факультативы
элективный курс (4 класс) на тему

Савченко Лилия Александровна

Факультативы по математике, русскому языку и окружающему миру для более углубленного изучения предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_tayny_matematiki.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское»

Рассмотрено

На заседании МО

Пр.№ ___

От«__»_________2015г.

Руководитель_________

Согласовано

Зам.директора по УВР

«__» ________2015г.

____________

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ

с.Ленинское Пр.№________

От «__»____________2015г.

____________И.Н.Игнатова

Рабочая  программа

Факультатив: Тайны математики

Класс: 4

Составитель: Савченко Лилия Александровна, учитель начальных классов    МКОУ СОШ с. Ленинское

Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Математика» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК «Школа России»

Учебный год: 2015-2016

с.Ленинское

Учебная программа

по факультативу «Тайны математики»

Предмет – математика                                                                          

 Класс – 4                                                                                                               Уровень – базовый                                                                                            

Всего на изучение программы – 34 ч

 Количество часов в неделю – 1 ч

Статус документа

Рабочая учебная программа по факультативному курсу «Тайны математики» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта, на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3. приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373);
  5. приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО».
  6. приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  7. контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15);
  8. приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  9. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  10. приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  1. авторские программы в соответствии с УМК «Школа России»  «Математика» Моро М.И в 2-х частях.М.: Просвещение,2013;
  2. приказ Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  3. письмо комитета образования ЕАО от 15.05.2014 г. № 1702/14 «Об организации образовательной деятельности в 2014/2015 учебном году»;
  4. приказ МКОУ СОШ с.Ленинское «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от «____»_______2015 г.

Структура документа.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся по окончанию 4 класса.

  Учебная программа позволяет всем ученикам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения. Воспитания и развития учащихся средствами данного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Пояснительная записка.

 В современных условиях выпускнику начальной школы не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Одним из основных требований ФГОС является  системно- деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники  с математическими способностями имеют мотивацию к обучению математике, стремятся развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучащимся  с математическими способностями ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

         Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

        

Использование ИКТ в курсе «Тайны математики»

В соответствии с требованиями ФГОС  в начальной школе необходимо сформировать у каждого ученика умение использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического,

интуитивного, творческого видов мышления;

эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

развитие коммуникативных способностей;

формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного

процесса, обеспечивая:

повышение эффективности и качества процесса обучения за счет

реализации средств ИКТ;

обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач.

Одной из возможностей  формирования у каждого ученика умение использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) является курс «Тайны математики» для учеников начальной ступени обучения.

Общая характеристика курса «Живая математика»

Большие возможности для развития умения использовать ИКТ имеет внеурочная деятельность.

Курс занятий по курсу “Тайны математики” для начальной школы является продолжением курса математической подготовки учащихся начальной школы во внеурочной деятельности.

Главной целью программы является развитие математической  речи,  логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

 Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. .

Основные задачи действующей программы:

Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.

Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя.

Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения задач.

Расширять кругозор и познавательные интересы учащихся;

Формировать умения применять на практике знания, полученные во время учебных занятий в том числе и с использованием средств ИКТ.

Развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

Развивать у детей интерес к математике, умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;

Формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль.

Принципы программы:

Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность.
Р
азвитие умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщать.

Системность.
Курс состоит от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность.
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии,  на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Занятия помогут ученикам освоить  умение применять ИКТ в учебно- познавательной деятельности.

Обеспечение мотивации.
Развитие интереса к математике как науке физико-математического направления для успешного усвоения учебного материала на уроках и выступления на олимпиадах по математике.

Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Ценностные ориентиры содержания курса «Тайны математики»

В соответствии с ФГОС в основе курса «Живая математика» лежат следующие принципы математики:

понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.)

математическое представление о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы)

владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, средствами ИКТ позволяют ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения)

Место учебного предмета в учебном плане

Курс проводится  1 раз в неделю  во внеурочной деятельности и рассчитан на 34 занятия в год.

Результаты изучения учебного предмета «Тайны математики»

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 4-м классе являются формирование следующих умений.

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Основное содержание курса

1.Математика-это интересно!Математические игры, лабиринты. Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). Правила и приёмы быстрого счёта. Знакомство с числовыми мозаиками. “Судоку”.

2.Путешествие в старину.Из истории развития счёта. Старинные меры измерений(локоть, сажень, пядь, ладонь). Масса. Новые мерки. Практическая работа. Римская нумерация. Зарождение календаря и пути его совершенствования. Возникновение денег.

3.Математические забавы.Математические забавы. Решение и составление ребусов Кроссворды, принципы их составления. Игра “В мире слов”.

4. Страна Геометрия.Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Пространственные фигуры. Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур. Китайская головоломка “Танграм”. Оригами и геометрия.

Графические иллюзии. Графическое моделирование. Головоломки со спичками.

5.Такая разная математика.Схемы, уравнения. Составление дерева возможностей. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. Координаты на плоскости. Математическая газета. (Сбор информации, оформление газеты. Решение задач из математической газеты). Старинные занимательные задачи. Поисковая работа в группах. “В сундук за арифметикой”.

Учебно-тематический план   (34 часов)

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Вводное занятие.

 Математические игры, лабиринты.

CD  «Математика. Тесты»

1

2-3

Преобразование геометрических фигур по заданной программе.

CD «Тайны времени и пространства»

2

4-5

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

CD «Тайны времени и пространства»

2

6-7

Пространственные фигуры.

CD «Тайны времени и пространства»

2

8-9

Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур.

CD  «Математика. Тесты»

2

10-11

Китайская головоломка “Танграм”.

CD «Математика» к учебнику М.И. Моро и др.

2

12-13

Оригами и геометрия

Поиск схем в Интернете

2

14

Урок-игра “Занимательная геометрия”

1

15-16

Головоломки со спичками.

СD «Математика. Хитрые задачки»

2

17-18

Схемы, уравнения. Игра “В царстве Равенств”.

CD «Сценарии уроков к учебнику математика по программе Л.Г. Петерсон»

2

16.01

23.01

19-20

Графические иллюзии.

CD «Математика в играх и задачах

2

30.01

21-22

Графическое моделирование.

Виртуальные лаборатории

2

23

Составление дерева возможностей. Блиц – турнир.

Виртуальные лаборатории

1

24-25

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.

Самостоятельное составление диаграмм

2

26-27

Координаты на плоскости. Игра «Морской бой»

CD  «Математика. Тесты»

2

28-29

Математическая газета. (Сбор информации, оформление газеты. Решение задач из математической газеты).

Поиск материала в сети Интернет

2

30-31

Старинные занимательные задачи. Поисковая работа в группах. “В сундук за арифметикой”.

Поиск материала исследовательской работы  в сети Интернет

2

32

Математический КВН.

CD «Кенгуру»

1

33

Математические задачи в стихах. Игра “Весёлый счёт”.

Презентация «Турнир эрудитов»

1

34

Итоговое занятие. Игра “Весёлый поезд”.

1

 

34

Дополнительное программное обеспечение
обучающие диски, тестирующие программы (например, пособие «Математика в играх и задачах» ,«Математика. Тесты», «Кенгуру», «Сценарии уроков к учебнику математика по программе Л.Г. Петерсон», «Математика» к учебнику М.И. Моро, «Тайны времени и пространства», «Развитие речи. Тесты»), энциклопедии, справочники, цифровые образовательные ресурсы Интернет.

Перечень учебных пособий и программ

1.Программа Л.Г. Петерсон “Школа 2000…”.

2.Е.Б.Арутюнян , Г.Г .Левитас “Занимательная математика”.

3.В.В.Волина “Учимся играя”.

4.Т.К. Жигалкина “Игровые и занимательные задания по математике”.

5.В.Г. Житомирский “Путешествие по стране Геометрия”.

6.Г.П. Шалаева “Хочу стать математиком”.

7.Волина В.В. Праздник числа.– М.: Знания,1994.

8.Депман И.Я.История арифметики.– М.:Просвещение,1965.

9.Депман И.Я. За страницами учебника математики.– М.:Просвещение,1989.

10.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: “Лицей”, 2002.

11.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.

12.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: “Вако”, 2004.

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: “Грамотей”, 2004.

13.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.– Пб.: “Лань”, 1995.

14.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. “Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1–4 классы. М., 2004.

15.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: “Панорама”, 2006.

16.Программа составлена на основе следующих источников:

17.ФГОС НОО второго поколения.

18.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение,2011.

19.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1–4 классы. Занимательная математика. Волгоград: “Учитель”, 2007.

20.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8–11 лет. С. – Пб,1996.

21.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

22.http://festival.1september.ru/authors/218-177-652 Юркина С.В. Использование ИКТ в начальной школе

23.   festival.1september.ru/articles/592496/ Васильева С. Р. 24.Интегрированный курс развивающих занятий "Занимательная математика". 4-й класс

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по математике

Данная программа составлена для факультативных занятий по математике в 1-4 классах...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Программа факультатива "Язык родной - копилка знаний"по русскому языку 2 класс

Цельюфакультативных занятий как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком как средством общения, Формирование у учащихся умений ...

Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»

Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...

Занятие факультатива по краеведению

Игра на основе краеведческого материала...