Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Соломатина Татьяна Георгиевна

Класс: 4 «Б» Тема учебного занятия: «Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя» Продолжительность учебного занятия: 40 мин Тип учебного занятия: защита исследовательских работ

 

Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»

Учитель: Соломатина Т.Г.

Класс: 4 «Б»

Тема учебного занятия: «Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя»

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип учебного занятия: защита исследовательских работ

Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.      

Задачи урока:

  1.  развивать познавательные потребности младших школьников;
  2.  развивать познавательные способности младших школьников;
  3.  обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  4.  формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  5.  формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности

Принципы:

 Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

 Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 Системность организации учебно-воспитательного процесса;

 Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Технологии:

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

- Презентация

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Оборудование: мультимедиа проектор, ПК, мини лаборатория, лупа.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация,  карточки для заполнения, контурные карты Краснодарского края, модель капельки, глобус.

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Организационный

(2 мин)

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

1.-   Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поприветствуйте их (дети поворачиваются и приветствуют «кивком» головы).

- Время нас торопит в класс,

  Ведь занятие у нас!

 Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час! (дети сели на места)

- Ребята, сегодня на занятии мы проведем защиту исследовательских работ. На протяжении долгого периода, мы с вами изучали различные объекты, материалы, проводили исследования, экспериментировали, проводили опыты, выяснили, изучали и доказывали. Пришло время подвести итоги.

Наше занятие пройдет в группах.

Давайте познакомимся с исследовательскими группами.

1 группа «Главное чудо планеты»

2 группа «Серое золото»

3 группа «Волшебный подарок природы»

- Поднимите руку те, кто уверен в себе и готов к путешествию

Те, кто хочет отправиться  в путешествие, но не уверен в себе

Те, кому   тревожно и они  не хотят путешествовать

-

Отвечают на вопросы

Оценивают свой настрой на урок

Знакомятся с листом самооценки

Рефлексия

Лист самооценки

Познавательные:

 Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия  и отдельного задания;

.

Коммуникативные:

 Умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Регулятивные:

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Планировать свои действия, оценивать правильность выполнения.

Личностные:

 способность к самооценке на основе критериев  успешности вне учебной деятельности, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Познавательные УУД:

 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

2.

 Слово предоставляем младшим научным сотрудникам группы «Главное чудо планеты»»

Цель этапа: формировать навыки исследовательских работ, умение рассуждать, обсуждать и нести информацию, а также демонстрировать презентации и опыты.

- Как вы думаете, много ли воды на земле? Каким цветом изображена вода на глобусе? Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть и под землей (родники и др.)

- Наши ребята приготовили небольшое сообщение о воде в стихах и в форме презентации (чтение стихов с показом презентации).

1 ученик

Сказка о воде

Расскажи мне сказку о воде!

Знаешь, внученька, вода везде.

Осмотрись вокруг – озера и моря,

Без воды не проживет Земля твоя.

Воду ценит каждый человек,

Дерево не выросло б вовек.

Птицы, звери тоже воду пьют,

Рыбки без водички не живут.

2 ученик.

Как бы жили мы в своей квартире,

Если бы нам воду отключили?

Не умыться и не постирать,

Как тогда в квартире убирать?

Кушать, тоже варим на воде,                                                           Что сказать? Вода – она везде!

Травка без водички не растёт,

Все живое без воды умрёт.

3 ученик.

По морям не плыли б корабли

 И цветы на клумбах не цвели.

С речек орошаются поля,

Чтоб была красивою Земля.                        

Что ж, цени и береги водичку,

Расскажи о ней друзьям, сестричкам,

Что бы все про ценность эту знали

И водичку зря не проливали.

 -   Так какую роль играет вода в жизни человека, животных, растений? (ответы детей).

● Конечно, вода-это жизнь на Земле. Каковы причины загрязнения воды? Демонстрация презентации, которую подготовили ребята данной группы.

● Сейчас ребята прочитают стихи о том, как надо беречь воду.

- Как вы думаете, о чем мы будет говорить? Ответ хранится в загадке:

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу»  (вода)

 

Правильно, о воде, а поможет нам в этом экскурсовод:

- Кто он, чтобы вам узнать,

Загадку надо отгадать:

«В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять» (капля воды)

Демонстрация презентации, которую приготовили ребята, данной группы

на доску прикрепляется изображение  капли воды)

умение делать выводы и

заключения

Коммуникативные УУД:

- управление поведением  группы, коррекция действий  партнерами в группе

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

3.

Работа  второй группы ребят (4 мин)

Слово предоставляем младшим научным сотрудникам группы

«Серое золото»

презентация «Мергель»

Цель:  

развивать и совершенствовать исследовательские способности и  навыки исследовательского поведения

.В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток).

- Интересно, что это? Читаем записку:

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

- Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово " Известняк ")

(показ)

А о  каком полезном ископаемом идет речь?

Послушайте рассказ: 

Есть на земле чудесная кладовая. В ней хранится серое золото. Из него можно извлечь не одно, а несколько полезных ископаемых, которые человек использует в быту, строительстве, промышленности. Без него не было бы красивых зданий, дорог, скульптур и много другого, что необходимо человеку.

- Ребята, а теперь  поступила просьба изучить данный материал.

-Кто догадался, над какой темой будет работать сегодня наша группа?

- Приступим к работе.

- Так, что же такое серое золото?

- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Посылка.

 

Разгадывают загадку, сталкиваются с проблемой

Формулируют тему и цели выступления, определив границы знания и незнания

Отвечают на вопросы

Смотрят, запоминают

Ставят перед собой цели и задачи.

Демонстрация презентации, которую приготовили ребята, данной группы

Содержа-тельная рефлексия

(осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы)

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма защиты исследовательской работы как универсального учебного действия;

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

- Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению исследований

4.

Работа  3 группы ребят (10 мин)

Цель:

Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с исследовательской работой, находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

 

ЦЕЛЬ: изучить особенности глины, её свойства, качества и применение.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-найти информацию о глине;


-изучить исторические сведения о глине;


-узнать о значении глины в жизни человека;


-провести опыты с глиной;


-проанализировать полученные результаты

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки узнали о свойстве глины: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет. Тогда еще не было посуды для приготовления пищи, все растительные продукты люди вымачивали в воде и подпекали на тлеющих углях, а мясо, насаженное на палки, обжаривали в пламени костра.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Демонстрация презентации, которую подготовили ребята данной группы.

Познавательные:

- Выделение и формулирование познавательной цели;

-построение логических рассуждений.

-осуществление поиска необходимой информации.

-проведение классификации  по заданным критериям.

Личностные:

Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

5.

Самостоятельная работа в группах

 (6 мин)

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

У вас на столах имеются контурные карты Краснодарского края, которые необходимо заполнить. Заполняем сообща, всей вашей дружной командой.

Карточки у команд разные:

- вода

- мергель

- глина

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6.

Домашнее задание

 (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

-  Вот и подошло к концу наше исследование, давайте поблагодарим всех участников нашего занятия.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

-

7.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

- Я на занятии научился…
- Я умею …
- Я могу научить других…

На доске: 

Занятие полезно, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

- Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете!

Заканчивают предложения и заполняют оценочный  лист

Прикрепляют человечков

Фигуры человечков

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

-контроль и оценка процессов результата деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»

Тема учебного занятия: Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя»...

Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"

Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...

Технологическая карта внеурочного занятия по предмету "Я исследователь" на тему "Правильное мышление и логика", 4 класс

Коллеги, если материал заинтересовал, можете обращаться lenochka-F79@rambler.ru, скину раздаточный материал и презентацию. Занятие было проведено на районном конкурсе "Учитель года" и имело ...

Технологическая карта внеурочного занятия курса: «Исследовательская деятельность».

Тема занятия: Поздравительная открытка к 9 мая “Вечный огонь”Технология занятия: проектная деятельность.Образовательная цель: Формирование способности обучающихся к новому с...