Проект "Забавляясь сами, забавляем других"
проект (4 класс) на тему

Шнырова Ольга Валерьевна

Нам раньше всегда было завидно на другие города. Наш город молодой, отчёт ведётся с 1930 года. Оказывается рассказывать о прошлом своего края можно посредством…керамической миниатюры «Растяпинской забавы»

Так что же такое растяпинская игрушка? Сувенир? Детская забава? Растяпинская игрушка — это глиняная миниатюра. Миниатюра рассказывает об истории Дзержинска, который до 1930 года именовался рабочим поселком Растяпино.

“Растяпинская забава” — не народный промысел», — просит не ставить авторские произведения в ряд с дымковской и каргопольской игрушками “папа” миниатюр Владимир Корнев. Форма “Растяпинской забавы” была придумана им и его супругой Галиной Корневой 20 лет назад под девизом “Забавляемся сами, забавляем других!”. А название игрушка получила в честь стоявшего некогда на месте Дзержинска села Растяпино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc409.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Растяпинская забава»

«Забавляясь сами, забавляем других»

Описание: C:\Users\User\Desktop\Green_20Graas_20Blue_20Sky.jpg

Оглавление

  1. Введение
  • Актуальность выбранной темы
  • Проблема (идея)
  • Цель проекта
  • Задачи, поставленные для реализации проекта
  • Вид проект
  1. Этапы проекта и ожидаемые результаты
  • I этап – организационный
  • II этап – теоретический
  • III этап – практический
  • IV этап – итоговый
  1. Приложение

Актуальность проекта:

Наша малая Родина, Нижегородская область,  уникальна с точки зрения народных промыслов, которые возникли и получили свое развитие на ее территории. Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву.

Нас вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края, знакомство с которым будет интересным для детей.

Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Нижегородский край всегда был богат залежами глины. В Василёве (Чкаловске), Арзамасе, Богородске, Ардатове, Выксе и других местностях края работали гончары.

Глиняная игрушка Нижегородской области менее знаменита, чем деревянные расписные изделия из Семенова, Городца или Полховского Майдана. Она уступает по популярности таким российским промыслам, как дымковская игрушка из Вятки, каргопольская игрушка Архангельской области или филимоновская свистулька Одоевского района Тульской области.

Я хочу вас познакомить с одним из современным видов глиняной игрушки.  А именно  с "Растяпинской  забавой".

Проблема проекта

Нам раньше всегда было завидно на другие города. Наш город молодой, отчёт ведётся с 1930 года. Оказывается рассказывать о прошлом своего края можно посредством…керамической миниатюры «Растяпинской забавы»

Так что же такое растяпинская игрушка? Сувенир? Детская забава? Растяпинская игрушка — это глиняная миниатюра. Миниатюра рассказывает об истории Дзержинска, который до 1930 года именовался рабочим поселком Растяпино.

“Растяпинская забава” — не народный промысел», — просит не ставить авторские произведения в ряд с дымковской и каргопольской игрушками “папа” миниатюр Владимир Корнев. Форма “Растяпинской забавы” была придумана им и его супругой Галиной Корневой 20 лет назад под девизом “Забавляемся сами, забавляем других!”. А название игрушка получила в честь стоявшего некогда на месте Дзержинска села Растяпино. По версии Владимира Васильевича, село прозвали так не за потерю местными мужиками лошадей, а от “тяпания” топора, направляемого голосом бригадира: “Раз! Тяп! Раз! Тяп!”

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию младших школьников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке.

Задачи проекта:

  1. Изучить истоки растяпинской игрушки.
  2. Выявить разнообразие видов ратяпинской игрушки, цветовую гамму.
  3. Научить превращать пластилин, глину в игрушку.
  4. Развивать художественный вкус учащихся, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого  и современности.
  5. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

Вид проекта:

практико-ориентированный, творческий,

межпредметный, коллективный, краткосрочный.

Этапы проекта

I этап – организационный

  • Деление класса на группы, мотивация на работу над проектом.
  • Постановка задач по изучению теоретического содержания проекта  и выполнения его практически.
  • Составление плана работы (тема исследования, методы, источники)
  • Оформление результата

Ожидаемые результаты: у обучающиеся сформируется умение выдвигать идеи, обсуждать коллективную работу в группах, составлять план работы и распределять её между участниками группы, намечать виды деятельности по изучению темы проекта, представлять конечный результат.

II этап – теоретический

  • Узнать историю зарождения народных промыслов в Нижегородской области.
  • Изучить историю города Дзержинска и связь с возникновением игрушки, проследить её развитие.
  • Изучить узоры при росписи игрушки.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся приобретут навык поиска и оформления  информации, сформируется навык самостоятельной деятельности, будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах.

III этап – практический

  • Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.
  • Нарисовать эскизы игрушек: улитки, коровы, поросёнка, кошки, мышки.
  • Подобрать пластилин, глину и краски для изготовления игрушки.
  • Изготовить (слепить) и расписать растяпинскую игрушку по своим эскизам.

Ожидаемые результаты:

Научить детей рисовать и лепить игрушку , используя полученные знания и по наблюдениям в ходе экскурсии.

IV этап – итоговый

  • Оформить выставку рисунков, фотографий и поделок «Растяпинская игрушка из Дзержинска».
  • Подарить игрушки детям нашего города, участие в акции «Доброе дело для добрых людей»

Ожидаемые результаты:

Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи, умение дарить праздникам другим людям, заботиться о ближних, проявлять милосердие. Доказать проблему проекта, что в наше время игрушка, сделанная своими руками может принести радость и быть полезной.

Рефлексия проектной деятельности

1. Оценивание степени достижения поставленных целей и задач

Реализация проекта создала условия для социализации обучающихся - освоение новых технологий, формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике, формирование современного декоративно-прикладного и информационного мышления.

  • Достигнут конечный результат.
  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу.
  • Результат проекта  был использован в социальной деятельности.
  • Информация о проекте широко распространена, получено удовольствие от своей деятельности.

2. Оценивание качества результатов

Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.

Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, который передаётся и учителю, и ученикам. После выполнения индивидуальных игрушек в классе возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.

3. Приобретенные рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.

При создании народной игрушки, работая по группам, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу и распределить её каждому участнику группы. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать, находить информацию, оформлять её в виде сообщения, представлять её. Полностью раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.

После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения:

  • личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
  • метапредметные: умение использовать различные источники информации, ИКТ, умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;
  • предметные: знания о декоративно-прикладном творчестве России.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Лучший способ найти хорошего друга - самому стать хорошим другом"

Цель классного часа: помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом....

Скрайб-презентация "Самый большой друг"

Подробный конспект занятия по создания скрайб-презентации с детьми младшего школьного возраста....

Проект "Книга самый лучший друг"

Проект посвящен году Литературы в России. В приведенном паспотре указаны основные направления работы в проекте...

Книга - самый лучший друг

Агит-бригада для учащихся 4-го класса....

"Мама - мой самый лучший друг"

Это сочинение о самом близком человек - маме. Моя ученица передала в своём рассказе, как преданно она любит свою маму. И эта любовь взаимна....

Собака-самый преданный друг человека

Презентация может быть использована при проведении урока окружающего мира, а так же при проведении классного часа...

Внеклассное мероприятие "Папа-самый лучший друг!" Презентация

Презентация к внеклассному мероприятию "Папа-самый лучший друг"...