезвость. Мир. Жертвенность. Терпимость. Прощение. Власть. Почитание старших. Послушание. Историческая память. Преемственность традиции. Ответственность. Честь. Патриотизм. Гражданственность. Служение. Хозяйственность. Достаток. Бережливость. Рачительность.

Содержание курса охватывает многообразные представления о качествах человека как носителя православной культуры: его отношение к познанию, к себе, к другим людям, к семье, обществу, Отечеству, труду, профессиональному служению, к природе, к жизни. Курс также знакомит школьников с важными событиями в жизни православного сообщества, памятными датами Православной Церкви, праздниками, святынями, с участием её в государственном строительстве.

Ценности православной культуры не противопоставляются общечеловеческим ценностям, а рассматриваются в курсе как взаимосвязанные.

Курс «Азбука православия» включается в образовательную область «Духовно-нравственная культура народов России» учебного плана, в часть, формируемую по выбору участников образовательного процесса.

Курс «Азбука православия» дополняет и расширяет содержание образовательных областей «Филология», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Искусство» за счет раскрытия учащимся православных представлений о смысле жизни, отношении к человеку, к познанию, к природе, представлений добре и зле, справедливости, смыслах человеческой жизни, эстетическом совершенстве и гармонии. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами учебного плана, как: «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир», «Риторика», «Музыка», «Изобразительное искусство».

В соответствии с учебным планом на изучение курса в 1 классе отводится 1 час в неделю во внеурочной деятельности, всего — 33 ч.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Погорелов С.Т. и др. Азбука православной культуры. Рабочая тетрадь для 1 класса.
  2. Погорелов С.Т. и др. Азбука православной культуры. УМК для 1 класса. Екатеринбург. 2011.
  3. Мультимедийное приложение к учебно-методическому комплекту «Азбука православной культуры 1-2 класс».

 

Аннотация к рабочей программе курса «Здоровячок»

Программа «Здоровячок» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Цели программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • профилактика вредных привычек;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Данная программа строится на принципах:

  • Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
  • Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.
  • При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации: «Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни».

Для успешной реализации программы использованы Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы предметные результаты (формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.) и УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

На реализацию курса «Здоровячок» в 1 классе отводится 66 ч в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.


Аннотация к рабочей программе курса «Бумажные фантазии»

Программа «Бумажные фантазии» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Цели курса:

 – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи курса:

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

- развивать мелкую моторику рук.

Содержание программы включает следующие темы: Комочки из бумаги (2ч).  Аппликация (2ч). Оригами (15ч). Пластичная полоска(        4ч). Симметричное вырезание (4ч). Шахматное плетение (1ч). Гофрирование         (2ч). Работа с модулями (2ч). Объёмная аппликация (1ч). 

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы предметные результаты и УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

На реализацию курса «Бумажные фантазии» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия и Интернет-ресурсы:

  1. Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги. - Ташкент 1988.
  2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.
  3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000.
  4. Полунина В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.
  5. Врона А.П., Лапина Е.Г., Пузанов В.Н. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985, №4
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
  7. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
  8. Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей. – "Просвещение" Москва 1975.
  9. М.А. Русакова. "Аппликация";
  10. И.К. Щербынин., В.И. Романина, И.И. Кочанова. "Аппликационные работы в начальных классах";
  11. Т.И. Табарина. "Оригами и развитие ребёнка";
  12. Н.М. Конышева. "Чудесная мастерская".
  13. Самоделки из бумаги. М.,1983г.
  14. Сайт в интернете: http://stranamasterov.ru/node/71725

Аннотация к рабочей программе курса «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

 Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.

Материала в программе распределён согласно основным принципам:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы предметные результаты и УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Программа «Умники и умницы» рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения.

На её реализацию  в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...