Курсы по теме «Подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС».
элективный курс на тему

Бокарева Ирина Дмитриевна

Тема: " Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_bokareva_i._d.docx297.81 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы по теме «Подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС».

Тема «Формирование информационных умений

у младших школьников при изучении предмета

 «Окружающий мир».

г. Москва

2016 г.

Содержание

Глава I.  

1.Актуальность темы._______________________________________3 стр.

2. Сущность понятия «информационная грамотность».___________4 стр.

3. Условия развития информационных умений.__________________5 стр.

4. Основные источники информации.___________________________7 стр.

5. Направления работы с информацией._________________________ 8 стр.                                          

Глава II.

1. Планируемые результаты овладения информационными умениями.__9 стр.

2. Виды заданий по формированию информационных умений.________10 стр.

3. Окружающий мир.__________________________________________11 стр.

Заключение.________________________________________________13 стр.

Литература.________________________________________________14 стр.

         

Актуальность.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Одним из приоритетных направлений деятельности в последние годы стало построение информационного общества. В современном мире новой ценностью для человека становится владение информацией, поэтому необходимо уметь получать информацию и пользоваться ею. Поэтому, перед учителем начальной школы стоит задача – формировать и развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего нас мира; овладевать практическими, современными способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией. Данные умения развиваются и используются в ходе обучения детей всем предметам начальной школы. Таким образом, одним из наиболее актуальных направлений работы учителя начальных классов является развитие информационных умений младших школьников. Учитель должен научить ученика ориентироваться в массивах информации, используя её себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.  Для этого школа должна формировать особый тип грамотности - информационную, которая является составной частью информационной культуры личности.

Сущность понятия «информационная грамотность»

 В «Примерных программах начального общего образования» Федеральных образовательных стандартах второго поколения большое значение уделяется формированию «информационной грамотности» в начальной школе. Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией.

«Информационную грамотность» нельзя связывать исключительно с использованием современных информационных (компьютерных) технологий.  Представление информации в различных источниках (будь то книга, аудио- и видеоноситель, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет сути проблемы научить ребенка приемам ориентировки в мире информации. Эти основные приемы базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

  • На этапе принятия учебной задачи - это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.
  •  На этапе поиска информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.
  •  На этапе обработки информации - умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).
  •  На этапе хранения информации - осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда условий, таких как:

  •  Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.

(мотивом должен быть познавательный интерес.  Приёмы: проблемная ситуация, учебный или проблемный вопрос, собственная познавательная активность ребёнка во внеурочное время)

  •  Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.

(объекты для наблюдений, опыты, эксперименты, литература, медиаресурсы, субъекты общения и т.д.)

  •  Доступность информационных ресурсов.

(во внеурочной деятельности, в рамках урока справочники, энциклопедии. Знания товарищей и т.д.)

  •  Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками.

(во внеурочной деятельности, в рамках урока справочники, энциклопедии. Знания товарищей и т.д.)

  •  Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.

(зависит от степени сформированности его информационных вкусов и предпочтений, наличия соответствующих умений и навыков)

  •  Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.

(гибкий подход –индивидуальный или групповой)

  •  Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.


Основные источники информации.

НАБЛЮДЕНИЕ

Это интересный и наиболее доступный для детей способ получения информации об окружающем мире с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, кожи, языка).

Наблюдение младших школьников за собой (своими ощущениями, переживаниями), за другими людьми (их словами, эмоциями, поступками), за окружающим миром (природой, обществом), графического изображения, абстрактных символов дают основу не только для вербализации результатов проведенных, наблюдений, но и для формулирования собственных суждений детей по поводу полученной в ходе наблюдения информации.

  •  Эксперименты, опыты.

Получение информации в процессе самостоятельно проведенных школьниками экспериментов и опытов - не частое явление для начальных классов. Между тем вкус к интеллектуальной деятельности у детей формируется наиболее успешно именно в самостоятельном получении и анализе информации, полученной на практике опытным путем.

  • Познавательное общение.

Познавательное общение - обмен мыслями по поводу содержания и значения информации познавательного характера (о мире, об обществе, о себе). В процессе познавательного общения происходит усвоение и использование детьми языковых норм и правил коммуникации, формирование культуры общения. Они овладевают искусством ведения беседы. Учатся получать информацию с помощью вопросов. Учатся слушать и слышать. Учатся использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.

Активизации познавательного общения младших школьников в значительной мере помогают нетрадиционные технологии уроков:

( интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина);

уроки-фантазии (уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки- путешествия);

уроки-имитации (телепередача, телемост, живая газета, устный журнал, аукцион, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, репортаж, следствие, ученый совет, суд, спектакль) и др.

  •  Книга, текст.

Библиографический поиск. Использование ориентировочного аппарата книги. Навыки ориентировки в тексте. Система пометок и закладок. Навык работы с новыми понятиями.

Основным информационным источником в школе была и остается учебная книга. Все чаще школьники ощущают потребность заглядывать в справочники, энциклопедии, словари, использовать научно-популярную литературу.

Вкус к самостоятельной работе с литературой познавательного характера появляется у школьников в том случае, если инициатива по поиску книг как источников информации принадлежит им самим, а работа по изучению дополнительных литературных источников детьми умело стимулируется и поощряется учителем.

  •  Использование медиаресурсов: прессы, кино, телевидения, радио, видео- и аудиопрдукции.

Задача формировать достойные информационные-интересы, вкусы, потребности, а также развивать у школьников умение выбирать нужную и полезную информацию в прессе, в радио- и телепередачах, на электронных носителях, в Интернете.

Отметим наиболее удобные, на наш взгляд, темы для таких информационных поисков:

  • памятники истории и культуры;
  •  виртуальные музеи;
  • события, связанные с развитием культуры и спорта;
  •  интересные сведения о жизни растений и животных;
  • сведения об устройстве Вселенной, о космических исследованиях;
  • заочные путешествия по разным землям и странам;
  •  сведения о своей малой родине: своих земляках, региональных ценностях, культурных традициях населения, истории своего края (города, поселка), его экономике, важнейших политических событиях в крае, роли своего региона в жизни страны и т.п.

  •  Компьютер.

Необходимые пользовательские навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками. Информационный поиск в системе Windows. Интернет ресурсы.Способы изъятия информации из компьютера

                    Направления работы с информацией.

 

  1. В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание учебников и учебных пособий УМК «Школа России» направлены на достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.  Одним  из которых  является:

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

В результате обучения по системе учебников «Школа России» учащиеся приобретают первичные навыки работы с информацией: вести запись, осуществлять поиск необходимой информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать, представлять, передавать и хранить информацию, создавать новую под определённую цель.

Формирование умений осуществлять поиск необходимой информации и работать с ней осуществляется в учебниках по нескольким направлениям:

  •  целенаправленный поиск конкретной информации для решения задач-расчётов с недостающими данными, для создания презентационных и иных материалов при подготовке творческих работ и т. п.;
  •  поиск информации в различных источниках (в книгах, журналах, в сети Интернет, в беседах со взрослыми и др.) для выполнения заданий рубрики «Наши проекты» и работа с ней: проведение анализа собранной информации, её систематизация по требуемому форматом признаку и представление в нужном виде (в виде текстов для стенгазеты, книги, набранных с помощью клавиатуры компьютера, в виде презентаций, таблиц, диаграмм, рисунков, поделок, книг, альбомов и т. п.);
  •  систематическое обращение (отсылки по текстам учебника), например, к справочному материалу.

Умения, которые должны быть сформированы в результате освоения общих навыков работы с информацией.

В «Примерных программах начального общего образования» определяются умения, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы в результате освоения общих навыков работы с информацией.

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и способ её поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • использовать информацию для принятия решений;
  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Виды заданий по формированию информационных умений.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий, а именно:

  • с неполными исходными данными, требующих принятия решения о том, какие именно сведения необходимы для выполнения этих заданий;
  • требующих поиска дополнительных сведении в учебниках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях;
  • в которых ученик в конкретных ситуациях должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
  • в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
  • в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации, задающими порядок относительного расположения объектов (алфавитный, порядковый, тематический, хронологический и т. д.), причем как минимум одним из этих способов он должен расположить информацию самостоятельно;
  • в которых требуется представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах: текст, таблица, диаграмма, график (за исключением графиков функций), рисунок, схема в виде графа (т. е. в виде набора точек и соединяющих их линий со стрелками или без), в том числе схемы причинно-следственных связей или иных отношений;
  • в которых ученик должен представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками);
  • предполагающих выполнение каких - либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.

Освоение содержания учебного материала курса «Окружающий мир» неразрывно связано с умением извлекать информацию из разнообразных источников. Текст учебника, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии, хрестоматии, географическая и историческая карты, репродукции картин художников, электронные приложения, Интернет, наблюдения в природе способствуют усвоению учащимися информационных умений. Рассмотрим данный вопрос на примере УМК «Школа России»

Кроме того, умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. Представленная ниже информация составлена по материалам примерных программ, а также по материалам кружков и факультативов.

Окружающий мир. Проведение наблюдений явлений природы (на примере своей местности). Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха. Наблюдение погоды и описание ее состояния. Измерение температуры воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств полезных ископаемых. Измерение температуры тела человека. Измерение веса и роста человека.

Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Экскурсия по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т. п.). Экскурсия по своему району или городу (путь домой). Экскурсия по своему району или городу (безопасное поведение на улице). Экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Экскурсии на одно из предприятий родного края с целью ознакомления с трудом людей.

Беседы с родителями, со старшими родственниками, местными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе). Сбор материала на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Беседы учеников с родными о поколениях в семье, родословной семьи. Беседы со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, об известных людях, обычаях, праздниках народов, населяющих край. Беседа - актуализация сведений, полученных учеником из источников массовой информации о родной стране.

Значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Извлечение (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждение полученных сведений. Работа с иллюстративным материалом.

Окружающий мир. Внеурочная проектная деятельность. Поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в том числе из школьной библиотеки, на видеокассетах, в электронных энциклопедиях, из рассказов взрослых, на экскурсиях (в природу, музеи, на предприятия), в Интернете. Вывод. 

Информационные умения на уроке окружающего мира    формируются  при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, сбору и хранению, обработке, обмену  информации, а именно,  заданий  с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках.

Каждый этап (например метода проектов), действительно  создает условия для  работы учащегося с информацией и соответственно, условия для развития информационных умений учащегося.

Считается, что усвоение информации,  на уроках   окружающего мира,  вызывает у детей наибольшие затруднения из-за  сложности восприятия …и учебно-научных текстов, и большого объема и  разнообразия  научной  информации, но при работе методом проекта – учебный материал был усвоен  учащимися достаточно легко.

Школьники должны, начиная с первой ступени, учиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Это поможет им  научиться мыслить не конкретными категориями.

             

Литература. 

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12 2012 г., № 273-ФЗ) rg.ru ›2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2.​ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://www.mon.gov.ru.

3.​ Аванесов, В. Стратегия развития российского образования в ХХI-ом веке http://viperson.ru/wind.php.

4.​ Анализ современного урока. – М, 2001.

5. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.

6.​ Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.

7. Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - №8. - С.63

8.Гавриленко О.В. Использование простейших информационных технологий в 1 классе // Начальная школа + до и после, №8. 2005. - С.20

9.Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе // Начальная школа + до и после, №12. 2005. - С.49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших  в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...

Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

Выступление по теме «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС НОО на диагностической основе»

Нацеленность ФГОС на результат коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе образования. Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточне...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Доклад на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обра...

Организация работы образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Организация работы образовательного учрежденияв условиях реализации  ФГОС ОВЗ...