Родительское собрание на тему: «Трудности адаптационного периода в пятом классе и пути их преодоления»
консультация (4 класс) на тему

Батяева Ирина Васильевна

В данном материале представлены трудности перехода учащихся в 5 класс и пути их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Трудности адаптационного периода в  пятом классе и пути их преодоления»

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода

Задачи: составить сравнительную характеристику младшего школьного возраста и подросткового;

наметить пути  по преодолению трудностей периода адаптации в пятом классе.

Ход собрания

      Переход из начальной в среднюю школу,  т.н. «второй адаптационный период», несёт много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть всё наоборот: ребёнок стал физически крепче, психологически устойчивее, расширились его социальные связи. Но почему – то возникают проблемы.

      Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, предметное обучение, увеличение школьной нагрузки, кабинетная система. Однако происходят изменения и внутреннего мира ребёнка. Давайте посмотрим, как меняются отношения школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме.    

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Подростковый возраст

 (11 – 15 лет)

Особенности социальной ситуации (Отношения ребёнка к окружающему миру)

Ребёнок стремится к общению

со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых.

Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых

Ведущая деятельность (деятельность, которая носит наибольший вклад в развитие)

Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством

Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.

Особенности системы ценностей

Ребёнок одностороннее судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам

Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т. п.

Физиологические способности

Развитие костно-мышечной системы.

Развитие лобных долей головного мозга

Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме

       Таким образом,  изменяются социальные отношения (преобладает стремление к общению со сверстниками), критерии оценки успеха, на поведение ребёнка оказывают влияние физиологические изменения. В результате этих изменений в 5 классе накапливается целый клубок противоречий, школьных затруднений, что оказывает воздействие на результаты учёбы, на отношения со взрослыми и сверстниками. Проблемы, возникающие в 5 классе, являются постоянными предметом изучения педагогов и психологов. Однако пути их решения пока не найдены. Задача взрослых: родителей, педагогов – постараться создать условия для сглаживания проблем. Взрослые должны понимать, осознавать причины их возникновения и оказывать всяческую поддержку учащихся.

Какими должны быть пятиклассники? Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Какие возрастные особенности младшего подростка? Это потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе. У подростка повышается  интерес к вопросу о соотношении сил в классе. Он стремится отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствует авторитет возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей. У младшего подростка происходит переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Возникающие проблемы. В пятом классе  очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками. Возросший темп работы;  объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста.

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки безуспешной адаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на разные  события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на  неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли,  какие - то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль над учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Использование слов, которые поддерживают и которые разрушают  веру подростка в себя: Слова поддержки: зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему. Слова разочарования: зная тебя и твои способности, я  думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована, это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Способы преодоления тревожности. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!». Помогите ему найти дело по душе.

Памятка для родителей

  1. Каждый день спрашивайте сына или дочку «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
  2. Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
  3. Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
  4. Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы его любите.
  5. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся физические контакты с родителями (объятия, поцелуи), но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребёнком.
  6. Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
  7. Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год.
  8. Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
  9. Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка"

Презентация родительского собрания в 1 классе на тему: " Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка"...

Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".

К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...

План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,-  дать характеристику основным трудностя...

Родительское собрание по теме: Подведение адаптационного периода первоклассников в конце 3-ей четверти

В ходе данного родительского собрания происходит анализ адаптированности класса,...

Родительское собрание на тему: "Проблемы адаптационного периода будущих первоклассников"

Данная разработка поможет учителю провести родительское собрание на тему: "Проблемы адаптационного периода будущих первоклассников"....

Адаптационный период у первоклассников и пути его преодоления

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования- на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при ...