Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Икрянникова Любовь Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch._umelye_ruki_1_kl.rar20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Умелые руки»

Раздел 1.  Пояснительная записка

Рабочая программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на  33 учебных часа (1 час в неделю).

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной творческой деятельности.

Основными целями курса «Умелые руки» является саморазвитие личности каждого ребёнка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.

Задачи курса.

Образовательные:

- формирование умений, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности;

Развивающие:

- развитие наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой;

- развитие способностей к дизайнерской деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.

Воспитательные:

- приобщать учащихся к основам рукоделия;

- воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений искусства.

Раздел 2. Общая характеристика курса

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прекрасному.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания         трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз –         развитие тонкой         наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделов: «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы».

Раздел 3. Место курса в учебном плане

 Программа рассчитана на реализацию данного содержания – 1 час в неделю, 33 часа в год.

 

Раздел 4. Содержание курса

Раздел «Природные материалы»

Теоретические сведения. Природные материалы донского края (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства, технология использования для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.

Аппликационные композиции из целых растительных форм и приёмы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве. Закономерности цветосочетания.

Организация рабочего места при работе с природным материалом.

Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.

Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность.

Правила и приёмы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.

Технология изготовления изделий на основе общих приёмов: техника аппликации, объёмные композиции.

Практические работы. Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликаций из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объемные композиции из природного материала.

Варианты объектов труда.

Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит листопад? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка, узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.

Раздел «Пластичные материалы».

Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приёмы работы, подготовка к работе, способы декорирования. Глиняная игрушка: традиции и современность. Особенности народных игрушек.

Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств  пластичных материалов.

Варианты объектов труда.

Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объёмные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.

Раздел «Бумага и картон»

Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объёмная аппликация и её виды. Виды картона и его свойства, правила и приёмы работы.

Технология изготовления изделий (на основе общих приёмов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики. Правила и приёмы работы.

Практические работы.

Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.

Варианты объектов труда.

Бумагопластика – цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.

Раздел «Проволока и фольга»

Технические сведения. Общие представления о металлах, сплавах и их свойствах. Виды, свойства, области применения проволоки, фольги. Правила и приёмы работы с проволокой и фольгой. Технология изготовления изделий на основе общих приёмов.

Практические работы. Упражнения на обработку проволоки(сгибание, скручивание); обработку фольги (выравнивание, создание рельефов, крепление к основе). Разработка и изготовление изделий на основе общих приёмов.

Варианты объектов труда.

Изготовление изделий из проволоки (фигурки), изготовление цветов из проволоки, объёмные изделия из фольги.

Раздел «Текстильные материалы»

Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приёмов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

Практические работы.  Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.

Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приёмов.

Варианты объектов труда.

Изделия из разных верёвок, ткани и трикотажа, аппликация из ниток, ткани.

Материал и образ. Изготовление куклы путём скручивания ткани.

Раздел 5. Тематическое планирование

 

Тема

Кол-во часов (33ч)

Формируемые УУД

Природные материалы

8

УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью  учителя.

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по  предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника

Пластичные материалы

7

УУД:

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по  предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

проговаривать последовательность действий на уроке

Текущий. Ответы на вопросы

Бумага и картон

8

УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью  учителя;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Текущий. С/р по образцу

Проволока и фольга

4

УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

 Текущий. Ответы на вопросы

Текстильные материалы

6

УУД:

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по  предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью  учителя.

Текущий. Ответы на вопросы

 

Планируемые результаты.

Личностные  универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и  материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую  задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  •  самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   незнакомом  материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения  поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных  работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;  
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру  необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с  использованием учебной и дополнительной литературы;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;  
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и  выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном  учебном процессе и повседневной жизни.

Ожидаемые результаты:

  •  Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
  • Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
  • Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества на школьном уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, для оформления класса. Практическое применение  своих умений и навыков в жизни.
  • Формы работы: тематические праздники, коллективно-творческие дела, декоративно-прикладное творчество, экскурсии по родному краю, устные журналы, сбор и оформление материалов, проектная и исследовательская деятельность.

Формы организации учебной деятельности:  экскурсия, беседа, инструктаж, практическая работа, групповая, коллективная работа.

Приоритетными методами являются практические, учебно-практические работы.

Раздел 6. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности

Дата

Природные материалы (8 ч)

1.

Листопад в ладошках

Общее представление о природных материалах – листьях, цветах, семенах, плодах, коре. Знакомство с природным материалом. Рассказ о правилах сбора и хранения различного природного материала. Познакомить с флористикой, учить создавать сложные композиции из листьев. Знакомство с аппликацией из засушенных листьев деревьев; изучение приёмов их наклеивания на бумагу. Технология составления линейного и центрического узора и орнамента на разных силуэтах и формах

Сбор даров природы (листьев, цветов, трав) для урока; составление образцов из целых листьев и их частей

04.09.14.

2.

Осень в папке

Аппликация из природных материалов: лопоухий кролик, неуклюжий медвежонок, маленький мышонок

11.09.

3.

Летний луг

Природа-художница. Аппликация из природного материала

18.09.

4.

Лесная полянка

Представление утреннего и весеннего пейзажа

25.09.

5.

Зеркальные композиции (с отражением)

Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков

02.10.

6.

Узоры и орнаменты

Составление узора и орнамента из мелких засушенных листьев

09.10.

7,8

Моделирование из семян, шишек, сухоцветов

В сентябре у рябины именины. Конструирование из природных материалов

16.10, 23. 10

Пластичные материалы (7 ч)

9.

Пластилиновый фон

Знакомство со скульптурными материалами; формирование навыка работы с пластилином; развитие чувство формы; творческое воображение. Знакомство со способом изображения пластилином. Методика работы с пластилином в технике «плоская лепка». Проектирование предметов по принципу стилевого единства

Втирание пластилина в картоне большим и указательным пальцами, придание предмету сходства с образцом

30.10.

10.

Процарапывание на пластилине

Процарапывание на пластилине «Рыжий лакомка»

13.11.

11.

Панно из пластилиновых «колбасок»

Фантазии из «колбасок»

20.11.

12.

«Аппликация из пластилина»

Рисование на пластилине «Священная кошка»

27.11.

13.

Объёмные поделки из шаров, вытянутых шаров

Лепка  объёмных изделий из шаров «Маленькая партитура»

04.12.

14, 15.

Изготовление чайного сервиза

Изготовление и оформление поделки из пластилина. Выполнение предметов сервиза из пластилина и оформление

11.12.

18.12.

Бумага и картон (8 часов)

16, 17.

Бумагопластика – цветочные мотивы

Технические приёмы изготовления разнообразных цветочных композиций в технике «Бумагопластика». Разновидность аппликации «Обрывная аппликация»; приёмы складывания симметричного и ассиметричного вырезания изделия. Работа с бумагой и картоном. Элементы бумагопластики

Изготовление из бумаги цветов – космея, астра, одуванчик

25.12.

15.01.13.

18, 19.

Обрывная аппликация

Выполнение изделий в технике обрывная аппликация: бычок, бабочка, осенний лес, зима-красавица

22.01.

29.01.

20,

21.

Симметрическая аппликация

Симметричное вырезание из бумаги. Узор в квадрате по образцу

05.02.

19.02.

22, 23.

Бумагопластика (осенний лес, ветка яблони)

Технология изготовления работ «Осенний лес», «Ветка яблони»

26.02.

05.03.

Проволока и фольга (4 ч)

24.

Изготовление изделий из проволоки (игроки в теннис)

Свойства проволоки и навыки работы с ней, правила техники безопасности. Освоение технологии создания изделий из проволоки

Изготовление фигурок «Игроки в теннис»

12.03.

25.

Изготовление цветов из проволоки

Создание цветов из проволоки разного сечения

19.03.

26, 27.

Объёмные изделия из фольги

Выполнение объёмных изделий из фольги

02.04.

09.04.

Текстильные материалы (6 ч)

28.

Изделия из разных верёвок

Познакомить с различными видами текстильных материалов: видами ткани, верёвок, ниток, технологией работы с текстильными материалами, видами обработки.

Познакомить с традицией изготовления кукол-скруток

Моделирование из шнура и ниток

16.04.

29.

Ткань и трикотаж

Аппликация из распущенного трикотажа «Кудрявая шёрстка»

23.04.

30, 31.

Аппликация из ниток, ткани

Изготовление аппликации из ниток «Донские мотивы»

30.04

07.05

32-33

Материал и образ «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»

Изготовление куклы-скрутки в народном костюме

14.05.

21.05

Раздел 7. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение программы

Компьютерные средства.

Презентации. Компьютерные диски.

 

Технические средства обучения.

Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

 Компьютер.

Магнитофон.

Учебно-практическое оборудование.

 Бумага А4.

Картон А4.

 Бумага цветная.

Фломастеры.

Цветные карандаши.

Пластилин.

Клей.

 Ножницы.

Нитки. Иголка.

Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

 Стол учительский.

 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Стол компьютерный.

Раздел 8. Результаты освоения курса

Требования к уровню подготовки

Ученик должен знать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- виды труда и технологий, содержание общих приёмов трудовой деятельности;

- назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);

- взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

- личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей.

Уметь (владеть способами и приёмами умственной и практической трудовой деятельности):

- определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;

- определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;

- подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

- осуществлять рациональную и экономическую разметку деталей, их сборку в изделие; а также декоративную отделку изделия различными способами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;

- планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;

- изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу; - уметь сотрудничать в трудовом коллективе;

- рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.

 

Формы контроля:

  • Рейтинг готового изделия.
  • Выставки поделок. Объяснения учащихся.
  • Коллективные проекты учащихся.  Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...