Портфолио как оценка результативности деятельности уч-ся
методическая разработка (4 класс) на тему

Статья посвящена внедрению такого инновационного средства оценки результативности деятельности учащихся как портфолио ученика. Рассмотрены особенности формирования  содержания и критериев оценивания порфолио. приведен пример, раскрывающий опыт использования обсуждаемой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат.  Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио.

Портфолио  один  из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. В образовательном процессе начальной школы он используется как: способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.

Основные цели и задачи портфолио:

-  Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.

- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

-  Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

- Приобретение навыков саморефлексии,

 формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Работая с портфолио, школьник:

- формирует навык самоконтроля и самооценки;

- видит  своё продвижение.

Учитель:

- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;

- делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;

- делает оценку работы оптимистичной.

 Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной.  

Единых жёстких требований (государственного образца) к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель должен подходить творчески, учитывая особенности учеников класса.  В соответствии с положением 

О портфолио достижений учащихся  гимназии мы выделили следующие разделы

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»  (личностные УУД)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

«Мое имя» - информация о том что может обозначать имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.«Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы.  Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» (Познавательные УУД)

В этом разделе заголовки листов посвящены школьным  предметам. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» (коммуникативные УУД)

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»  «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

В первом классе в ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте. Далее совместными усилиями разбирается собранный материал, классифицируется, систематизируется.                                                                                                                               В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись Родители в основном принимают это новшество, поддерживают и участвуют в этом процессе.

Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам. Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

Во втором классе работа по ведению портфолио делается вместе с детьми, а с третьего - самостоятельно, с рекомендациями учителя. В четвёртом классе ученики уже полностью самостоятельно контролируют процесс отбора материалов в файлы, по мере необходимости  обращаясь к своим одноклассникам. В конце четвёртого класса работа с «Портфолио» на этом этапе заканчивается письменным самоанализом: «Каким я стал в конце начальной школы» и характеристикой ученика.

Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио  в целом, либо за определенный период его формирования, является как качественной, так и количественной.

Максимальное количество баллов, которое может набрать в портфолио учащийся  гимназии, неограниченно. Оно складывается из:                                                                                                      - результатов  промежуточной или итоговой аттестации :(отличник -10 баллов, хорошист -до 8 баллов, троечник -до  6 баллов).

- результатов участия  в олимпиадах, научно-практических конференциях, проектной деятельности, конкурсах, соревнованиях:

- федеральный уровень: победитель -10 баллов, призёр -8 баллов , участник -4балла;

- региональный уровень: победитель -8 баллов, призёр -6 баллов, участник -3балла;

- муниципальный уровень: победитель -6 баллов, призёр -4 балла, участник -2 балла;

- гимназический уровень: победитель-4балла,призёр-2балла, участник-1балл;

- результатов участия в  общественной жизни класса, гимназии, социума (до 5 баллов за каждое);

- других индивидуальных показателей.

       Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является “технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни”(Т. Новикова, А. Прутченков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности

Задачи   портфолио: • показать  умения учителя решать профессиональные задачи;• проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения;•оценить профессионализм...

О рейтинговой оценке результативности и качества работы учителей

В целях исполнения постановления правительства Ростовской области от 30.09.2011 г. № 13 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.10.2008 г. № 506», постановления Ад...

Карта педагогического мониторинга как форма оценки результативности воспинанников ОДОД

Выступление на VII Научной -методической педагогической Ассамблеи "аучно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности образовательных организаций Санкт-петербурга, экспериментальны...

статья Портфолио – способ оценки результатов достижений воспитанников во внеурочной деятельности.

В статье рассказываается о  способах оценки воспитанников во внеурочной деятельности...

портфолио ученика начальных классов как средство контроля и оценки его деятельности

Данный материал предназначен для ознакомления родителей с необходимостью создания портфолио и учащихся. Также прикреплены некоторые материалы для вкладышей в портфолио....

Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должности учитель начальных классов

Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должн...