Истинные и ложные высказывани (урок информатики в 3 классе)
методическая разработка (3 класс) на тему

Сотникова Наталия Константиновна

Педагогические задачи: расширять представление об изучаемом предмете; дать представление об истинных и ложных утверждениях, а также об утверждениях, о которых нельзя сказать, истинные они или ложные; ознакомить с тем, как обозначаются такие утверждения; учить определять истинность-ложность утверждений; развивать умения соединять предметы в цепочку, обводить цепочки, делать предметы одинаковыми, определять количество областей в картинке; развивать внимание, мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения; при­вивать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_13._istinnye_i_lozhnye_vyskazyvaniya.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 13. ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Педагогические задачи: расширять представление об изучаемом предмете; дать представление об истинных и ложных утверждениях, а также об утверждениях, о которых нельзя сказать, истинные они или ложные; ознакомить с тем, как обозначаются такие утверждения; учить определять истинность-ложность утверждений; развивать умения соединять предметы в цепочку, обводить цепочки, делать предметы одинаковыми, определять количество областей в картинке; развивать внимание, мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения; прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся определять ложные и истинные утверждения, обозначать истинное и ложное утверждения, определять количество областей на картинке, соединять предметы в цепочку, обводить цепочки, рисовать в окне, делать фигурки одинаковыми.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - У УД):

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентируются в учебнике, рабочей тетради; контролируют собственную деятельность и деятельность партнера, осуществляют взаимопроверку и самопроверку, корректируют свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом, оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что нужно усвоить; способны к мобилизации волевых усилий.

Познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, анализируют объекты, сравнивают их, самостоятельно создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, обосновывают свою точку зрения.

Коммуникативные: слушают и понимают партнера, взаимно контролируют деятельность друг друга; уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; умеют вести дискуссию, правильно выражать свой мысли в речи.

Личностные: осваивают социальную роль обучающегося, демонстрируют навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, осознают личностный смысл учения.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы:

Загадки про жуков. - Режим доступа: http://slavciub.ru/zagadki/nasekomie/1412-zagadki-pro-zhukov.html

Загадки для маленьких детей. Загадки про змею. - Режим доступа: http://www.numama.ru/zagadki- dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-zmeyu.html

Загадки про зайца. - Режим доступа: http://www.prozagadki.ru/7-zagadki-pro-zajjca.html

Разноцветные стихи. - Режим доступа: http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/raznocvetnye- stihi.html

Оборудование: компьютер, проектор, экран; цветные карандаши.

Наглядно-демонстрационный материал: демонстрационные слайды.

Основные понятия и термины: истинное утверждение, ложное утверждение, цепочка, обвести, соединить, окно, область, одинаковые, разные.

Ход урока

  1. Сообщение темы и целей урока.

Стихотворение Г. Сатира.

Рано-рано        На траве?

Выпал снег,        Не может быть!

Удивился человек:        В октябре?

- Это снег?        Не может быть!!!

Не может быть!        Неужели это снег?

На дворе?        Не поверил человек.

Не может быть!

  • Почему человек не поверил в то, что произошло? (Потому что такого не могло быть.)
  • Послушайте четверостишие.

                Дым на улице стоит, дом из труб его валит,

                На чердак залезла ложка, со стола упала кошка.

  • Вы считаете, что данные высказывания (утверждения) неверные? Почему?
  • Превратите их в верные высказывания (утверждения).

Ответ: Дом на улице стоит,

                        Дым из труб его валит, на чердак залезла кошка,

                        Со стола упала ложка.

  • Вы уже догадались, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?
  • Сегодня на уроке мы будем говорить об утверждениях верных (правильных) и неверных.
  • А вот как называются такие утверждения, в каком случае их можно считать верными, а в каком неверными, вы узнаете, прочитав текст в учебнике.
  1. Открытие новых знаний.
  • Откройте учебники на странице 32.
  • Внимательно прочитайте информацию в синей рамочке и обсудите ее с соседом по парте.

Самостоятельная работа детей. Обсуждение прочитанной информации:

  • Как называются верные утверждения (высказывания)? (Истинные.)
  • Если утверждение (высказывание) неверное, какое оно? (Ложное.)
  • Бывают ли утверждения, о которых невозможно сказать, истинное оно или ложное? (Да.)
  • Как на письме указать, что утверждение истинное? (Заглавной буквой И.)
  • Как написать, что утверждение ложно? (Заглавной буквой Л.)
  • Если мы не знаем, каким является утверждение - истинным или ложным, как об этом напишем? (Заглавной буквой Н.)
  • Таким образом, какой вывод следует сделать из прочитанного вами?
  • Утверждения бывают истинные и ложные.
  • Бывают утверждения, о которых нельзя сказать, истинные они или ложные.
  • Истинные утверждения обозначают буквой И.
  • Ложные утверждения обозначают буквой Л.
  • Утверждения, о которых нельзя сказать, истинные они или ложные, обозначают буквой Н.
  1. Первичное закрепление знаний.
  • Рассмотрите цепочку бусин в задании 68 (с. 33 учебника).
  • Проверьте истинность утверждений, записанных ниже.
  • Выполните задание в рабочей тетради (с. 16).

Фронтальная проверка.

  • Верно ли, что все утверждения, которые вы прочитали, истинные? (Нет.)
  • Верно ли, что в записях нет ложных утверждений? (Нет.)
  • Какие из утверждений истинные?
  • Какие утверждения являются ложными?
  • О каких утверждениях нельзя сказать, истинные они или ложные? («Эту цепочку нарисовали при помощи линейки»; «Эту цепочку нарисовали за пять минут».)
  • Рассмотрите цепочку в задании 71 (с. 34 учебника).
  • Чем она отличается от предыдущей? (Данная цепочка состоит из букв.)
  • Чем похожи задания? (Тем, что в обоих заданиях нужно определить истинность высказываний)
  • Выполните задание в рабочей тетради (с. 16).

Самостоятельная работа детей.

  • Проверьте работу друг друга. Взаимопроверка.
  • Найдите еще цепочки, состоящие из букв (задание 76, с. 17 рабочей тетради).
  • Среди данных цепочек найдите и обведите три цепочки, для которых истинно утверждение «Третьи буквы этих трех цепочек одинаковые».
  • Вы обвели эти цепочки?

Самопроверка с доски.

  • Вспомните, что такое окно? Для чего оно нужно?
  • В первом окне на странице 16 рабочей тетради (задание 69) нарисуйте цепочку цифр, для которой истинно утверждение: «Вторая и третья цифры в этой цепочке разные».
  • Во втором окне на этой же странице тетради (задание 70) нарисуйте цепочку цифр, для которой ложно утверждение «Вторая и третья цифры в этой цепочке разные».
  • Проверьте работу друг друга.

Взаимопроверка.        

  1. Физкультминутка

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.        (Прыжки на месте)

Ручками хлопают,                        (Выполняют три хлопка руками.)

Ножками топают,                        (Три раза топают ногами.)

Глазками моргают,                        (Несколько секунд быстро моргают глазами.)

После отдыхают.                (Медленно поднимают руки вверх - вдох, затем медленно опускают руки вниз - выдох.)

Все выходят по порядку, дружно делают зарядку. (Выполняют ходьбу на месте.)

Раз, два, три, четыре - руки выше, ноги шире.         (Прыжком занимают следующее положение: руки вверх, ноги

                                                  на ширине плеч.)

Влево-вправо поворот, наклон назад, наклон вперед.        (Выполняют повороты туловища.)

На носочки поднимайся,                                         (Выполняют наклоны.)

Приседай и выпрямляйся.                                 (Выполняют приседания.)

Ножки в стороны, ножки вкось, ножки вместе, ножки врозь. (Выполняют прыжки: при подпрыгивании - ноги

                                                           врозь, при приземлении - ноги вместе.)

А теперь всем ровно встать, руки медленно поднять,            (Медленно поднимают руки вверх.)

Пальцы сжать, потом разжать,                                   (Сжимают пальцы рук в замок.)

Руки вниз и так стоять.                                           (Медленно опускают руки вниз.)

Отдохнули все немного, принялись вновь за работу.           (Садятся за парты.)

  1. Закрепление знаний. Практическая деятельность учащихся.

Самостоятельная работа в рабочей тетради.

  • Отгадайте загадки.

Теплым днем, весною, в мае каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук. Я жужжу! Я ... (майский жук).

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея, уж.)

Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,  ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета - на зиму, на лето.        (Заяц.)

  • Как вы думаете, что объединяет всех этих животных?

Примечание: если дети не догадаются сами, что изображения этих животных имеются в задании 73, то учитель может помочь наводящим вопросом, либо сообщить детям об этом сам.

  • А еще рисунки этих животных есть в ваших рабочих тетрадях, в задании ... (73.)
  • Какое задание к этому номеру вы бы предложили выполнить? Высказывания детей.
  • Составьте цепочку из фигурок животных. Соединить их нужно таким образом, чтобы утверждение «В этой цепочке последняя фигурка - кошка» было ложным.

Самостоятельная работа детей.

  • Проверьте работы друг друга. Взаимопроверка.
  • Ниже в окне напишите истинное утверждение для вашей цепочки.
  • А эти живые существа отличаются от остальных тем, что имеют тело, покрытое перьями, а еще только у них есть клюв.
  • Догадались, о ком идет речь?
  • Совершенно верно, только птицы имеют оперение и клюв.
  • И я думаю, что вы уже нашли в ваших рабочих тетрадях картинку с изображением птицы.
  • Посчитайте, сколько областей в данной картинке. Пользуйтесь при этом числовой линейкой.
  • Раскрасьте птичку, используя цвета, данные в числовой линейке.
  • Проверьте работу друг друга.

Взаимопроверка.

        Отрывок из стихотворения Н. Каретниковой,

Чудесен солнца желтый цвет!        Мне мил еще и синий

Ему нигде замены нет!        Со звездами пунктирных линий.

А я люблю еще зеленый:        И красный ~ аленький цветок...

Он, как кузнечик, удивленный.

  • Что хотите сказать?
  • На странице 16 найдите прямоугольники, разделенные на квадраты.
  • Что увидели? (Часть квадратов закрашенные, а часть - нет.)
  • Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить?
  • Сделайте все фигуры одинаковыми, раскрасив квадраты.
  • У вас получилось так?

Самопроверка с доски.

Резерв: если останется время, можно предложить учащимся выполнить задание 75, либо данное задание ученики могут выполнить дома.

V. Итог урока, Рефлексия.

  • Какие открытия сделали?
  • Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
  • Оцените свою работу.
  • Всё ли у вас получилось так, как хотели?
  • Почему?
  • Чему еще хотели научиться?
  • С каким настроением уходите с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логике. Истинные и ложные высказывания.

Данный материал используется во внеурочной деятельности. Знакомит с понятиями "истинные" и "ложные", Развивает мышление, память, внимание....

Урок математики по теме "Высказывания истинные и ложные. Высказывания с частицами «не», «неверно, что…».

Разработка урока по математике по теме "Высказывания истинные и ложные. Высказывания с частицами "не", "неверно, что..."  УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс. Урок разработан с учётом требован...

Электронный образовательный ресурс к уроку математики по теме "Высказывания истинные и ложные. Высказывания с частицами «не», «неверно, что…».

Электронная презентация к уроку математики по теме "Высказывания истинные и ложные. Высказывания с частицами "не", "неверно, что..."....

Занимательные задачи на тему "Истинные и ложные высказывания"

Занимательные задачи на тему "Истинные и ложные высказывания" предназначены для использования на дополнительных занятиях по математике, для кружковой и внеурочной деятельности, для подготовки учащихся...

Занимательные задачи на тему "Истинные и ложные высказывания"

Занимательные задачи на тему "Истинные и ложные высказывания" предназначены для использования на дополнительных занятиях по математике, для кружковой и внеурочной деятельности, для подготовки учащихся...

Презентация к уроку информатики в 4 классе по теме "Истинные и ложные высказывания"

Презентация к уроку информатики в 4 классе по теме "Истинные и ложные высказывания" поможет разнообразить виды деятельности обучающихся, создать положительную мотивацию и благоприятную психологическую...

Методическая разработка урока по теме "Истинные и ложные высказывания"

Интегрированный урок математики и русского языка. В урок включены элементы работы в группах с использованием толковых словарей....