Статья Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании ИКТ на уроках.
статья ( класс) на тему

Матвеева Ю.В.

В своей статье  я делюсь своим опытом для повышения развития творческого и интеллектуального потенциала младших школьников. В последнее время дети не хотят учиться, как добиться того, чтобы каждый ребенок был вовлечен в образовательный и воспитательный процесс?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matveeva_yuv_maou_sosh_22.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Секция 8. Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды.

Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании ИКТ на уроках.

Автор: Матвеева Ю.В., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 22

В связи с переходом на ФГОС НОО стало актуальным использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальной школе, более того, добиться повышения качества образования в начальной школе стало невозможным без применения ИКТ. Мне, педагогу начальной школы, приходится учитывать, что дети, которые приходят в школу, являются активными пользователями современных технических средств, а в будущем станут гражданами информационного общества. Поэтому в своей работе я и сама активно использую различные формы ИКТ: созданию презентаций, работаю с ресурсами сети Интернет, использую в работе готовые обучающие программы и электронные учебники, сама стараюсь создать что-то свое средствами ИКТ, авторские программы работы на компьютере, мультимедийные продукты для дальнейшего применения в образовательном процессе.

Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Презентация даёт мне возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет задержать внимание учащихся, способствует их вовлечению в учебный процесс, повышает интерес к изучаемому материалу, все это обеспечивает условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Применение презентаций помогает решить почти все образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Почти на каждом учебном занятии я использую презентации по предметам: «Окружающий мир», литературное чтение, изобразительное искусство и математика. Так, при изучении тем «Круговорот воды в природе», «Планета Земля», «Таблица умножения» и других включаю в урок задания на классификацию, обобщение, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Дети с большим удовольствием выполняют творческие задания, придумывают сказки на заданные темы и с легкостью получают новые знания по изучаемому предмету. Активное участие в создании презентаций принимают родители обучающихся.

Широкое использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти к деятельностному подходу в обучении, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. У большинства обучающихся моего класса есть дома персональный компьютер, и они сами учатся находить материал в информационном потоке, отбирать нужное, выделять главное и создавать презентации, а потом делятся опытом создания презентаций со своими одноклассниками, демонстрируют их с гордостью в классе. Приведу пример тем для детских презентаций, которые создали обучающиеся 4 класса: «Математика-царица наук», «Таблица умножения», «Исследование жизни на других планетах», «Истории ВОВ в песнях» и другие. В дальнейшем эти презентации были представлены в рамках предметной недели по математике и искусству в начальной школе, а также в городском конкурсе «Хочу стать академиком». В результате проделанной работы по созданию презентаций школьники получили грамоты и благодарственные письма.

В процессе увлеченной и творческой работы, у обучающихся возникает повышенный интерес к выбранным темам, и как следствие, к учебным предметам. Данное направление позволяет мне точнее реализовывать в учебной деятельности межпредметные связи.

Исследовательская деятельность младших школьников помогает в формировании регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действиях. К концу обучения в начальной школе наблюдается положительная динамика в уровне сформированности познавательных и коммуникативных учебных действий обучающихся: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в томчисле с помощью компьютерных средств - от 53% 2012-2013 г.г.2 «В» класс, до 74% в 2014-2015 г.г. 4 «В» класс; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий – от 48 % 2012-2013 г.г 2 «В», до 69 % в 2014-2015 г.г 4 «В»; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера от 51% 2012-2013 г.г.2 «В», до 82% в 2014-2015 г.г. 4 «В» класс; осуществлять совместную познавательную деятельность в группеот 47%  в 2012-2013 г.г.2 «В», до 89% в 2014-2015 г.г. 4  «В».

Опыт моей работы по использованию ИКТ открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и родителей. Систематическая работа по внедрению ИКТ позволила мне создать свой сайт http://matveeva22.ucoz.ru/, я его представила на городском конкурсе сайтов/страниц/блогов педагогических работников муниципальных образовательных учреждений системы образования города Екатеринбурга, 2014г., МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».

В результате использования мультимедийных презентаций у обучающихся повысилось качество успешности обучения: в 2012-2013 гг. 61%, 2013-2014гг. 64%, 2014-2015гг. 92% при 100% успеваемости учащихся.

При использовании ИКТ на уроках обучающимся удобно, просто, эффективно и легко усваивать учебный материал. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое и интеллектуальное развитие младших школьников.

« Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей!» К. Д. Ушинский...

Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ОВЗ посредством совершенствования исследовательских умений

Описываются способы развития  интеллектуального потенциала учащихся  посредством  дальнейшего усовершенствования исследовательских умений на уроках...

Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"

В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ

Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать тво...

"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...

Активизация эмоционально-интеллектуального потенциала младших школьников

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного мален...