Развитие познавательной деятельности младших школьников
методическая разработка на тему

Ткачук Галина Федоровна

Развитие познавательной деятельности младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  

БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАЙНЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»

САКСКОГО РАЙОНА  РЕСПУБЛИКИ  КРЫМ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ТКАЧУК ГАЛИНА ФЕДОРОВНА

с. Крайнее

2015/2016 учебный год

Влияние игры

на развитие познавательных процессов

младших школьников

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Для этого необходимо научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по сравнению с дошкольным возрастом). В это время значительное место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения.

Для поддержания познавательной активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школы используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежит дидактическим играм. В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.

Цель дидактической игры  «Логическое домино» заключается в закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким-либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

Дидактические игры на развитие мыслительных процессов используются на уроках математики:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дидактические игры на уроках математики в начальных классах.

Лучший счетчик. На доске написано 6-10 примеров для устного счета. Два ученика становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партами, устно решают его. Один из учеников называет ответ. С разрешения учителя оба школьника, стоящие у доски, одновременно поворачиваются лицом к написанным примерам и находят тот пример, ответ на который был назван. Выигрывает ученик, который первый указал правильный пример.

Четное число. На стол кладут 13 или 15 палочек. Играют два человека. Каждый из них по очереди должен взять один или два предмета по своему усмотрению. Выигрывает тот, кто наберет четное число предметов.

русского языка:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах.

Почтальон. Данная игра ориентирована на закрепление знаний учащихся по подбору проверочного слова, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха. Суть игры заключается в том, что почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.

Задания:

объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова;

составить предложения, используя данные слова.

Например:

огород - гря-ки, кали-ка, реди-ка, морко-ка;

парк - доро-ки, бере-ки, ду-ки, ли-ки;

море - пло-цы, фла-ки, ло-ки, остро-ки;

зоопарк - кле-ка, марты-ка, тра-ка, реше-ка.

КЛИЧКИ. 

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

шар, стрела, орел, рыжий, звезда

Составить предложения из получившихся слов (Шарик, Стрелка, Орлик, Рыжик, Звездочка).

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

и даже природоведения:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дидактические игры на уроках природоведения.

Овощи фрукты. Данная игра имеет цель закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным количеством игроков.

Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой - фрукты. Передача мяча сопровождается диалогом:

1-й ученик: Положи в корзину овощ.

2-й ученик: Кладу огурец. (Поворачивается к соседу, передает мяч и

произносит: «Положи в корзину овощ».).

3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

Таким образом, использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников.

Развитие познавательной деятельности младших школьников с помощью игры....

Развитие познавательной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода

КУРСОВАЯ   РАБОТА .ТЕМА: «Развитие познавательной    деятельности младших школьников на основе     системно-деятельностного...

«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.

Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....

Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016

Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников  в условиях современной шк...