Родительское собрание на тему: "На пути к подростковому возрасту" (сценарий+презентация)
консультация (3, 4 класс) по теме

Миляева Ирина Владимировна

Родительское собрание на тему: "На пути к подростковому возрасту" (сценарий+презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_podrostkovomu_vozrastu.doc47 КБ
Office presentation icon na_puti_k_podrostkovomu_vozrastu.ppt503.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий родительского собрания «На пути к подростковому возрасту»

Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Ирина Владимировна. Я очень рада видеть вас. Присаживайтесь, пожалуйста, удобно, чтобы чувствовать себя комфортно. (Парты в кабинете расположены полукругом).

Перед тем, как мы начнем, предлагаю провести небольшую релаксацию, чтобы Вы хотя бы ненадолго смогли отключиться от повседневных забот и хлопот. (Включается музыка, в кабинете тишина). «Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.»

Надеюсь, что наше общение будет полезным и продуктивным. Давайте не будем забывать, что собрались здесь для обсуждения важных вопросов, касающихся наших детей, прошу не перебивать друг друга, уважительно относиться ко всем присутствующим, я обязательно отвечу на все вопросы, касающиеся темы родительского собрания и при необходимости побеседую  лично по поводу непосредственно Вашего ребенка.

Итак, тема нашего родительского собрания: «На пути к подростковому возрасту». Возможно, кто- то посчитает, что проблемы пола поднимать еще рано. Но мы не должны забывать, что живём в XXI веке, в котором дети взрослеют гораздо раньше. Помимо этого, проблему легче предупредить, чем заниматься её решением, которое проходит иногда очень болезненно. Вот поэтому необходимо как можно раньше говорить о том, что период полового взросления ребенка неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе со своим ребёнком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме- теме превращения мальчиков в юношей, а девочек - в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По- разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слёзы. Однако и в том, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

А начать я вам предлагаю с игры "Ассоциации”. Подберите ассоциации к слову подросток, подростковый возраст. (Каждое слово учитель записывает на доске, в последствии учитель, совместно с родителями анализирует написанное.)

А сейчас перед нами выступят (Родители 1), у которых есть опыт воспитания подростков, они поделятся секретами, которые узнали из личного опыта и педагогической литературы, которая так же опубликована на сайте. (Выступление родителей с обсуждением проблемных ситуаций). Спасибо.

Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.

        Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Перед вами статистика, которую вы должны знать:

30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.

А сейчас я хочу познакомить вас с ассоциациями ваших детей.

За несколько дней до собрания с учащимися проводилась небольшая анкета, с целью выявления предпочтений ребят. А ответы у нас получились следующие: (в ходе анализа анкетирования учитель обсуждает с родителями то, что, по их мнению, выбрали дети; как нужно реагировать на мнение ребят; чем помочь)

Первый пункт – необходимо было выбрать между выполнением домашнего задания и общением с друзьями. Первый пункт выбрали …ребят, тогда как второй – общение с друзьями …,что и не удивительно, ведь огромное значение для подростка имеет общение со сверстниками. Привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей, друзей. Это во многом определяет его поведение, деятельность. Для подростков важно не только быть со сверстниками, главное занимать удовлетворяющее его положение. Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Следующим пунктом анкеты было выбрать между поговорить о возникшей проблеме с родителями, классным руководителем или с подругой, другом. С первым пунктом согласились … ребят, остальные … предпочитают решать проблему со сверстниками. С чем это связано?  На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых. Устанавливая отношения с родителями, учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к ним.

Далее учащимся предлагалось выбрать согласятся ли они с мнением родителей, учителей, если даже у них совсем иное мнение или стараются высказать свое мнение, т.к. они у же достаточно взрослые и у них есть свое мнение. Первое утверждение оказалось близко … , второе – … учащихся. И такой выбор ребят не случаен. Ведь стержневым новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которая выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении в частности это проявляется в требовании подростка разговаривать с ним на равных. И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.

В четвертом пункте анкеты ребята выбирали нравится им читать книги, ухаживать за животными, ходить в гости с родителями либо послушать музыку, сходить с друзьями на дискотеку. Оказалось, что заниматься животными, читать книжки, ребятам уже не интересно и они предпочитают послушать музыку, сходить на дискотеку и т.д. , что тоже не удивительно. Ведь для подростков характерна разбросанность интересов. Для него вдруг становится неинтересным то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые интересы, увлечения, потребности. Именно в подростковом возрасте начинает образовываться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую среду вне школьной деятельности. Очень часто более активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, учащиеся не всегда выполняют задание учителя, так как эти задания для них уже неинтересны. А сейчас я предлагаю родителям «разработать» памятку по отношению к детям, небольшие рекомендации, как лучше строить свои взаимоотношения с детьми. (Перед каждым родителем памятка, которую так же можно увидеть на сайте учителя).

         Памятка для родителей.

Ваш ребёнок входит в пору своего физического взросления. Это вносит определённые изменения в его характер. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры. Значение семьи для Вашего ребёнка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда, необходимо Ваше тепло и забота, понимание и доверие.

а) Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

б) Опасайтесь получения Вашим ребёнком информации из чужих уст.

в) Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети.

г) Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если Вы чего- то не знаете или в чём-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

д) Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением. Ребёнок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.

е) Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное.

ё) В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

ж) Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

з) Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.

и) старайтесь защищать своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Уважаемые родители, на доске изображено дерево, я хотела бы, чтобы каждый из вас на листке написал качество, которое он больше всего ценит в своем лучшем друге. Замечательно, я хотела бы сказать, что последним заданием анкеты было написать несколько качеств, которые дети хотели бы видеть в своих родителях. (Рассуждение о том, какими бы хотели видеть дети своих родителей, что для них важно, а что неприемлемо) И самыми первыми пунктами было понимание, общительность, терпеливость, доброта, а главное, дети хотят называть и вас своим другом. А значит, все качества, которые вы написали, хотели бы видеть в любимых родителях. Прислушайтесь пожалуйста к ответам детей, постарайтесь строить свои отношения на равных, учитывая все особенности, о которых мы сегодня говорили. (В напоминание фото дерева выкладывается на сайте учителя).

Итак, давайте подведем итоги нашего обсуждения.

        А сейчас я готова ответить на Ваши вопросы.

        Спасибо за внимание.

… В беседе может принимать активное участие психолог школы/родитель с психолого-педагогическим образованием. Используется презентация, музыкальное сопровождение, доска, мел, раздаточный материал…

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На пути к подростковому возрасту…

Слайд 3

30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста . 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса . В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60% , опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.

Слайд 4

Выполнение домашнего задания или общение с друзьями?

Слайд 5

Выполнение домашнего задания или общение с друзьями!

Слайд 6

Поговорить о возникшей проблеме с родителями, классным руководителем или с подругой, другом?

Слайд 7

Поговорить о возникшей проблеме с родителями, классным руководителем или с подругой, другом!

Слайд 8

Согласиться с мнением родителей, учителей, если даже у них совсем иное мнение или высказать свое мнение?

Слайд 9

Согласиться с мнением родителей, учителей, если даже у них совсем иное мнение или высказать свое мнение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Школьное питание — путь к здоровью нации».

Большого успеха в жизни может добиться только сильный, здоровый, умный человек. Какие «стройматериалы» необходимы для «постройки» такого организма? Об этом пойдет речь на нашем родительском собрании «...

Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Задачи:помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.Форма проведения:обучающий семинар.Вопросы для ...

Родительское собрание по теме: "Конфликты в семье и пути их разрешения"

Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие ученики,  стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречия...

Родительское собрание на тему: «Трудности адаптационного периода в пятом классе и пути их преодоления»

В данном материале представлены трудности перехода учащихся в 5 класс и пути их преодоления....

Родительское собрание на тему "Мотивация учения и пути её формирования в семье"

Родительское собрание на тему "Мотивация учения и пути её формирования в семье" Презентация...

Родительское собрание на тему" Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине".

Конспект родительского собрания с рекомендациями по выполнению домашнего задания....