Родительское собрание на тему: "Проблемы адаптационного периода будущих первоклассников"
учебно-методический материал (1 класс)

Чернышова Наталья Ивановна

Данная разработка поможет учителю провести родительское собрание на тему: "Проблемы адаптационного периода будущих первоклассников". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Родительское собрание на тему:

Проблемы адаптационного периода будущих первоклассников

Цель: познакомить родителей будущих первоклассников с проблемами адаптационного периода.

Задачи: 

1. Познакомить с понятием «адаптация» и её видами.

2. Раскрыть особенности этапов адаптационного периода будущих первоклассников.

3. Дать рекомендации по организации режима  дня и учебного процесса обучающихся 1 кл.

                                   Ход собрания:

Теплое лето позади, остались считанные деньки до 1 сентября. А это означает, что нашим деткам придется адаптироваться к новому, теперь уже учебному распорядку, физическим и психологическим нагрузкам. Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация. Особенностью детского организма является постоянный и непрерывный процесс познания окружающего мира. Мозг ребенка, его психика поглощают огромный объем информации. И всю эту информацию нужно усвоить, впитать, разложить по полочкам. Колоссальный труд! И к тому же - огромный стресс!

 В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

Первые 2-3 недели (15-20 дней) называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

         Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

 Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Сложнее адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Некоторые дети к концу первой четверти худеют. У отдельных учащихся отмечаются снижение артериального давления (что является признаком утомления), головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Что делать? Вечный вопрос русской интеллигенции.

Режим! После школы первокласснику желательно спать днем, так как без привычки детский организм будет уставать. Домашние задания вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. При меньшем количестве часов сна ребёнок будет спать первые два урока в школе.

Физкультура! Говорят, что мышцы человека за последние сто лет стали получать нагрузку в сто восемьдесят раз меньшую, чем прежде. А от их деятельности напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. С приходом в школу у детей в два раза уменьшается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки.

Пара слов о зрении. Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но следует помнить, что возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать. Поэтому родители должны держать руку на пульсе и постоянно следить за зрением своего первоклашки.

Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание школьника перед телевизором и монитором компьютера. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Мы, учителя, естественно, строим свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе, учитываем такие особенности психики первоклассников, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, утомляемость, неумение управлять своим поведением. Предупреждаем переутомление, используя разнообразные виды деятельности, физминутки, игровые и здоровьесберегающие технологии. Стараемся  фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика, подчеркиваем достоинства и успехи детей, выстраиваем позитивные отношения с ребятами в классе.                          

                                     Организация обучения.

Классные комнаты для первоклассников располагаются  не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на одного учащегося. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (партой или столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Располагаются  столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке.

Предельно допустимая наполняемость класса – 25 чел.

Продолжительность учебного года для первоклассников – 30 недель. Каникулярное время  в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные  каникулы для учащихся 1-х классов  в середине 3 четверти  с целью профилактики переутомления.

Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 учебных часов, дневная учебная нагрузка не более 4 уроков.

Продолжительность урока – 35 минут.  Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 3 урока. Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.

         Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 20 минут. На этой перемене организуется завтрак учащихся в школьной столовой.

При составлении расписания уроков учитывают следующее: уроки, требующие большого умственного напряжения и внимания (русский язык и математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми.

В первом классе нет дополнительных часов на факультативы и кружки.

               Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

Допускается лишь словесная  объяснительная оценка. По итогам тестовых и проверочных работ определяется уровень, на котором работает ребёнок. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.

Домашние задания в первом классе в первом полугодии не задаются. Со второго полугодия на приготовление домашних заданий отводится 1 час.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Проблемы семьи в воспитании детей"

Духовно - нравственное воспитание. Родительское собрание "Проблемы семьи в воспитании детей" для родителей детей 1 - 4 классов. Тест "Какой вы родитель?"; "Кем вас считает ваш ребенок"; "Советы родите...

Родительское собрание на тему: «Трудности адаптационного периода в пятом классе и пути их преодоления»

В данном материале представлены трудности перехода учащихся в 5 класс и пути их преодоления....

Родительское собрание по теме: Подведение адаптационного периода первоклассников в конце 3-ей четверти

В ходе данного родительского собрания происходит анализ адаптированности класса,...

Адаптационный период у первоклассников

Данный материал позволяет познакомится с картой -характеристикой основной готовности к началу школьного обучения ,рассмотреть этапы адаптации первоклассников....

Выступление на родительском собрании на тему" Проблемы адаптации ребёнка в школе"

В данном выступлении были расскрыты проблемы адаптации ребёнка к школе, а именно, особенности психофизиологической адаптации  и возрастные психологические особенности ребёнка. Родители узнали осн...

Воспитательная работа Родительское собрание на тему "Проблемы адаптации первоклассников в школе"

На собрании рассказывается о том, какие особенности имеет современный первоклассник. Даются советы родителям как надо воспитывать первоклассников....

Адаптационный период у первоклассников и пути его преодоления

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования- на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при ...