Программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа ( класс) на тему

Решетова Наталья Владимировна

Программа кружка "Умелые руки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umelye_ruki.docx97.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка "Умелые руки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства – «художественная обработка древесины».

Целью обучения курса «Умелые руки» (художественная обработка древесины) является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности ученика.

Обучение предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников в обществе.

Программа включает:

  • пояснительную записку;
  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
  • тематический план (по годам обучения);
  • календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающим историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно-технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать «чувство материала», его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотрено изучение и исследование свойства древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области «Технология»:

  • материаловедение;
  • технология обработки древесины;
  • элементы машиноведения;
  • графика;
  • техническое творчество;
  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

  • учебники, справочники;
  • дидактический материал;
  • дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю – «Умелые руки» (Художественная обработка древесины).

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны -

Знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Библиографический список для педагога

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.

5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.

8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.

9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

12. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

13. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000.

14. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001.

15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.

16. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

17. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

18. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

19. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993.

20. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.

21. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

22. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.

23. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

24. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

25. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

26. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.

27. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

28. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.

29. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

30. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

31. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. - М.: Мир, 1993.

32. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

33. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.

34. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.

35. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

36. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

37. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. - Магнитогорск.: 1993.

38. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.

39. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.

40. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.

41. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. - Нижний Новгород.: Времена, 2000.

42. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.

43. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

44. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

46. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.

47. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985.

48. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

49. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из дерева. - М.: Просвещение, 1989.

50. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

51. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

52. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

Библиографический список для учащихся

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.

4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.

6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.

7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.

13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.

14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.

20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.

21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.


Тематический план

работы кружка «Умелые руки»

1 – й год обучения (190 ч., 5 ч. в неделю)

п/п.

Темы

Количество  часов

Теория

Практика

 Всего

Выпиливание  лобзиком

34

156

190

1.

Охрана труда, электро. и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

2

-

2

2.

Основы материаловедения.

2

-

2

3.

Виды  резьбы  по  дереву.

1

2

3

4.

Выпиливание лобзиком как разновидность

оформления изделия.

1

7

8

5.

Материалы, инструменты и приспособления.

1

3

4

6.

Технические приёмы выпиливания орнамента.

2

11

13

7.

Сборочные и отделочные работы.

2

12

14

8.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

2

-

2

9.

Работа над конструкцией изделия.

2

10

12

10.

Построение орнамента.

2

15

17

11.

Конструирование различных изделий.

1

5

6

12.

Техника выполнения различных изделий.

2

12

14

13.

Отделка изделия.

2

12

14

14.

Изготовление изделия.

-

28

28

                      Художественное  выжигание

15.

Декорирование изделий выжиганием.

2

4

6

16.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

2

4

6

17.

Основы композиции.

2

4

6

18.

Подготовка заготовок к работе.

1

3

4

19.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

3

4

20.

Основные приёмы выжигания.

1

4

5

21.

Техника выполнения приёмов выжигания

4

4

22.

Отделка изделия.

1

3

4

23.

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

-

10

10

24.

Итоговое занятие.

1

1

2

2 – й год обучения (190 ч., 5 ч. в неделю)

п/п.

Темы

           Количество  часов

Теория

Практика

 Всего

Резьба по дереву

29

161

190

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.

6

3

9

3.

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

2

2

4

4.

Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.

2

10

12

5.

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

-

8

8

6.

Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву.

2

12

14

7.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

2

10

12

8.

Отделка изделия.

1

14

15

9.

Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка.

2

14

16

10.

Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента.

2

10

12

11.

Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.

2

15

17

12.

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

2

20

22

13.

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

2

20

22

14.

Изготовление набора из двух разделочных досок.

1

22

23

15.

Итоговое занятие.

1

1

2

3 – й год обучения (190 ч., 5 ч. в неделю)

п/п.

Темы

Количество  часов

Теория

Практика

Всего

Резьба по дереву. Мозаика

26

164

190

1.

Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских.

2

-

2

2.

Народные художественные промыслы.

2

5

7

3.

Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой.

2

10

12

4.

Мозаика по дереву

2

43

45

5.

Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора.

2

10

12

6.

Отделка изделия.

-

10

10

7.

Технология изготовления художественных изделий токарным способом.

2

5

7

8.

Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой.

1

6

7

9.

Изготовление подсвечника с одной стойкой.

1

6

7

10.

Изготовление подсвечника с тремя стойками.

-

6

6

11.

Изготовление подсвечника на пять свечей.

-

6

6

12.

Плоскорельефная резьба по дереву. Выполнение изделий с плоскорельефной резьбой.

2

10

12

13.

Изготовление панно с геометрической резьбой.

2

8

10

14.

Изготовление панно с накладной резьбой

2

8

10

15.

Изготовление шкатулки.

2

8

10

16.

Изготовление шкатулки формы «бочонок».

1

6

7

17.

Изготовление шкатулки формы «чугунок».

1

6

7

18.

Выполнение художественного изделия

1

10

11

19.

Итоговое занятие

1

1

2


Календарно – тематическое  планирование  занятий

1-й год обучения.

п/п.

Тема раздела

Часы

Основные вопросы

рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Выпиливание  лобзиком  

1.

Вводное  занятие

Охрана труда при производстве художественных изделий.

2

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- санитарии и личной гигиены;

- задачи на год.

Инструктирование.

Беседа.

2.

Основы материаловедения.

2

Древесина:

- основные свойства и пороки;

- характеристика пород;

- фанера, шпон, нетрадиционные и   отделочные материалы, клеи.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».

3.

Виды  резьбы  по  дереву.

3

- Народные художественные традиции;

- виды и особенности резьбы;

- источники орнаментальных узоров.

Беседа.

Демонстрации.

4.

Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия.

8

- Особенности работы лобзиком;

- источники и особенности узоров для выпиливания.

Беседа.

Демонстрации.

Практическая работа.

5.

Материалы, инструменты

и приспособления.

4

- Основные свойства материалов;

- характеристики инструмента и приспособлений.

Беседа.

Практическая работа

«Знакомство с видами материалов и инструментом».

6.

Технические приёмы выпиливания орнамента.

13

- Подготовка материалов, рисунков;

- перевод рисунка на заготовку;

- приёмы выпиливания;

- способы соединения деталей.

Практическая работа

«Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей».

7.

Сборочные и отделочные работы.

14

-Облицовывание шпоном;

- наклеивание и шлифование;

- устранение дефектов;

- сборка изделия;

- прозрачная отделка.

Практическая работа

«Сборка и отделка изделий».

8.

Художественно-эстетические

Основы выпиливания лобзиком.

2

- Конструкция, форма изделия;

- фурнитура;

- виды орнаментов применяемые в работах лобзиком.

Беседа.

9.

Работа над конструкцией изделия.

12

- Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия;

- работа над проектом;

- фурнитура, её изготовление, установка.

Практическая работа:

«Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка.

10.

Построение орнамента.

17

- Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Практическая работа:

«Важнейшие средства и приёмы композиции орнамента».

11.

Конструирование различных изделий.

6

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:

12

.

Техника выполнения различных конструкций изделий.

14

- Плоские  изделия;

- объёмные изделия.

Практическая работа:

13.

Отделка изделия

14

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- наклеивание и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Отделка изделия».

14.

Изготовление изделия.

28

Практическая работа:

Художественное  выжигание

15.

Декорирование изделий выжиганием.

6

- Основные свойства и пороки древесины;

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы – Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Практическая работа:

«Подготовка материалов. Приёмы выжигания».

16.

Инструменты,  приспособления для выполнения работ по выжиганию.

6

- Инструменты и приспособления для выжигания.

Практическая работа:

«Подготовка инструмента».

17.

Основы композиции.

6

- Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Беседа

Практическая работа:

«Построение композиции. Разработка формы».

18.

Подготовка инструмента и заготовок к работе.

4

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом.

Практическая работа.

19.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

4

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Подготовка материалов. Приёмы выжигания.

Способы соединения деталей.

Сборка и отделка изделий».

20.

Основные приёмы выжигания.

5

- Освоение приёмов выжигания.

Практическая работа.

21.

Техника выполнения выжигания различных изделий.

4

- Совершенствование приёмов выжигания.

Практическая работа.

22.

Отделка изделия.

4

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Отделка изделий».

23.

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

10

- Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:

«Изготовление изделия».

24.

Итоговое занятие.

2

Обсуждение проделанной работы за год.

Летнее задание.


Календарно – тематическое  планирование  занятий

2-го года обучения.

п/п.

Тема раздела

Часы

Основные вопросы

рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Резьба по дереву

1.

Вводное  занятие.

2

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

- задачи на год.

Инструктирование.

Беседа.

2.

Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.

9

Технико-технологические сведения:

- возникновение и развитие;

- роль художественной традиции;

- основные сведения о предприятиях;

- перспективы развития;

- организация творческого процесса;

- ассортимент изделий.

Беседа.

Экскурсия в

Музей.

3.

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

4

Технико-технологические сведения:

- требования ОТ и ТБ при работе;

- причины травматизма;

- производственная санитария;

- причины пожаров;

- правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Инструктирование.

Беседа.

4.

Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.

12

Технико-технологические сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения дефектов.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами, инструментами».

5.

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

8

Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Практическая работа:

«Изготовление ножа-косяка;

- одностороннего прокола;

- двухстороннего прокола;

- подготовка к работе.

6.

 

Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы.

14

Технико-технологические сведения:

- виды столярных соединений;

- технологическая карта;

- способы раскроя материала по заданным размерам;

- сборка изделия;

- подготовка поверхности изделия для резьбы;

- виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с видами столярных соединений.

Технологическая последовательность выполнения резьбы.

Требования к качеству выполнения резьбы».

7.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

12

Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы геометрической резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

-  способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчивания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда.

8.

Отделка изделия.

15

Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Отделка изделий».

9.

Нанесение элементов рисунка не заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания.

16

Технико-технологические сведения:

- нанесение элементов резьбы;

- составление сложных элементов;

- способы вычерчивания;

- материалы, инструменты;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Составление и нанесение элементов: лесенка, бусинки, змейка, сияние, колышки». Способы резания. Выполнение резьбы. Безопасность труда.

10.

 

Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента.

12

Технико-технологические сведения:

- сочетание треугольников:

- с прямыми и кривыми сторонами;

- со сторонами разной длины;

- с миндалевидными углублениями;

- морщинистая резьба;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы».

11.

 

Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос его на заготовку. Резание композиции.

17

Технико-технологические сведения:

- составление резной композиции;

- способы вычерчивания;

- нанесение ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Составление и нанесение композиции. Способы резания. Выполнение резьбы».

12.

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос её на заготовку.

22

Технико-технологические сведения:

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Составление и нанесение композиции.  Выполнение резьбы».

13.

 

Изготовление доски разделочной и декорирование её геометрической резьбой.

22

Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Изготовление разделочной доски».

14.

 

Изготовление набора из двух разделочных досок.

23

Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- выполнение резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Изготовление разделочных досок».

15.

 

Итоговое занятие.

2

Обсуждение проделанной работы за год.

Летнее задание.


Календарно – тематическое  планирование  занятий

3-го года обучения.

п/п.

Тема раздела

Часы

Основные вопросы

рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Резьба по дереву. Мозаика.

1.

Вводное  занятие.

2

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- техника пожарной и электробезопасности;

- санитарии;

- основные направления работы;

- задачи на год.

Инструктирование.

Беседа.

2.

Народные художественные промыслы.

7

Технико-технологические сведения:

- традиционные виды народных промыслов;

- народный традиционный орнамент;

- характерные особенности;

-традиционные приемы обработки и декорирования изделий из дерева.

Экскурсия.

Беседа по итогам экскурсии.

3.

Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой.

12

Технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе.

Практическая работа:

«Приемы выполнения контурной резьбы. Безопасность труда».

4.

Мозаика по дереву. (шпон)

45

Технико-технологические сведения:

- виды резьбы;

- отличительные черты;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе;

- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;

- отделка изделия;

- требования к качеству работ;

- безопасность труда.

Практическая работа:

«Приемы и способы выполнения мозаичных наборов. Технология облицовки. Отделка изделия».

5.

Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора. Выполнение композиции.

12

Технико-технологические сведения:

- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;

- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных, выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;

- зарисовки растений, птиц, животных;

- понятие о колорите;

- цветовой круг;

- цвета в композиции;

- однотонная и многоцветная композиция.

Беседа.

Практическая работа:

«Составление эскиза изделия с контурной резьбой. Составление эскиза фриза с геометрическим орнаментом для мозаики».

6.

Отделка изделия.

10

Технико-технологические сведения:

- материалы, инструменты, приспособления;

- технология отделки изделия;

- качество мозаичных работ;

- безопасность труда.

Беседа.

Практическая работа:

«Отработка приемов отделки мозаичных изделий».

7.

 

Технология изготовления художественных изделий токарным способом.

7

Технико-технологические сведения:

- виды и назначение станков;

- устройство станков;

- инструменты и приспособления;

- организация рабочего места;

- безопасные приемы работы.

Практическая работа:

«Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках».

8.

 

Изготовление простого художественного изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление сахарница.

7

Технико-технологические сведения:

- точение фасонных поверхностей;

- точение внутренних поверхностей;

- технологическая последовательность изготовления изделий.

Практическая работа:

«Изготовление сахарницы на токарном станке. Декорирование ее резьбой».

9.

Изготовление подсвечника с одной стойкой.

7

Технико-технологические сведения:

- последовательность изготовления изделия;

- составление рисунка;

- точение подставки;

- точение стойки;

- нанесение рисунка и резание;

- сборка и отделка изделия;

- безопасность труда при работе.

Практическая работа:

«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».

10.

 

Изготовление подсвечника с тремя стойками.

6

Технико-технологические сведения:

- последовательность изготовления изделия;

- составление рисунка;

- точение подставки;

- точение стоек и шариков;

- нанесение рисунка и резание его;

- сборка и отделка изделия;

- безопасность труда при работе.

Практическая работа:

«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».

11.

 

Изготовление подсвечника на пять свечей.

6

Технико-технологические сведения:

- последовательность изготовления изделия;

- составление рисунка;

- точение подставки, стоек;

- изготовление крепежа;

- нанесение рисунка и резание его;

- сборка и отделка изделия;

- безопасность труда при работе.

Практическая работа:

«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».

12.

Плоскорельефная резьба по дереву. Выполнение изделий с плоскорельефной резьбой.

12

Технико-технологические сведения:

- виды плоскорельефной резьбы;

- художественно-стилевые особенности резьбы;

- материалы, инструменты и приспособления;

- приемы выполнения видов резьбы;

- требования к качеству резьбы;

- безопасность труда при ее выполнении.

Беседа.

Практическая работа:

«Приемы и способы плоскорельефной резьбы. Изготовление изделия».

13.

Изготовление панно с геометрической резьбой.

10

Технико-технологические сведения:

- точение тарелки;

- составление и перенос рисунка на заготовку;

- резание рисунка;

- отделка изделия.

Практическая работа:

«Изготовление изделия».

14.

Изготовление панно с накладной резьбой.

10

Технико-технологические сведения:

- точение тарелки;

- выпиливание листиков и веточек;

- вытачивание ягодок;

- нанесение и резание рисунка;

- сборка изделия;

- отделка изделия.

Практическая работа:

«Изготовление изделия».

15.

Изготовление шкатулки.

10

Технико-технологические сведения:

- технология изготовления;

- составление технического рисунка;

- разметка и выпиливание заготовок;

- подгонка деталей и сборка изделия;

- составление композиции, перенос ее на изделие, резание;

- отделка изделия.

Практическая работа:

«Изготовление изделия».

16.

Изготовление шкатулки формы «бочонок».

7

Технико-технологические сведения:

- технология изготовления;

- составление технического рисунка;

- точение корпуса;

- точение крышки;

- подгонка деталей и сборка изделия;

- составление композиции, перенос ее на изделие, резание;

- отделка изделия.

Практическая работа:

«Изготовление изделия».

17.

Изготовление шкатулки формы «чугунок».

7

Технико-технологические сведения:

- технология изготовления;

- составление технического рисунка;

- точение корпуса;

- точение крышки;

- подгонка деталей и сборка изделия;

- составление композиции, перенос ее на изделие, резание;

- отделка изделия.

Практическая работа:

«Изготовление изделия».

18.

Изготовление художественного изделия (по выбору).

Итоговая работа.

11

Технико-технологические сведения:

- консультации по выбору и изготовлению изделия.

Практическая работа:

«Изготовление изделия».

19.

Итоговое занятие.

2

Выставка работ воспитанников, их обсуждение.  

Летнее задание.


Содержание программы

Выпиливание  лобзиком

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория:  Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Основы материаловедения

Теория: Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Виды  резьбы  по  дереву.

Теория:  Народные художественные традиции; Виды   и особенности резьбы  по  дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

Теория: Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

Материалы, инструменты и приспособления

Теория: Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Практическая работа: сборка короба- подставка для инструментов

Технология выпиливания орнамента.

Теория: Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет, шкатулочка для украшений

Технология сборочных и отделочных работ.

Теория: Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки, для шкатулочки, сборка деталей

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Теория: Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Работа над конструкцией изделия.

Теория: Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:  сборка деталей конструкции

Построение орнамента.

Теория: Работа над орнаментом изделия.

Практическая работа: перевод рисунка  и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.

 -Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Конструирование различных изделий.

Теория: Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:  сборка деталей конструкции  на свободную тему, на выбор

 Техника выполнения различных изделий.

Теория: Работа над техникой изготовления изделия.

Практическая работа:  выполнение работы на свое усмотрение, самостоятельный выбор темы.

Отделка изделия.

Теория: Работа над техникой изготовления изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Изготовление изделия.

 Практическая работа: выполнение настенного панно.

Художественное  выжигание

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

 Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Практическая работа: выбор сюжета

Технология декорирования изделий выжиганием.

Теория: Технология декорирования изделий выжиганием

Практическая работа: - подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания.

Основы композиции.

Теория: Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Практическая работа: нанесение рисунка на основу

Подготовка заготовок к работе.

Теория: Правила использования материалов. Их хранение.

Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием

Теория: - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:  выполнение контурного  выжигания

Основные приёмы выжигания.

Теория: Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа:  совершенствование приёмов выжигания.

Технология выполнения приёмов выжигания  

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно  

Отделка изделия.

Теория: Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа: выполнение настенного панно  

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

 - Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.  

Итоговое занятие.

Теория: Знание теории и практики в  форме выставки детского творчества.

Практическая работа: выставка работ.

Мозаика

Виды мозаики по дереву

 Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву. Технико-технологические сведения:

- виды резьбы;

- отличительные черты;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе;

- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;

- отделка изделия;

- требования к качеству работ;

- безопасность труда.

Материал

Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины.

Оборудование, инструменты и приспособления для  мозаичных работ

Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для  мозаичных работ. Рабочее место.

Приемы выполнения мозаики

Теория: Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:

- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;

- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;

- зарисовки растений, птиц, животных;

- понятие о колорите;

- цветовой круг;

- цвета в композиции;

- однотонная и многоцветная композиция.

Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета.  

Орнамент

Теория: Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический.

Сюжетный набор

Теория: технология выполнения  сюжетного набора.

Практическая работа: выполнения  сюжетного набора.

Наклеивание мозаичного набора на основу

Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу.

Практическая работа: Подготовка основы.  Прессование. Приготовление и нанесение клея.

Отделка мозаичного набора

 Теория: технология отделки мозаичного набора. Технико-технологические сведения:

- материалы, инструменты, приспособления;

- технология отделки изделия;

- качество мозаичных работ;

- безопасность труда.

Практическая работа: отделка мозаичного набора.

Резьба по дереву

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

- задачи на год.

Виды резьбы

Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.

 - виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Материал

Теория: технология подготовки материала, Выбор материала. Технико-технологические сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения дефектов.

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

 Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Практическая работа:  Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 

-Изготовление ножа-косяка;

- одностороннего прокола;

- двухстороннего прокола;

- подготовка к работе.

Геометрическая резьба по дереву.

 Теория: технология выполнения  геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы геометрической резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

-  способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок). Технико-технологические сведения:

Сочетание треугольников:

- с прямыми и кривыми сторонами;

- со сторонами разной длины;

- с миндалевидными углублениями;

- морщинистая резьба;

- безопасность труда при резьбе.

Контурная резьба

Теория: Технология выполнения контурной резьбы. Технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе.

Практическая работа: Выполнение орнамента.

Рельефная и скульптурная резьба

 Теория: технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы. Технико-технологические сведения:

- виды плоскорельефной резьбы;

- художественно-стилевые особенности резьбы;

- материалы, инструменты и приспособления;

- приемы выполнения видов резьбы;

- требования к качеству резьбы;

- безопасность труда при ее выполнении.

Отделка и реставрация резных изделий

Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий. Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

Практическая работа: Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа: Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на  заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.

Изготовление набора из двух разделочных досок.

Практическая работа: Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- выполнение резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.

Итоговое занятие.

Теория: Знание теории и практики в  форме выставки детского творчества.

Практическая работа: выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.    

Рецензия

на программу кружка технического творчества «Умелые руки»

(художественная резьба по дереву)

Образовательная программа кружка технического творчества «Умелые руки» (художественная резьба по дереву) является модифицированной и рассчитана на 3 года обучения для воспитанников 5 - 9 классов в возрасте  11 - 16 лет.

        Занятия проводятся в столярной мастерской школы (просторной, светлой  комнате) 10 час в неделю, 2 группы.

        Отличительной чертой данной программы от уроков трудового и художественно – эстетического цикла в том, что она расширяет не только кругозор, но и творческие возможности детей, стимулирует интерес к творческому  поиску  решения поставленной задачи, развивает художественный вкус.

        Учитывая возрастной состав, программа, наряду с коллективными формами работы, предусматривает и индивидуальную работу с каждым воспитанником.

        Наибольшее предпочтение в программе отводится коллективному способу организации труда.

        Актуальность и новизна программы состоит в том, что дети не только приобретают навыки самостоятельной творческой  работы с различным конструктивным материалом: природным, упаковочным, тканью, бумагой, лаком, краской, но и фантазируют над созданием полезных изделий из найденных вторичных материалов, она воспитывает художественный вкус, формирует понятие о красоте окружающего мира, расширяет кругозор воспитанников.

        Структура программы соответствует существующим требованиям к дополнительным образовательным программам. Указана цель, поставлены задачи.

Программа кружка включает теоретические и практические части.

Задачи программы и способы её достижения соответствуют цели: индивидуальное развитие личности, создание потребности к творческому развитию и изучению культурных ценностей. Содержание программы направлено на решение поставленных задач.

        Данная программа развивает коммуникативные умения, способствует развитию творческих способностей личности.

        Программа реализуется поэтапно; результатом данной программы является проведение конкурсов поделок, организация тематических, авторских или групповых выставок, изготовление подарков для малышей, родителей, бабушек и дедушек.                

        Виды и тематика занятий разнообразны; учитываются календарные праздники (изготовление сувениров, подарков), местные условия (экскурсия по заготовке природного материала). Выставки работ приурочены к проведению массовых мероприятий, запланирован контроль по усвоению правил работы с инструментами, материалами, анализ выполненных работ.

В целом предложенная программа является актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей.

Программа снабжена хорошим учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить её успешную реализацию

          В целом можно отметить, что представленная программа актуальна, целостна и заслуживает положительной оценки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...

Программа Умелые руки

Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....

Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"

Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....

Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...