"Формирование личности младшего школьника"
статья на тему

Забалуева Юлия Вячеславовна

Воспитание – категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием, и все плохое тоже дается воспитанием. Ребенок -  главная ценность педагогического процесса. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Лениградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

Бокситогорский институт Повышения квалификации.

Итоговая работа

« Формирование личности младшего школьника»

Выполнила:

Слушатель курсов

повышения квалификации

по программе            

«Современные проблемы обучения,

воспитания ребенка в начальной школе»

Забалуева Ю. В.

Бокситогорск 2013.

Точка, точка, запятая….

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик -

Получился человечек,

Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе,

Мы его нарисовали –

Только и всего…

        Только и всего? Если бы было все так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог-тот же художник. Только в отличии от художника каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую трепетную душу.

        XXI  век представляет для нас новый исторический рубеж. И сегодня мы не можем не задумываться о том, какими будут выпускники школ XXI века. Меня это касается непосредственно, ведь я преподаю в начальных классах. Все мои сегодняшние ученики будут выпускниками этого столетия.

        Какими же мы хотим их видеть, наших учеников?

        Я не случайно эпиграфом выбрала эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя если вдуматься не столь уж она и наивная. Ведь дальше в ней на мой взгляд, дается прекрасный ответ на вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым… Только и всего.

        Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?

        Первоклассники приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они очень наивны и неопасны, но они готовы как губка впитывать все новое. Крайне важно не упустить это благодатное время. И то, что мы успеем сейчас заложить в ребенка, останется с ним на всю жизнь. Прекрасно сказал об этом В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.»

        Ребенок-главная ценность общества. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, он, как сказано в библии, «запретный сад, заключенный колодезь, запечатанный источник.» В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

        Поэтому моя позиция по отношения к ребенку такова: он мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие и даже ошибку.

        Даже самый трудный ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих.

        Воспитывает только тот педагог, кого дети уважают, образ жизни которого им симпатичен.

        Работать интересно, но в то же время сложно. Ребятишки очень бойкие, им не сидится на месте, у них возникает огромный интерес ко всему.

        К каждому стараюсь подобрать свой «ключик». Общаюсь осторожно, естественно, чтобы они доверяли тебе, делились с тобой своими радостями и печалями, вместе переживали их. Дети умеют страдать и переживать.                                                            

        Вместе с ними и я смеюсь, когда им весело, и огорчаюсь, когда им больно. Они видят, что меня тревожат их проблемы школьные и домашние, а ребята тревожат мои.

        Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома.

        Принимая I класс, я знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать души детей в последующие года. Таким образом, с самого начала я твердо определяю к какому конечному итогу хочу прийти.

        Поэтому я просто попытаюсь на примере нашего смешного человечка показать это.

        Давайте представим себе его в виде импровизированного кроссворда и попытаемся заполнить его буквами, о которых так образно говорил Гюго.

        Итак, первое, что нам необходимо, - научить его мыслить. Вот и запишем в первую строку слово мышление.

                Говоря о мышление, мы, конечно,

имеем в виду и развитие способностей

мыслить нестандартно,

решать нетрадиционные задачи.

Мы должны научить детей

обосновывать свои выводы,

заложить начало абстрактного мышления.

Вот и запишем в следующую строку – ЛОГИКА.

 

        А в следующую строчку я бы хотела записать слово чувства. Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, и сочувствие, и сострадание.

        Конечно же в начальной школе мы должны сформировать у детей и определенные навыки. Это навыки учебной деятельности, психологические навыки внимания, памяти, личностного общения.

        Следующую часть кроссворда мы оставим для средней школы. Она добавит ребятам опыта (О), самостоятельности (С), творчества и трудолюбия (Т). Но за всем этим важно не растерять доброты, отзывчивости, душевой мягкости. Вот и впишем последней буквой нашего кроссворда (Ь).

        Вот чего я хочу видеть в нашем выпускнике, да и вообще в человеке ЛИЧНОСТЬ.

        Для себя я составляю ориентированную программу всей воспитательной деятельности. Анализируя современное состояние общественной жизни, посчитала, одним из важных направлений в своей работе – воспитание доброты у детей.

Слово это серьезное.

Главное, важное.

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем – стремление

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец…

        Это мой педагогический девиз, так как я считаю, что доброта – это основное качество без которого человек не может быть человеком.

- Доброе сердце прекраснее  чем все разумы вместе взятые. ( Бульвер Литтон )

- Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. ( Л. Н. Толстой )

        Я присоединяюсь к его словам, в нашей жизни так ее не хватает.

Детским душам сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки, на которые мы с детьми постоянно равняемся.

        Воспитывать в ребенке чувство доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Размышляя над методами воспитания, я поняла, что общая программа не годиться. Исходя из собственной педагогической практики, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ученика.

        Поэтому я составила ориентировочные направления своей работы, с помощью которых иду к намеченной цели. Все эти направления акцентируют внимания на «Я» каждого ребенка.

         Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

         В. А. Сухомлинский

«Я вижу миссию учителя в том, чтобы каждый питомец стал гражданином, верным сыном своего отечества». Поэтому еще одним направлением своей работы я посчитала воспитание патриотических чувств.

        Первый урок, с которого начинается учебный год в первом классе – «Урок гражданина».

Задача урока – познакомит с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина» .

Впоследствии на классных часах мы проводим цикл бесед, посвященных истории возникновения флага и герба России, текста гимна. Мы работаем над словами гимна, ребята заучивают его наизусть.

        Закрепить у детей правильное представление о символике помогают беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага».

        Фундамент формирования у детей такого нравственного качества, как любовь к Родине, Закладывается в младшем школьном возрасте. Любовь к родному краю – первый шаг к рождению патриотизма у ребят.

         Воспитание патриота начинается с развития умения видеть природу. С первых школьных дней мы совершаем прогулки экскурсии в парк, на реку Рядань, учимся наблюдать за сезонными изменениями в природе, любуемся деревьями, посеребренными инеем или ярким ковром осенних листьев. Мы стараемся обратить внимание на все прекрасное и необычное в окружающем нас мире: первый снег, майский гром, запах только что распустившихся тополиных почек, радугу, слушаем пение птиц, делимся впечатлением об увиденном, учимся беречь и охранять природу, помогать животным и птицам .  

        Знакомство с родным городом -  важное средство патриотического воспитания. На классных часах мы беседуем об истории нашего города, готовим сообщение о родном городе, знакомимся с достопримечательностями нашего города. Посещаем краеведческий музей, где нам рассказывали об археологии нашего края.

        Огромное воспитательное значение имеет обращение школьников к истории семьи, самых близких для них людей. Мы беседовали о нашем заводе, ученики рассказывали о труде людей, которые там работают, выясняли  где и кем работают их родители, бабушки и дедушки. Посещали музей «Глинозем», где нам рассказали об истории завода, продукции, выпускаемой на заводе, ударниках труда.

        Широко распространенной формой военно–патриотического воспитания учащихся являются уроки мужества, встречи с ветеранами, участниками ВОВ. Так на один из классных часов был приглашен участник ВОВ. Он охотно рассказал о первых событиях его военной жизни, технике, о своих ранениях, наградах. Ученики слушали с удовольствием, мы вели переписку. Ребята ходили к нему домой, оказывали посильную помощь, поздравляли с праздниками. Ежегодно в мае с участниками мы ходим к памятнику воинам – афганцам, к мемориалу возлагаем цветы.

        В I классе учащиеся знакомятся с дорогими для всех нас понятиями: наша семья, наша школа, наш город, наша Родина. Начиная со второго года обучения  учеников вовлекаю в посильную для них поисковую деятельность: страницы жизни их бабушек и дедушек, история возникновения государственных праздников. У учащихся формируются первые навыки подготовки  проведения этих праздников, общения с людьми, участие в общественной жизни класса, школы.

        На уроках истории мы много узнали о героическом прошлом нашего народа, о борцах за свободу, о героях ВОВ. На примере их судеб школьники начинают понимать, что любовь к Отечеству должна быть действительной.

         Мы поддерживаем связь с краеведческим кружком нашей школы, организованным Кочетковой И. М. Не так давно участниками кружка был проведен  устный журнал, включающий в себя пять страниц: 1. История образования Ленинградской области.

                                                            2. Природа.

                                                            3. Памятники культурные и архитектурные.

                                                            4. Дорога жизни.

                                                            5. Туризм и спорт.

        Мы с учениками слушали с интересом, остались довольны, потом в классе говорили  об услышанном, делились впечатлениями.

        Военно – патриотическая тема находит отражение в учебных программах по ИЗО, музыке, трудовому обучению. С ней тесно связаны и уроки физкультуры, на которых закладываются начальные основы физического воспитания.

        Теперь, когда дети получили конкретные представления о Родине, родном крае после большой кропотливой работы, они готовы были продемонстрировать свои знания. Поэтому обобщающий урок явился итогом этой работы, проверкой у ребят знаний о своей стране, полученных на уроках литературы, географии, истории, и во внеурочное время.

        Урок начинается с проверки знаний учащихся. Я предлагаю ответить детям на вопросы: Какие слова для всех людей являются самыми близкими и дорогими и почему?

Вот ответы детей: «Самые близкие слова для всех людей – это Родина, Отечество, Родина мать».

«Родиной мы зовем нашу страну, потому что мы в ней родились, в ней все говорят на родном для всех нас языке и все в ней для нас родное»;

«Отечеством мы зовем нашу страну, потому что в ней жили наши деды и отцы»;

«Матерью мы зовем нашу страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов».

        На вопрос: «Что же такое Родина?» - учащиеся отвечали, как они понимают это слово в широком и узком смысле. Вот ответы детей: «У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких и разнообразных уголков и состоит наша общая, великая Родина. На вопрос: «С чего начинается Родина?» Ученики ответили: «Родина начинается на пороге твоего дома».

        Любовь к родине начинается с любви к родному городу, поэтому разговор на уроке мы продолжили о городе, в котором мы живем. Ученики зачитывали сочинения на тему: «Моя малая Родина», которые мы писали на русском языке. Вот строки одного из них.

        «Чтобы вырасти настоящими  людьми и принести пользу Родине, - говорят ребята, - надо хорошо учиться, быть дисциплинированными и соблюдать правила гражданина. Эти правила – Основной закон нашего государства – Конституция России.

        Ребята рассказывали о своих правах и обязанностях. На обобщающем уроке работали над смыслом пословиц о Родине. Например,

«Родной свой край делами прославляй»

«Родина – мать, умей за нее постоять» и т. п.

        В заключение урока учащиеся читали стихи о Родине, рассматривали свои рисунки

(вот некоторые из них) и рассказывали, что они учились любить свою Родину и гордиться ею.

         Мы разработали с ребятами банк добрых дел и поступков младших школьников.

- Будь патриотом своего Отечества:

-посади цветок или дерево, ухаживай за ним, береги природу на отдыхе, на прогулке, на даче.

- найди интересный рассказ из истории Отечества, прочти его и расскажи своим близким или товарищам;

- всегда думай о своей Родине, прославляй её словами и поступками;

- заботься о своей школе, участвуй в делах класса и школы.

        Воспитание – категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием, и все плохое тоже дается воспитанием. Ребенок -  главная ценность педагогического процесса. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью.

Если ребенок растет в терпимости –

Он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают –

Он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят –

Он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности –

Он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности –

Он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют –

Он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде –

Он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают –

Он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках –

Он учится жить с чувством вины.

Общий взгляд на человека.

Человек – не средство, а цель, сфера всех вещей. Человека надо уважать, ему необходимо доверять.

Взгляд на ребенка.

Ребенок – личность.  

Миссия учителя.

Развитие личности.

Цели деятельности.

  1. Обеспечить физическое развитие ребенка, постоянно укрепляя здоровье.
  2. Развивать психические качества.
  3. Обеспечивать нравственное развитие.
  4. Вырабатывать мотивацию учебной деятельности.
  5. Дать образование.
  6. Сформировать на каждом возрастном этапе общечеловеческие качества гражданина.

Принципы.

  1. Сотрудничество.
  2. Индивидуализация обучения.
  3. Дифференцированный подход к обучению.

Роль учителя.

Дает способы понимания целостности мира.

Роль ученика.

Деятельный участник процесса обучения.

Учитель и ученик в учебном процессе.

Педагогика сотрудничества.

Отношение педагогического коллектива к уроку.

Систематическое познание и совершенствование к уроку. Урок – поиск истины.

Идеология воспитания.

Переход к воспитанию самовнушением.

Модель выпускника.

Гармонически развитый человек в психологическом, социальном, физическом, личностном отношениях.

        

…И вот он предстает перед нами, выпускник  XXI века. Мы его нарисовали. Мы стоим перед своим творение и, подобно художнику, оцениваем его. Но если художник видит перед собой окончательный, застывший результат своей работы и, неудовлетворенный им, может просто сжечь неудавшийся эскиз, то педагог такой возможности лишен. Его творение уходит от него и живет своей независимой жизнью. Не только удачи педагога, но и ошибки остаются жить в вечности.

Мне очень нравятся строки Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать…» И я позволю себе в заключение немного порассуждать на эту тему:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин свежих заложить

В зачатки души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!



Предварительный просмотр:

Модель личности выпускника школы.

        Патриотизм, гражданственность.

Эстетическое и культурное развитие                                                                                                   Задача: Воспитание любви к родной

Задача: Стремление формировать        школе, к родному краю,

          свою среду, свои действия        формирование гражданского

          по этическим, эстетическим,         самосознания, ответственности

          культурным критерием, воспитывать         за судьбу Родины.

          видение прекрасного.

             РЕБЕНОК.

                                                                                               Цель: Личность, способная                            Нравственность, духовность, как основа

                                                                                                          строить жизнь,                                      личности.

                                                                                                           достойную человека.                          Задача: Формирование гумманистического

                                                                                                                                                                                    отношения к окружающему миру

Интеллектуальное развитие.                                                                                                                        приобщение к общечеловеческим

Задача: Формирование целостной и                                                                                                                        ценностям, освоение, усвоение,

        научно-обоснованной картины                                      присвоение этих ценностей.

        мира, развитие познавательных

        способностей.

Саморазвитие.                                                                               Здоровье .    _                                        Креативность. (творчество)

Задача: Формирование самосознания,                                    Задача: Формирование стремления к                   Задача: Развитие творческих         

        становление активной жизненной                                             здоровому образу жизни,                              способностей предоставляющих

        позиции, формирование потребности                                       осознание здоровья, как одной                     возможность реализоваться

         к самосовершенствованию и                                                     из главных жизненных ценностей.              в соответствие со своими                                                                                                                                            

        саморазвитию, способности                                                                                                                                склонностями и интересами.

        адаптироваться в окружающем мире.                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Самооценка в формировании личности младшего школьника.

В данной статье автор размышляет о том, насколько важна самооценка в формировании личности ребенка младшего школьного возраста....

Выступление"Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника"

В работе рассматривается характеристика воспитательной среды, её компоненты, методы и приёмы становления.   Большое внимание уделяется реализации  программы воспитательной работы « Хочу...

Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»

В этом докладе раскрывается роль наблюдений в формировании личности младшего школьника на уроках-экскурсиях по окружающему миру....

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

В статье описывается влияние оценки на формирование личности младшего школьника, виды помощи родителей в усвоении учебного материала и этапов формирования самооценки учашихся....