Обобщение опыта
материал на тему

Татаринова Наталья Васильевна

Обобщение опыта учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой  новые цели и задачи.  Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в российской школе.

С 1989 года работаю учителем начальных классов в МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа», сразу после окончания Кунгурского педагогического училища. Понимая важность совершенствования своих профессиональных качеств, в 2000 году закончила УРГПУ по специальности «Социальная педагогика». С 2011 года работаю по программе «Школа XXI века». Являюсь членом рабочей группы по разработке основной образовательной программы начального общего образования.  Разработала  рабочую  программу по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, музыке, ИЗО – для 1, 2, 3 и 4 класса на основе  авторской программы С.В.Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»).

В связи с введением федерального компонента образовательного стандарта и переходом образовательного учреждения, в котором работаю, на новый базисный учебный план, передо мной встала задача определения содержательной и компетентностной значимости предметов, насколько изучаемый материал необходим для формирования базовой системы знаний современного выпускника начальной школы. В настоящее время в практике оценки качества образования существуют два дополняющих друг друга подхода. Первый ориентирован на то, чтобы оглянуться назад и установить, каким уровнем обученности и развития обладает испытуемый.

Оценкой качества такого вида является мониторинговое обследование младших школьников. Поэтому  стала актуальной практика использования тестового контроля как одного из основных способов оценки качества знаний. В связи с этим пришлось пересмотреть методику преподавания русского языка и математики. Процедура мониторингового обследования стала проверкой всей системы работы учителя, в ходе которой не только учащиеся осваивали новую технологию контроля знаний, но и я, как учитель, получила материал для анализа уровня подготовленности обучающихся  к испытаниям.

Для того чтобы сформировать алгоритм учебных действий при выполнении предъявленных заданий, использую различные виды работы: опросники со связным ответом; опросник со свободным ответом; пошаговые опросники (вопрос, ответ, эталон, +/-); определение понятий; тесты с опорой и электронные тренажёры. У каждого ученика есть методическая папка («Помощница»), где в файлах хранятся схемы – опоры по основным разделам языка, правила в блок – схемах. Обучающимся, которым трудно дается материал по математике и русскому языку  предлагаю подробный алгоритм действий. Считаю, что данная модель подготовки к мониторингам оправдывает себя.

 С 2011 года обучающиеся  моего класса участвуют в региональном проекте «Оценка учебных достижений», что позволяет определить уровень знаний с помощью тестовой технологии. Данная технология  дает возможность не только измерить степень освоения образовательного стандарта, но и выявить способность решать задания компетентностного характера.

Налаженная мною система работы помогла обучающимся достигнуть высоких результатов, облегчила переход на Федеральные Образовательные Стандарты.

Следующий  подход в оценке качества в большей мере ориентирован на то, чтобы попробовать заглянуть вперед и оценить способность обучающихся применять полученные знания на практике. Интерес на этапе окончания начальной школы представляют уже не приобретенные знания и не сформированный уровень обученности, а то, насколько они могут быть применены и полезны учащимся в будущем, насколько обучение в школе подготовило их к дальнейшему обучению, к самостоятельному добыванию необходимой информации. 

Динамика учебных достижений обучающихся

за последние три года

Грамотно организованный образовательный процесс дает позитивную динамику учебных достижений обучающихся по русскому языку, литературному чтению,  математике и окружающему миру. Учащиеся имеют хорошие прочные знания и 100% успеваемость.

         Важным направлением в обучении является проектный метод, суть которого – выработка у обучающихся проектно-исследовательских навыков. Этот метод предполагает развитие творческих способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. Такой подход имеет как ряд преимуществ, так и обладает рядом ограничений. К преимуществам относится попытка средствами педагогических измерений не только установить уровень обученности и развития обучающегося  (определить уровень сформированности предметных умений), но и попробовать установить их значимость для разрешения жизненных ситуаций (решение жизненных проблем средствами данных предметов). Другими словами, это уровень сформированности компетентности.

Основной недостаток здесь также очевиден. При таком подходе довольно трудно выделить «вклад школьного образования». Дело в том, что многое в данном случае будет определяться уже не только школой, а культурным контекстом, в котором взрослеет ребенок: семейными ценностями, общим кругозором, да и просто социальным и культурным опытом ребенка. Но для условий сельской школы это свойственно в меньшей степени, чем для городской, потому что чаще всего именно школьная жизнь становится основой социокультурной среды развития ребенка в сельской местности. Огромные возможности для компенсации этого недостатка вижу во введении внеурочной деятельности, где каждый ребёнок выбирает занятие, исходя из своих интересов, мотивов. Виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты. Наш класс тесно сотрудничает с МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей», МБОУ ДОД «Детская школа искусств», МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Группы сформированы с учётом познавательных потребностей детей, их возрастным особенностям, санитарно – гигиеническим требованиям, возможностями ОУ, пожелания родителей школьников на основе проведенного анкетирования.  

Позитивные результаты внеурочной деятельности

Неоценимую помощь в развитии интеллектуальных, коммуникативных способностей ребенка оказывает научное общество учащихся. Учебно – исследовательская работа по литературному чтению, математике, окружающему миру, истории  занимает значимое место в моей педагогической практике. Начиная с первого класса, учу детей исследовательской деятельности, работе с различными информационными  источниками. Совместно с родителями, которые являются нашими первыми помощниками, выбираем темы, которые интересны детям, собираем материал, проводим исследования и эксперименты, анализируем, оформляем работы. Учащиеся, которые представили свои исследовательские работы на муниципальном, краевом, всероссийском и международном уровне, занимают призовые места:

В 2012 - 2013 учебном году  в VII муниципальном конкурсе «Первые шаги» Лейбюк Ксения заняла 1 место с  работой «Её величество соль».

В 2013 - 2014 учебном году  в VIII муниципальном конкурсе «Первые шаги» Лейбюк Ксения заняла 1 место  с  работой «Числа в сказках».

В 2014 – 2015 учебном году в IX муниципальном конкурсе «Первые шаги»  Блохина Марина заняла 2 место с работой «История песен военных лет», Лейбюк Ксения заняла 2 место  с  работой «Определение лесотипологической принадлежности лесного насаждения на территории посёлка Комсомольский Кунгурского района», приняла участие в очном этапе регионального конкурса работ учащихся в области эколого – биологических наук.

Мои ученики стали лауреатами и призерами международных конкурсов: «Мой первый шаг в науку» - исследовательские работы Макарова Максима «Его величество цирк» и Рожковой Дарьи «Телевизор: за и против» получили дипломы лауреатов, в 2013 году Макаров Максим награждён дипломом III степени в конкурсе «Талант с колыбели» с работой «Чтение – лучшее учение». В 2014 году X Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» номинация «Детские исследовательские работы и проекты» Трефилов Артём – II место, Елькин Олег – III место.

Исследовательские работы учащихся отличаются высоким уровнем подготовленности, грамотным оформлением, наличием презентаций и наглядности. Этому предшествует плодотворная подготовительная работа, выступление на школьной конференции, тщательный анализ работ и выступлений.

Обучающиеся  являются победителями  международных, всероссийских предметных конкурсов: Ёж, Кириллица Инфоурок,  Грамматическая карусель (русский язык); ЭМУ – эрудит, ЭМУ - специалист, Слон (математика), Енот (естественные науки), Лис – любитель истории, Муравей (ОБЖ), Светлячок (окружающий мир), Вундеркинд чемпионат начальной школы, участники  Всероссийских игр – конкурсов: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Почемучка».  

В начальной  школе издается газета «Солнышко», целью создания которой являются совершенствование навыков литературного творчества младших школьников, овладение информационно – коммуникационными технологиями. Навыки, приобретенные на уроках и во внеурочной деятельности,  демонстрируются в работе по созданию школьной газеты (изучение жанров, особенностей публицистического стиля, языковых средств и т.д.)

Обучающиеся  моего класса являются самыми активными корреспондентами газеты  «Солнышко», на заключительном празднике «За честь школы» по итогам учебного года были награждены благодарностью «За активное участие в создании газеты «Солнышко». Также в номинации «Корреспондент года» стала победителем  в 2012-2013 учебном году - Ильина Надежда. В 2015 году Шульц Анна «Читатель года».

Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя

Все годы моей педагогической практики являюсь классным руководителем. За это время отработала систему работы по воспитанию обучающихся и классного коллектива в целом. Воспитательная деятельность носит целенаправленный характер, поэтому планирую воспитательную деятельность в перспективе. Систематически анализирую процесс воспитания с помощью методик, предоставляющих возможность оценить результативность воспитательной работы.

В настоящее время являюсь классным руководителем 1 «а» класса. Разработанная мною программа развития классного коллектива является своеобразным дневником наблюдений, представляющий следующие разделы:

  • педагогическая карта ученика: отслеживаю взаимоотношения в классе по методике Филлипса «Школьная тревожность», в  семье по методике Карповой Г.А. «Рисунок семьи», веду наблюдения за изменением состояния здоровья, личных интересов, учебной активностью;
  • социальная активность в классной, школьной  и внешкольной жизни;
  • организация отдыха в каникулы;  
  • участие родителей в воспитательном процессе (посещение уроков, посещение и участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации внеклассных дел).

Проблема занятости детей решается успешно. Вижу в этом результат работы «учителя – семьи – педагогов дополнительного образования». В целом, в сфере дополнительного образования учащиеся класса заняты в полном составе - 100%.

        В 2011 году, набрав 1 класс, задумалась над тем:

- как сформировать дружный коллектив младших школьников?

- как сделать жизнь мальчишек и девчонок  интересной, познавательной, а, самое главное, нужной?

Стала решать данную проблему путём реализации  инновационной  программы развития детского коллектива «Цветок дружбы».

Данная программа была рекомендована учителям начальных классов.

В 2012 году делилась опытом работы  на  краевой  проектно-дискуссионной встрече  «Обучаем действием» по теме «Взаимодействие инновационной образовательной программы «Цветок дружбы».

Цель программы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

Для достижения цели  поставлены следующие задачи:

изучить личностные качества учащихся; содействовать формированию дружного классного коллектива и создать в нем нравственную и эмоционально-благоприятную среду; вести работу по профилактике социально-эмоциональных проблем у учащихся; улучшить психологический климат в коллективе;  помочь детям лучше узнать свои характерные особенности, увидеть, что способности не статичны, а развиваются в соответствии с возрастом под влиянием социального окружения; обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка; создать условия для сотворчества,  развивая творческие способности каждого обучающегося.

Актуальность программы

      В программе особое внимание уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, социально-эмоциональному развитию ребенка.

Программа "Цветок Дружбы" направлена на достижение значительных результатов в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений.

Этапы реализации программы:

Первый год  «Учимся дружить»

   1 класс – это ещё не полностью сформированный детский коллектив, поэтому первоочередной задачей учителя является постепенное сплочение детей.  

  Цель:   Создание  дружного коллектива учащихся, родителей  и классного  руководителя.                        

   По итогам 2011-12 учебного года стали победителями в номинации «Самый активный класс», «Самый спортивный класс»

Второй год    «Папа, мама, школа, я – дружная семья»

Цель:    Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

Родители - активные участники воспитательного процесса. Совместно с обучающимися в начале каждого учебного года в классе проводим стартовую встречу «Планируем год». Традиционными стали праздники: «Осенины», «Новый год в лесу у ёлки», «Проводы  зимы».  Посещение  родительских собраний родителями составляет 100%. Темы собраний разнообразны и актуальны: «Доброта спасёт мир», «О родных и близких людях с любовью», «Как научить ребёнка жить в мире людей».  

Третий год  «Будем  край родной любить, нашей дружбой дорожить»

Цель:  Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире  через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Этому способствуют такие события, как: Митинг 9 мая; акция «Георгиевская ленточка», субботник – «Чистый посёлок» экскурсия в краеведческий музей «Война глазами односельчан»; экскурсия в библиотеку. 

По итогам 2013-14 учебного года стали победителями в номинации «Класс года», «Самый спортивный класс», Лейбюк Ксения победитель в номинации «Активист года», «Супер - школьник», Трефилов Артём «Спортсмен года».        Четвёртый год  «Чтоб на свете мирно жить, надо людям всем дружить» Цель:   воспитывать любовь к Родине и стремление к миру, чувства   собственного достоинства и дисциплинированность.

По итогам 2014-15 учебного года стали победителями в номинации «Класс года», «Самый спортивный класс».

Учитель – это ученик, оставшийся в школе навсегда. Среди моих выпускников есть работники банка, продавцы, строители, инженеры и др. Многие из них имеют высшее образование. В нашей  школе есть  коллеги (Галузина Анастасия Викторовна, Ракутин Кирилл Васильевич) – мои выпускники. Наверное, это и есть успех!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...