Внеурочная деятельность. Разработка занятия по теме "Лента времени"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Лента времени..." В результате работы "Мозгового штурма" в группах дети изготавливают ленту времени, с помощью которой определяют продолжительность дня и ночи в конкретных сутках, ориентируясь на восход и заход солнца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lenta_vremeni.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Кружок   «Я - исследователь»

Тема: Конструируем измеритель уровня снега. Изготавливаем ленту времени, электронные часы (2ч.)

Планируемые результаты: уметь  чертить графики восхода и захода солнца, отмечать температуру воздуха, заполнять календарь планирования, предсказывать будущее., конструировать снегомер и изготавливать электронные часы.

 Оборудование: фломастеры, клей

Рабочий лист «Количество осадков».

График температуры и диаграмма восхода и заката солнца (постоянно висят в классе рядом с летописью).

Ленты времени.

Содержание занятия

Характеристика деятельности учащихся

I.

Организация на занятие

Менеджер меняет обязанности в летописи

II.

Сообщение темы

Летопись. В списке дежурных появляется новая задача: Астроном 2. Записывает время восхода и захода луны.

Предсказание будущих событий. Подводим итоги.

Учитель раздает каждому конверт с его предсказаниями.

Дети читают и отмечают на листах: подтвердились или нет их предсказания.

-У кого есть подтвердившиеся предсказания? У кого есть не подтвердившиеся?

Считают, сколько подтвердилось и не подтвердилось в каждой группе и в классе.

Анализируем причины. Какие предсказания не подтвердились? Как вы думаете, почему? Что легко предсказать? Что сложно?

После повторной игры (через неделю, например) делаем рабочее определение понятия БУДУЩЕЕ и запишем его в Словарь. Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?

Уметь анализировать события и ситуации

Обобщать полученные сведения

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

III.

Основная часть

Летопись.

Дежурные на перемене заполняют летопись (может быть, все кроме восхода и заката). Дежурные могут воспользоваться компьютером учителя – для показа на доске всему классу (в строке поиска набирают каждый раз Восход солнца Усть-Лабинск»).

Измерение промежутков времени (длительности дня и ночи) выполняется дежурными (вторую ленту берут на прокат у другой группы, можно вместе с помощью). Учитель снова спрашивает класс: Что длиннее: день или ночь? Как изменится долгота дня через неделю? – Дети делают предположения, а учитель записывает их (либо в книгу ТО либо в лист над летописью. В этом году мы используем для летописи листы чарта – нижняя половина для летописи, а верхняя – для записей во время урока, которые хорошо бы сохранить, например, детские гипотезы и т.д.).

График температуры.

Дежурные должны нанести температуру в течение дня (один меряет и записывает в летопись, другой наносит на график). Может быть, стоит продублировать список дежурств на входной двери класса, как напоминание?

Делаем снегомер.

Как измерить сколько выпало осадков?

Как в новостях сообщают о количестве осадков?

Как часто стоит измерять количество осадков?

Договариваемся, что количество осадков нужно проверять каждое утро и записывать в Рабочий лист Количество осадков и Летопись (во время урока Окружающий мир).

1. Заполняем Карту понятий времени

Время

Для чего нужно знать время?

Кто (в какой профессии)

должен очень точно

следить за временем?

С помощью чего ( как) можно определить время?

  1. Рабочее определение времени.

Время — это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Основные единицы измерения времени: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, век (столетие).

-Сколько ЧАСОВ показывали часы, когда (С какого часа) началось сегодня (7 октября)?

-в какое время суток это было?

Какой ЧАС будет последним сегодня (Сколько времени будет на часах)?

Когда это происходит?

  1. Изготавливаем ленту времени.

Лента нужна для визуализации всего дня и для того, чтобы увидеть продолжительность событий.

Задача: как сделать видимым время всего дня? Для этого изготавливаем ленту времени

Учитель показывает:

 на рабочем листе – три полоски – три часа ленты времени.

Мелкие деления – это минуты. Сколько нужно таких листов на целые сутки (24 часа)?8листов

Распределите роли (учитель выписывает их на доске):

Мастер резки – режет (все – каждому по 2-4 листа, кто быстрее)

Мастер клея – клеит

Часовой мастер – подписывает часы

Координатор – контролирует правильность и время.

Сделайте 2 ленты времени за 15 минут.

Склейте все 24 полоски, подпишите пока 12.

-Сколько черточек в 1 столбике? (60)

-Что обозначает 1 столбик? (1 час)

Во сколько вы просыпаетесь, покажите. Завтракаете? Обедаете? Покажите?

Мы на ленте времени отметили часы до 12. 12 часов дня – это полдень, почему? Прошла половина суток. А теперь мы допишем 13,…

Давайте посмотрим восход и заход солнца сегодня ( восход 6:35, заход 20:10)

Закрашиваем желтым цветом дневную часть ленты времени. Синим – ночные части (две).

 (Устанавливаем соответствие между: 1-13ч, 2-14ч. и т.д.)

Обматываем вокруг, соотносим 13-1… 

первый человек берет линию за цифру 0, второй – 3, третий – 6, четвёртый – 9, первый – 12, второй – 15, третий – 18, четвертый – 21, первый – 24. Круг замкнулся.

- какие показания времени совпадают? (0, 12 и 24, 3 и 15, 6 и 18 и т.д.)

- Что длиннее день или ночь?

Посчитаем продолжительность дня.

Во сколько встало солнышко? 6:35

А заход? 20:10

Посчитайте продолжительность светового дня?

Восход -6:35

Заход -20:10

1 способ: 20:10-6:35= 13ч.35мин

2способ: по графику

Прикладывая вторую ленту началом (0 часов) к моменту восхода, измеряем как по линейке длительность дня (смотрим, сколько часов и минут прошло).

…получаем 13ч35мин

Ночной промежуток сложнее, т.к.он не располагается целиком внутри ленты, а состоит из двух промежутков.

«Давайте сделаем кольцо времени (суточный круг)». Учитель вызывает одну Демо-группу. Просит детей взяться за разные части вдоль ленты времени.

«Пусть тот, кто держит начало суток, подойдет к тому, кто держит конец суток, и приложит конец к началу. Желательно, чтобы часы располагались по часовой стрелке!

Один из двоих детей освобождается и приносит вторую ленту времени. Измеряют длительность ночи.

3.Измерение промежутка времени между восходом и закатом солнца

(длительности дня и ночи).

Записываем на доске.

Записываем в летопись:

Восход -6:35

Заход -20:10

День - 13… часов 35… минут.

Ночь - 10… часов 25… минут.

Что длиннее: день или ночь?

Изготавливаем электронные часы.

Определение времени по электронным часам (работа в парах)

Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Составлять план выполнения заданий.

Знать правила общения. Анализировать различные ситуации

уметь  учиться определять истинность высказывания и выражать её словами «да» и «нет»

обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

распределять роли

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

IV

Итог занятия: 

 Что мы сегодня сделали на занятии? Запись в Летописи.

подводить итог

V.

Предложение к следующему занятию: показать с помощью электронных часов «полночь», «полдень», 2 часа дня, 2 часа ночи.

VI.

Рефлексия: оцени себя сам:

- я работал сам, быстро и аккуратно;

- я работал медленно, но правильно;

- я не понял, мне помогали;

- я работал,  но отвлекался и поэтому у меня не получилось.

уметь анализировать свою работу, делать выводы

VII.

Организация на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Проверочная работа по темам "Лента времени", "Материки и части света"

Работа составлена к комплекту окружающий мир 3 класс автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (система Л. Занкова)...

Окружающий мир Проверочная работа по темам "Лента времени", "Материки и части света" 2 вариант

Работа составлена по материалам учебника "Окружающий мир" 3 класс автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков (система Л. Занкова)...

Внеурочная деятельность. Конспект занятия на тему «Олимпийские игры».

Внеурочная деятельность. Конспект занятия «Олимпийские игры».Конспект занятия может использоваться для классного часа и во внеурочной деятельности, на котором познакомить обучающихся с  исто...

Внеурочная деятельность. Разработка занятия по теме "Насекомые"

Методическая разработка внеурочного занятия с применением технологии DASH. Ребята работают с картами понятий, составляют кластер по теме "Насекомые". Выводят самостоятельно определения понят...

Внеурочная деятельность. Разработка занятия по теме "Птицы. Изготовление кормушек для птиц""

Методическая разработка внеурочного занятия с использованием технологии DASH. Работая в группах, учащиеся заполняют карты понятий, затем составляют кластер по теме "птицы". В конце занятия и...

Внеурочная деятельность. Разработка занятия по теме "Виды пищевых продуктов"

Материал рекомендован учителям начальных классов. В методической разработке представлен материал по теме "Продукты питания". Ребята знакомятся с различными способами сохранения продектов ( к...

Методическая разработка презентации к уроку окружающего мира по теме "Лента времени" 3 класс

Методическая разработка презентации к уроку окружающего мира по теме "Лента времени" 3 класс...