Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа (3 класс) на тему

Комогорова Любовь Федоровна

Рабочая программа внеурочной деятельности  Умники и умницы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_umniki_i_umnitsy.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урлукская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель УВЦ:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Урлукская СОШ Халецкая З.Н../__________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Урлукская СОШ

Хламова Г.Ф. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комплексная

 (тип программы: комплексная/тематическая)

Факультатив «Умники и умницы»

(наименование)

1 год

 (срок реализации программы)

8 лет

 (возраст обучающихся)

                                                                             

Комогорова Любовь Федоровна

   

                                                     (Ф.И.О. учителя, составителя)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»____________20___ г.

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка

Курс  «Умники и умницы» (авторская программа курса) в 3 классе разработан как дополнение к следующим дисциплинам: математика, русский язык, окружающий мир.

 Цели и задачи курса:

Задания направлены на создание положительной мотивации,   на формирование познавательного интереса   к знаниям. Система представленных на занятиях задач  и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование  и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
  • Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).

Он призван решать следующие задачи:

  1. Развитие логического мышления учащихся.
  2. Формирование творческих способностей учащихся.

Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:

  • Задания на развитие внимания;
  • Задания на развитие памяти;
  • Задания на развитие воображения;
  • Задания на развитие логического мышления.

Особенностью курса являются занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

Курс рассчитан на 34 занятия (один раз в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания.

        Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определённом порядке;
  2. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  3. увеличение объёма материала;
  4. наращивание темпа выполнения заданий;
  5. смена разных видов деятельности.

Особенности в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Тематический план программы

Наименование разделов/

модулей, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Задания повышенной сложности

Занимательные вопросы.

Занимательная задача.

Математические фокусы.

Задачи-шутки.

Магические квадраты.

(5 ч)

5

Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Логически-поисковые задания

Логические вопросы.

Решение логических задач.

Ребусы.

Занимательные рамки.

Логические задачи.

(5 ч)

2

3

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;
  • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
  • уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Тренировка слуховой памяти

Литературная разминка.

Занимательные вопросы. Игра в слова.

Математические игры.

Игра «Змейка».

Игра «Наборщик».

(5 ч)

5

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Тренировка внимания

Числовая головоломка.

Анаграмма.

Математические загадки.

Математическая викторина.  

Занимательные задачи.      

(5 ч)

1

4

  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Тренировка зрительной памяти

Тренируем  зрительную память.

Выделение существенных признаков предметов.

 Сравнение.

Игра «Допиши слова».

Игра «Слова».

(5 ч)

5

  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм

6.

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

Поиск закономерностей

Задача-смекалка.

Шарада

Поиск закономерностей.

«Зашифрованное предложение».

Математические бусы.

(5 ч)

5

  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству

7.

7.1

7.2

7.3

7.4

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

Ребусы

Ребусы

Ребусы

Диагностика степени владения логическими операциями

(4 ч)

1

3

  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

уметь объяснить, как получен результат заданного математического ребуса

Итого:

34

7

9

10

8

Содержание программы.

Задания повышенной сложности (5 ч)

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания (5 ч)

Задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч)

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)

Включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
  • Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметные (универсальные) результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану,  использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию:  наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Формы контроля 

Тема раздела

Форма контроля

Задания повышенной сложности

Турнир «Умники и умницы»

Логически-поисковые задания

Викторина

Тренировка слуховой памяти

Интеллектуальный марафон

Тренировка внимания

Конкурс «Самый внимательный»

Тренировка зрительной памяти

Викторина

Поиск закономерностей

Интеллектуальный марафон

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

«Планета знаний»

Методические рекомендации

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Чаще всего предлагаемые логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.


Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Список литературы, рекомендуемой для детей 

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг,2010.

Список литературы, рекомендуемой для педагога 

Тихомирова Л.Ф. формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2010.

Туркина В.М. Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать. Журнал «Начальная школа», №9, 2011.

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Т. Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2012.

4

2. Печатные пособия

2

Карточки, раздаточный материал

32

3. Технические средства обучения

3

Мультимедийный проектор      

Мультимедийный компьютер (Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи  компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность  выхода в Интернет. Оснащение акустическими колонками,  микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

1

4. Экранно-звуковые пособия

4

Интерактивная доска.  

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, презентации, тесты.

1

34

5. Игры и игрушки

5

Логические игры

5

6. Оборудование кабинета

6

Доска

Интерактивная доска.  

Мультимедийный проектор      

Мультимедийный компьютер

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...