ФГОС в начальной школе
статья ( класс) на тему

Дзюба Ирина Викторовна

Аналитическая справка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anal._spravka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС в начальной школе.

Аналитическая справка (по итогам 2013-2014 учебного года).

  1. Образовательная среда ОУ.

          Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

       Начальное общее образование в силу обеспечения равных возможностей и условий для развития, обучения и воспитания каждого ребенка играет исключительно важную роль в общей системе образования.

      Одним из основных документов, на который опирается в своей работе начальная школа  – федеральный государственный стандарт (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”), включающий в себя Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”).

     В федеральном компоненте государственного стандарта начальное общее образование рассматривается как первая ступень образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается

потребность в самовыражении.

      Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

    Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создана  образовательная среда, стимулирующая активные формы познания:

  • наблюдение,
  • опыты,
  • обсуждение разных мнений, предположений,
  • учебный диалог и пр.

   Концепция стандартов второго поколения базируется на следующих принципах:

  • учета возрастных возможностей ребенка;
  • учета его индивидуальных особенностей;
  • здоровьесбережения;
  • взаимосвязи с окружающим миром;
  • развития личности как субъекта творческой деятельности;
  • признания ребенка как активного субъекта познания;
  • доступности и достаточности;
  • духовно-нравственного воспитания;
  • психологической адаптации;
  • взаимодействия семьи и педагога;
  • непрерывность образования.

      Младшему школьнику  предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

      Ученик начальной школы не только умеет читать, писать, считать, но и получает практический деятельностный компонент ,что позволяет соблюсти «баланс» теоретических знаний, умений и способов деятельности, которые являются «надпредметными», то есть формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования.

   Для реализации задач ФГОС каждый педагог начальной школы овладел ИКТ. Прошёл обучение на курсах повышения квалификации, освоил программу « ИКТ – компетентность учителя при введении ФГОС в начальной школе». Каждый класс начальной школы оснащён мультимедийным проектором, интерактивной доской, компьютезированным рабочим столом учителя. В школе имеются переносные компьютеры –  4 шт. и 10 компьютеров учащихся. Все малокомплектные школы( структурные подразделения) также оснащены компьютерами и интерактивными досками.

  1. Развитие профессионального мастерства.

     Развитию профессионального мастерства педагогов служит методическая работа в школе. В содержательном плане она направлена на:

  • информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и достижениях педагогической науки и практики;
  • обучение и развитие педагогических кадров, повышение их оперативной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности;
  • выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности членов педагогического коллектива;
  • подготовку методического (научно-методического) обеспечения для осуществления образовательного процесса: учебно-методических комплексов, рекомендаций и других продуктов методической (научно-методической) деятельности.

 У педагогов школы сформирован достаточно высокий уровень организаторских и коммуникативных умений. 

    Педагоги владеют технологиями развивающего, разноуровневого, модульного  обучения. В качестве приоритетной задачи является овладение информационно-коммуникационной технологией.

  1. Организация внеурочной деятельности

      Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

       Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

       Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

  • на развитие воспитания в целом и внеурочной деятельности как одной из составляющих нацеливают нормативные документы;
  • педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;
  • правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

 Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
  • включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
  • использование ресурсов дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в 1-4 –ых классах МКОУ «Кировская СОШ» и малокомплектных (Передовой, Ближненской и Большегоковской) школы:

  • запросы родителей, законных представителей обучающихся;
  • приоритетные направления деятельности начальной школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности дополнительного образования;
  • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

           Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ. Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.

       Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.

Согласно ФГОС в начальной школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

Направление внеурочной деятельности

Название

Общекультурное

 «Веселые нотки», «Школа рисунка», «В гостях у сказки»

Общеинтеллектуальное

«Геометрия вокруг нас», «Занимательная математика», «Веселая грамматика»

Спортивно-оздоровительное

«Здоровейка», «Подвижные игры»

Социальное

«Все цвета, кроме черного», «Помощница», «Земля-наш дом»

Духовно-нравственное

 «Танцы», «Уроки нравственности»

1. Общекультурное направление.

    Его целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению в нашей школе педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.

2. Общеинтеллектуальное

    Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении  задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;

В своей работе по данному направлению педагоги ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её.

  • Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы по математической смекалке и работа на компьютере.

.

3. Спортивно-оздоровительное направление. 

      Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

4. Социальное . 

    Работа в данном направлении осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий, тематических праздников, просмотра видеофильмов, практических занятий; создание проектных работ и др.

5.Духовно-нравственное   

   Работа в этом направлении нацелена на развитие у учащихся духовно-нравственных качеств, формирование правил поведения в обществе, воспитание личности. Работа осуществляется в виде практических занятий, просмотра видеофильмов, создание проектов и т.д.

     Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

    Работа школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.00 до 17.00. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий,  самоподготовки, работы  кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:

  • организация горячего питания;
  • обязательное пребывание учащихся на воздухе;
  • активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).

     Начальная школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

     Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

      .

Руководитель ШМО учителей

Начальных классов:______Дзюба И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий ФГОС Перспективная начальная школа

Программа     формирования     универсальных     учебным действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в ...

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

ФГОС в начальной школе "Школа 2100"

       Сравнение подходов к выделению метапредметных результатов в рамках разработки материалов нового стандарта и в Образовательной системе «Школа 2100» показывает, ч...

Рабочая программа по физической культуре на курс основной школы по ФГОС (УМК «Начальная школа 21 века»).

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование на курс начальной школы по физической культуре на основе авторской программы Т.В. Петрова....

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...