разработка родительского собрания на тему «Компьютерные игры взгляни опасности в лицо»
консультация ( класс) на тему

Глинская Евгения Сергеевна

Разработка родительского собрания на тему«Компьютерные игры: взгляни опасности в лицо». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание  во 2 классе

на тему:  «Компьютерные игры: взгляни опасности в лицо»

Цель: способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером;

Задачи:  

  1. формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста, а также о негативной роли компьютерных игр на эмоционально – волевую сферу ребёнка.
  2. формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости, агрессии.
  3. выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации  работы детей на компьютере.
  4. Предложить практические советы по организации  безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Подготовка к родительскому собранию

1.      Подбор и анализ литературы по данной теме.

     2.      Анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных результатов.

3.      Совместная подготовка к собранию учителя, медицинского работника, учителя информатики, членов родительского комитета.

4.      Подготовка памяток по теме собрания.

5.      Подготовка проекта решения родительского собрания.

План родительского собрания

1.      Эмоциональный настрой. Вступительное слово учителя. Распределение родителей по группам. (5 мин.)

2.      Работа родителей в группах, обмен мнениями (3мин.).

3.      Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия (8 мин).

4.      Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости  (3мин).

5.      Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания. (1 мин)

Проведение родительского собрания

(Перед входом в класс родители получают карточки синего или зеленого цвета и занимают место в соответствующей группе. Столы в классе расставлены на две группы)

1. Эмоциональный настрой.

                                      Крикните громко и хором, друзья,
                                     Деток своих все вы любите?                   (да)
                                     С работы пришли, сил совсем нет,
                                     Вам хочется лекции слушать здесь?      (нет)
                                     Я вас понимаю.… Как быть, господа?
                                     Проблемы детей решать нужно нам?     (да)
                                     Дайте мне тогда ответ:
                                     Помочь откажитесь нам?                       (нет)
                                     Последнее спрошу вас я:
                                     Активными все будем?                            (да)

2. Вступительное слово учителя.

  -Во время нашей с вами эпохи все сводиться к одному и тому же – компьютерные технологии и интернет. Практически все сферы человеческой деятельности в той или иной мере компьютеризированы. Покупки вещей и продуктов можно осуществить через интернет, с доставкой. Качаем книги с интернета и читаем с помощью планшетов. Общаемся с друзьями ежеминутно с помощью социальных сетей, не выходя из офиса или дома. И даже на самое святое распространилась эта компьютерная эпоха – на наших детей. Но, с этим ничего не поделать. Дети, даже с самых малых лет начинают интересоваться компьютером, не стоит им препятствовать, ведь они тоже должны идти в ногу со стремительно развивающимися компьютерными технологиями.. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием в доме. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда?  И как правильно организовать общение   ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в  зависимость от него, не стал агрессивным? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на  эти проблемные вопросы и  постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

3. Анализ анкетирования родителей

 Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по  вопросу пользования  компьютером в их семье.

Анкета для родителей

Вопросы

Есть ли у Вас дома компьютер?

Считаете ли  вы, что  компьютер необходимо  иметь  в семье так же, как  холодильник, телевизор и т.д.?

Есть ли дома доступ к интернету?

Сколько времени в день Ваш ребёнок проводит за компьютером?

Цель использования компьютера ребёнком:

- подготовка  к урокам, поиск «учебной» информации;

- поиск в интернет «внеучебной» информации (музыка, ролики, фильмы и т.д.);

- общение;

- просмотр фильмов;

- чтение книг;

- компьютерные игры

Какие игры предпочитает?

а) игры – войны
б) стратегические
в) типа "тетрис"
г) графические

в)затрудняюсь ответить

Знакомы ли Вам названия, правила этих игр?___________________________________ _______________________________________________________________

Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью? ____________________________

______________________________________________________________________

Замечали ли вы проявления жестокости, агрессии со стороны ребёнка после определённого вида игр?

______________________________________________________________________

 

Ваше мнение: Компьютер – это:

а) враг

б) друг

в)другое_______________________________________

Анкета для детей

  1. Есть ли у тебя дома компьютер, планшет, нетбук?
  2. Разрешают ли родители пользоваться им?
  3. Есть у тебя дома выход в интернет? Умеешь ли ты им пользоваться?
  4. Играешь ли ты в компьютерные игры? Если да, напиши их названия и правила игры.
  5. Знают ли родители в какие игры ты играешь?
  6. Сколько времени тебе разрешено сидеть за компьютером?
  7. Что лучше для тебя погылять с друзьями или поиграть в компьютер?
  1. Классификация компьютерных игр

Прежде чем найти ответы на поставленные нами вопросы, давайте рассмотрим классификацию компьютерных игр.

 Итак, компьютерные игры для детей разделяют на игры для девочек и для мальчиков. Ведь все мамы так стараются объяснять своим малышкам, что они принцессы, должны быть всегда красивыми и аккуратными, хорошие хозяюшки и умницы. А мальчишек мамы учат быть мужественными, защищать и не обижать девочек. Разделим виды компьютерных игр для детей на несколько категорий: развлекательные, развивающие.

(По каждому виду  игр представляется ролик видеоигры 1)

  • Игры типа «ударь и беги» или «стреляй во всё, что движется» - любимые игры младших школьников и некоторых взрослых
  • Игры – тренажёры (симуляторы): разного рода гонки, военные и космические игры. Обычно в них игрок как бы сидит в кабине самолёта или автомобиля с экранами, рычагами и кнопками. Конечно, ездить в таких автомобилях и летать на таких самолётах попроще, чем в настоящих. Но вкус почувствовать можно.
  • Спортивные симуляторы (NBA, FIFA, NHL) – имитации спортивных соревнований по футболу, баскетболу, гольфу и т.д.
  • В стратегических играх (стратегиях) вы строите города, страны и даже целые планеты, управляя их развитием, строя дома и дороги, проводя электричество, облагая жителей налогами, заключая союзы и объявляя войны. Суть игрового процесса – добывание неких важнейших ресурсов – энергии, территорий, воды, денег, дерева, еды, золота и т.д. В таких играх вы сами не участвуете в деятельности подчинённых вам территорий  или планет
  • Если в таком фантастическом мире вы не верховный правитель и даже не генерал, а рядовой участник – воин, маг, космический торговец, то это уже называют ролевой игрой или RPG (role playing game).
  • Игры-приключения – обычно это хитроумные красивые игры-сказки, ужастики-страшилки, приключения, фантастика. У этих игр есть одно общее: вы часто не знаете цели игры и тех средств, которыми её следует добиваться. Вы бродите по миру, полному странных или вполне обыкновенных предметов, чье назначение вам неизвестно, и пытаетесь понять, что к чему. За это их и зовут бродилками, а также квестами (quest - поиск).
  • Настольные и логические игры и головоломки

Развивающие игры (ролик Рулимоны) Но разве среди моря компьютерных игр совсем нет хороших, полезных? – спросите вы. – Неужели все они жестокие и примитивные?

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.  Есть развивающие игры, которые обучают малышей совмещать цвета, воссоздавать по памяти картинки, составлять предметы из геометрических фигур и т. д. Компьютер помогает ребенку учиться читать, изучать иностранные языки. Есть компьютерные энциклопедии, преподносящие ребенку знания в занимательной игровой форме. Широкой популярностью пользуются так называемые интерактивные книги, напоминающие пластинки с любимыми сказками, но включающие в себя игры, тренирующие память и внимание, развивающие навыки чтения, знакомящие юных пользователей с английским языком.

Младшим школьникам можно предлагать «пазлы»: это развивает пространственное и логическое мышление. Дети с удовольствием играют и в филологические игры типа «Поля чудес».

Развлекательные игры (ролик для  игры андройд)

  1. Работа родителей в группах, обмен мнениями.

На ваших столах лежат карточки, на которых написаны различные качества влияния компьютерных игр на ребенка. Разделите их, пожалуйста на две группы: положительные качества и отрицательные.

 

Положительное влияние компьютера

Отрицательное влияние компьютера

·         Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

·         Познавательная мотивация

·         Выработка усидчивости

·         Улучшение памяти, внимания

·          Ориентирование в современных технологиях

·         Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени

·         Возможность общения

  • Большая нагрузка на глаза
  • Стеснённая поза
  • Развитие остеохондроза
  • Компьютерное излучение
  • Заболевания суставов кистей рук
  • Психическая нагрузка
  • Компьютерная зависимость
  • Нервно-эмоциональное напряжение
  • Синдром компьютерного стресса
  • Ребёнок забывает о реальном мире
  • Замена общения
  1. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия.

8.Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости  

Но какими не были компьютерные игры «хорошими» или «плохими» чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике.  Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.  (Ролик Саша Фокин)

Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн.
Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной, так просто вытащить игромана из ее щупалец невозможно.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Впрочем, вред компьютерных игр сказывается и на взрослых. И если рядом с подростком может и должен оказаться взрослый, который обязан вырвать его из игровой зависимости, то за взрослым геймером мало кто следит. А между прочим,
 компьютерные игры, наряду с пьянством и изменами, становятся одной из наиболее популярных причин разводов в молодых семьях. Ну какой жене понравится муж, все свободное время проводящий не в кругу семьи, а в окружении виртуальных роботов, зомби и киллеров? К тому же, со временем геймер становится невнимательным, рассеянным, у него не ладится с работой, он игнорирует свои обязанности. Игровая зависимость становится причиной развала семьи, проблем на работе, приводит к депрессии и одиночеству.

Многие геймеры идут дальше и готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев – ну кто об этом не мечтает? И создатели онлайн-игр «услужливо» подсовывают игрокам такую возможность. Конечно, не бесплатно. А поскольку одной игрой все не ограничивается, из семьи потихоньку начинают уплывать деньги, геймер со временем залазит в долги, реальная жизнь начинает напоминать сущий ад, зато в жизни виртуальной он – король, бог и супергерой. Такова цена игровой зависимости.

Говоря о вреде компьютерных игр для детей и взрослых, стоит отметить, что
особую опасность в этом плане представляют различные стрелялки, бродилки, леталки и гонки.

Чем опасны компьютерные игры-стрелялки? Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком.  
Это связано с тем, что многие отрицательные герои фильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Автор  статьи  «Заигравшиеся дети» Т.Думанский с тревогой просит родителей обратить  внимание на то, в какие компьютерные  игры играют их собственные  дети. Взрослые очень  часто  не задумываются о содержании подобных «игрушек», а если присмотреться? Как правило  на первом  месте стоят всевозможные «стрелялки», «убивалки с вампирами, монстрами (так называемые «Аркады» и «Стратегии»). Такие игры  оказывают  влияние на  формирование агрессивного  поведения детей. Дети становятся раздражительными, часто  ссорятся с окружающими, кричат, лезут  в драки. Такие игры приучают ребенка к насилию. Дети не только перестают ужасаться при виде кошмаров, но и теряют возможность сопереживать чужим страданиям. У них формируется  представление о том, что жестокость, агрессия по отношению  к другим – общепринятый способ общения во  взрослом мире.

 Здесь особенно мне хотелось бы остановиться на игре «ГТА», что в переводе буквально означает большой угон автомобилей. Игры предлагают игроку роль преступника (обычно имеющего статус «шестёрки») в большом городе, продвигающегося с развитием сюжета по карьерной лестнице организованной преступности. Главари преступного мира дают игроку различные поручения (задания, миссии), которые нужно выполнять для продвижения по сюжету. По большей части это ограбления банков, заказные убийства и другие преступные действия. Также в качестве альтернативного времяпрепровождения доступно зарабатывание денег на такси; работа пожарным, полицейским, водителем машины скорой помощи, курьером; сутенерство; стрит-рейсинг; обучение управлению летательными средствами. Эти необязательные для выполнения задания доступны в перерывах между сюжетными миссиям. Игра запрещена в сл. Странах ОАЭ, Индонезия, Малазия, Австралия, Саудовская Аравия, Бразилия, Южная Корея. Тайланд, Германия. (Ролик)

( Можно привести пример Банда ГТА — организованная преступная группа, деятельности которой приписывали серию убийств автомобилистов в Подмосковье, преимущественно на трассе М4 «Дон». В СМИ банда получила название по аналогии картины совершаемых ими преступлений с игровыми заданиями серии компьютерных игр Grand The)
Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для геймера представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.
И, конечно, опасными являются компьютерные
игры онлайн в плане материального расточительства .
Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук
.

-Что делать, если у ребёнка уже сформировалась компьютерная зависимость? (вопрос обращен к родителям)

Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. В помощь вампредлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой.

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной, игровой зависимости(памятка).

  • Помните! Существенной мерой предотвращения

возникновения зависимости любого типа у детей и подростков является

правильное воспитание ребенка.

  • Будьте внимательны к своему ребенку. Гораздо легче предупредить

появление и развитие компьютерной зависимости, чем потом с ней

бороться.

  • Первоначально необходимо выявить причины чрезмерного увлечения

компьютерными играми, интернетом и т.п. (От чего или кого бежит

ребенок в виртуальный мир? Чего или кого не хватает ребенку?)

  • Стремитесь максимально участвовать в жизни Вашего ребенка.

Проявляйте интерес к его увлечениям и склонностям, поощряйте во всех

начинаниях. Тем самым Вы будете способствовать успешной реализации

ребенка в различных сферах (учеба, социум, творчество, спорт).

  • Старайтесь разнообразить круг интересов и занятий Вашего ребенка. Это

будет способствовать удовлетворению острой потребности подростка в

самовыражении в социально приемлемой форме.

  • Стремитесь вовлечь ребенка в ту деятельность, которая так же

способствует получению удовольствия, положительных эмоций, но без

использования ИКТ: совместное проведение свободного времени

(поездки, прогулки, занятия спортом, танцами, семейные праздники и

т.п.).

  • Постоянно подчеркивайте полноту жизненных проявлений в реальности

и однобокость переживаний в режиме on-Iine. Стремитесь формировать у

ребенка понимание того, что компьютер – это лишь часть нашей жизни,

а не альтернативный мир.

  • Используйте «живое» общение. Следует больше общаться с детьми на

волнующие их темы. При этом рекомендуется занимать позицию равную

подростку. Это будет способствовать не только профилактике рисков,

связанных с ИКТ, но и развитию доверительных взаимоотношений.

  • Следите за тем, чтобы Ваш ребенок уделял должное внимание

физическим нагрузкам. Есть факт, что компьютерная зависимость реже

появляется у подростков, занимающихся спортом.

  • Необходимо формировать навыки культуры работы с современной

техникой (с компьютером). Целесообразнее это осуществлять на личном

примере. При этом следует делать акцент на том, что компьютер

является лишь рабочим инструментом, помощником в выполнении

учебных заданий, проектов, во взаимодействии с недоступными в

определенный момент времени людьми, а не основным средством

проведения досуга. Это позволит снизить самоценность общения с

компьютером.

  • Старайтесь строго контролировать и дозировать использование детьми

ИКТ в досуговой деятельности, при подготовке домашних заданий.

  • Требования к ребенку относительно использования ИКТ должны носить

последовательный, не противоречивый характер. Это позволить

минимизировать конфликтные ситуации.

  • Не осуждайте ребенка за чрезмерное увлечение компьютерными играми,

интернетом. Это лишь еще больше усугубит конфликт с ребенком, и как

следствие усилит пристрастие к проведению времени за компьютером, усугубит агрессивное поведение.

  • Показывайте свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся

«компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а

близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

  • Старайтесь корректно использовать свое право на запрет. Вспомните

народную мудрость - «запретный плод всегда сладок». Важно не

ограничивать детей в их действиях, а объяснять, почему то или иное

занятие для него не желательно.

   

Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка.  Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет, какие фильмы смотрит), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения, стресса

9.Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

Итак, наши рекомендации для правильного подбора и

                           Памятка для родителей:

  1. для того, чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.
  2. Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
  3. Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
  4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1.5-2 часов.
  5. Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причиняли вреда детскому здоровью и психике.
  6. Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается.
  7. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...

Методическая разработка родительского собрания по теме «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»

На данном родительском собрании необходимо подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу детей.  Показать родителям необходимость выполнения режима дня. Убедить родителей ...

Разработка родительского собрания на тему "Значение режима дня в жизни ребенка"

В родительском собрании отражена сущность режима дня школьника. Примерный вариант режима дня первоклассника. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня...

Разработка родительского собрания на тему: "Дети и компьютер"

Присутствуют памятки для родителей и анкеты...

Методическая разработка родительского собрания на тему "Азбука дорог для родителей".

Родительское собрание по ПДД с участием старшего инспектора дорожно-патрульной службы....

Разработка родительского собрания на тему "Родителям о внимании и внимательности"

Рассматриваются вопросы развития внимания младших школьников,значение для успешного обучения, предлагаются приёмы развития внимания для родителей....