Методический семинар
методическая разработка ( класс) на тему

Кириллова Елена Николаевна

Методический семинар составлен для участия в конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар.

Работа учителя начальных классов МБОУ «Шихазанская СОШ»

Кирилловой Елены Николаевны      

         Я – учитель!

        Учитель начальных классов – профессия особая.

 Это осознание огромной ответственности перед родителями, обществом, государством  и, прежде всего, – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, а родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.

         Существует такая притча. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду знаний и дай им учителя». Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это УЧИТЕЛЯ».

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

Я, как и любой педагог, стремлюсь к тому, чтобы дети тянулись и стремились к лучшему, впитывали всю позитивную информацию и развивали в себе потребность в здоровом образе жизни. Это трудно, очень трудно! Ребенка надо увлечь, заинтересовать, показать положительный пример и свести детскую энергию в русло физического здоровья.

Основные задачи начального общего образования:

        - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; 

воспитание

       - воспитание  знающих и желающих знать больше, самостоятельно мыслящих, культурных, ответственных молодых людей - будущего нашей страны. 

          Для реализации образовательных задач  возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного  содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока- введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения уже не отвечают современным требованиям. Появилась необходимость ввести в свою педагогическую деятельность новые  направления  работы:

      - обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности  школьников;

      - выбор оптимального стиля деятельности учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы;

Цели и задачи моей методической работы:

-  полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат; 

- формирование  познавательных и креативных возможностей  у детей , развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни ;

- сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое

рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Работаю я в начальных классах. А в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть. Для успешной реализации ФГОС основной упор в своей работе делаю на игровые технологии.

     Игровые технологии - это самые актуальные  технологии для учителя начальной школы.

      Это эффективное средство воспитания познавательных процессов. 

      Игра способна сделать переход к учебной деятельности плавным
и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную
составляющую учебного процесса,  эффективность усвоения знаний
учащимися, а также работоспособность маленьких школьников.
Увлеченный ребенок никогда не  переутомится.

Игровые технологии мною используются:

        - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 

        - как элемент более обширной технологии; 

        - в качестве урока (занятия) и его части  (объяснения, закрепления,упражнения, контроля) ; 

        - как технология внеклассной работы.

Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная,  дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в  игровую деятельность.

Для детей игра, прежде всего, – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость – всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность.

Я думаю, что в жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения, самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Игровые технологии являются составной частью  моей педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет мне  сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Другой позитивной стороной игры, я считаю,  является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету я считаю – дидактическая игра. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.

Результативность дидактических игр зависит от:

-  систематического их использования;

-  целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

В своей работе я часто  использую компьютерные игры. Это очень интересно детям. Работают  и слабые ученики, и сильные. Они очень быстро усваивают материал, используя  компьютер. По УМК «Перспектива» для учебников «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» имеются электронные приложения.

На уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, математики  применяю  компьютерные игры из серии СД  Кирилл и Мефодий. Детям очень нравятся такие уроки.

Деловые игры – хорошая форма коллективного познания. Они моделируют реальную производственную деятельность. В 1 классе использую работу в парах, со II класса – работу в группах. Учащиеся разбиваются на группы, которые получают своё задание.

 Вот возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

 -  знакомство с реальной ситуацией;

 - построение её имитационной модели;

 - написание сценария;

 - подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

 - разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется объём необходимых знаний, функции и роли участников игры,  даются инструкции участникам. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирование общеучебных умений. Она даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

        Применение современных технологий  я   сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз ,слуха , релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку ,оздоровительные игры на переменах, рефлексии),так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего  поколения- важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока. 

        Главным показателем моей работы  является:  устойчивый интерес детей  к учебной деятельности, готовность их к действию, к выполнению нестандартных заданий, желание повышать свой интеллектуальный уровень.

        Применяя современные технологии  и методы  педагогической диагностики,  я подняла  на более качественную ступень формирование  личности. Об этом свидетельствуют  результаты за 3 последних года :

   - 100%  уровень  обучения,

   - стабильно высокое качество знаний по предметам с 2011 по 2015 год

     А это значит – я на правильном пути!

       

       В заключении   хочу отметить, что Миссия учителя – быть проводником. Проводником –доброго , светлого, вечного. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой собственный неповторимый стиль жизни.

 Очень важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ученика я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке, прокладывая  мостик к взаимопониманию.

     Я не лидер и не хочу им быть. Моя награда – не в  похвалах, не в титулах, не в последователях, а просто в радости, которую мне доставляет работа, выполняемая мною с душой и энергией. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...