ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Прекрасное в нашей жизни»
рабочая программа на тему

Сысуева Яна Николаевна

Программа кружка разработана в рамках  общекультурного направления внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx104.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КРУЖКА

внеурочной деятельности (общекультурное направление)

«Прекрасное в нашей жизни»

         

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа «Прекрасное в нашей жизни» в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (Утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. № 1897). Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы универсальных учебных действий (УУД), планируемых результатов начального  общего образования с  учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников. При составлении программы использовались  авторские программы:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр

г. Петрозаводска);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

    Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

       Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

    Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Актуальность программы:

  Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют, и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности.

       Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс строится на различных направлениях работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской, творческой, деятельности ребят, общительности, коммуникабельности, развитие моторики рук и пальцев ребёнка, двигательной активности, накопление знаний о традициях, фольклоре, кукольном театре. Всё это взаимосвязано друг с другом, и способствует формированию нравственных качеств у детей, расширению опыта ребёнка, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

      Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую скованность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, самостоятельно ставить цели и стремиться к их достижению

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

        Задачи:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Отличительные особенности от других программ

 

   Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.  Огромная сила воздействия театра развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.  

    В  основе занятий лежит игра, ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка  к школьной среде. Занятия  кружка дарят детям радость познания и творчества. Испытав это чувство, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими.

    Постепенное усложнение материала-от игр через импровизации к сценическим постановкам, основанным на литературном материале, так и придуманных детьми помогут воспитать и развить понимающего, умного театрально зрителя, интересной личности, обладающей разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение.

   Программа предусматривает использование  как классических, так и нетрадиционных форм  и методов работы.

      Большую роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу.

     Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

    Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

     Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

     Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

   Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

  Данный курс тесно связан с уроками литературного чтения. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов – задача не только программы «Литературно чтение», но и программы «Я вхожу в мир театра » в начальной школе.

 Одной из идей программы  является постепенное усложнение материала – от игр через импровизации к сценическим постановкам, основанным как на литературном материале, так и на придуманных детьми историях.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

       Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

       Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Возрастная группа

Программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Всего 135 часов за курс. Занятия проводятся во внеурочное время. Возрастная группа – учащееся с 1 по 4 класс.

Объём часов, отпущенных на внеурочную деятельность

  • Первый год обучения – предусматривает 33 занятия (часов).
  • Второй год обучения - предусматривает 34 занятия (часов).
  • Третий год обучения - предусматривает 34 занятия (часов).
  • Четвертый год обучения - предусматривает 34 занятия (часов). 

Формы и методы   организации работы

При проведении занятий используется как классические для педагогики формы и методы, так и нетрадиционные:

  • посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий;
  • просмотр спектаклей или видеодисков;
  • игры и упражнения из театральной педагогики;
  • тренинги и импровизации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение библиотек. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции, изготовление декораций. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение библиотек.

Методы работы:

1. Словесные методы (рассказ, беседа, сообщение) способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

2. Наглядные методы (демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, просмотр презентации) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

3. Практические методы (изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы) позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

Мониторинг успешности достижения планируемых результатов:

Главным критерием результативности работы по данной программе является проявление у учащихся интереса к театральному искусству, проявление инициативы в творческой работе.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе «Прекрасное в нашей  жизни»

-правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;

-выполнять организаторскую функцию;

Знать

- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.

- Игры и упражнения актерского тренинга.

- Основы сценической грамоты,  правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.

Уметь

- Исполнить роль в постановке.

- Организовать и провести  игру со сверстниками и младшими товарищами,

- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.

- Четко и выразительно говорить,

- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,

- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

Овладеют средствами творческого самовыражения

- Основами выразительной речи, пластики, движения.

Будут сформированы

- Навыки общения.

- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.

- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей в театрах города

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступление

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

10

10

1-10

Игры на развитие внимания и воображения.

10

10

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

8

8

11-16

Просмотр спектаклей в театрах города или видеодисках

  1. «Муха-Цокотуха»
  2. «Тараканице»
  3. «Айболит»
  4. «Бармолей»
  5. «Мойдодыр»

«Чудо-дерево»

6

6

17-18

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

Раздел «Наш театр»

15

15

19-33

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

  1. «Муха-Цокотуха»
  2. «Тараканице»
  3. «Айболит»

15

15

Итого 33

Итого

33

33

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

6

4

2

1

Дорога в театр.

1

1

2-4

В театре.

3

1

2

5-6

Как создаётся спектакль.

2

2

Раздел «Основы актёрского мастерства»

5

1

4

7-11

Мимика. Пантомима.

5

1

4

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

5

5

12-14

Просмотр спектаклей в театрах города или видеодисках

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. «Чиполлино и его друзья»
  3. «Приключения Братца Кролика и Братца Лиса»

6

6

15-16

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

Раздел «Наш театр»

18

18

17-22

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

6

6

23-28

Работа над спектаклем по  сказкам-миниатюрам

Дж. Родари. Отчётный спектакль

6

6

29-34

Работа над спектаклем по  сказкам дядюшки Римуса. Отчётный спектакль

6

-

6

Итого 34

Итого

34

5

29

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

15

10

5

1-3

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

3

2

1

4

Древнегреческий театр.

1

1

5

Театр «Глобус».

1

1

6

Театр под крышей.

1

1

7

Современный театр.

1

1

8

Театральный билет.

1

1

9

Театр кукол.

1

1

10-11

Музыкальный театр.

2

2

12-13

Цирк.

2

2

14

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

-

1

15

Зритель в зале.

1

-

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

5

5

16-18

Просмотр спектаклей в театрах города или видеодисках

  1.  «Кот в сапогах»
  2. «Золушка»
  3. «Сказки Андерсена»

3

3

19-20

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

Основы актёрского мастерства

4

1

3

21-24

Театральный этюд.

4

1

3

Наш театр

10

10

 25-29

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

5

5

30-34

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

5

5

Итого 34

Итого

34

11

23

4 класс (34 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

4

4

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

2

2

3-4

Театральные жанры.

2

2

Основы актёрского мастерства

16

2

14

5

Язык жестов.

1

1

6-8

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

3

3

9-10

Интонация.

2

2

11-12

Темп речи.

2

2

13

Рифма.

1

1

14

Ритм.

1

1

15

Считалка.

1

1

16

Скороговорка.

1

1

17

Искусство декламации.

1

-

1

18

Импровизация.

1

1

-

19-20

Диалог. Монолог.

2

1

1

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

4

4

21-24

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

  1. Сказки  Пушкина
  2. Басни дедушки Крылова

4

4

Наш театр

10

10

25-28

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

4

4

29-34

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.

6

6

Итого

34

Итого

34

6

28

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города или на видеодисках. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских  авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.

Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.

ЦЕЛЬ:

воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

ЗАДАЧИ:

- в развитии:

развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

развивать наблюдательность и память через игры на развитие внимания и воображения

- в обучении:

научить основам психофизического тренинга;

научить основам правильного  дыхания;

научить оценивать сценические события;

- в воспитании:

воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других;

воспитывать творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.

К концу первого года обучения дети будут:

 Знать:

-разнообразные игры, упражнения и их правила

                 -считалки, скороговорки,  упражнения речевого тренинга.

                 

          Иметь представление

 - о средствах актерской выразительности: жест, мимика, пантомима;

 - о сценическом костюме, игровом реквизите, правилах аккуратного обращения с ними;

-  об актерском этюде;

Будут уметь

- соблюдать правила игры,

          - разрешать конфликты во время игр,

          - ориентироваться в пространстве учебного помещения,

          - бережно относиться к игровому реквизиту,

          - передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности.

Получат развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение и др.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

       Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей ребят. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).

На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.

На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.

По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами ребят  и педагога.

ЦЕЛИ:

Развитие актёрской психотехники воспитанников;

Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;

Воспитание партнерских отношений в работе.

ЗАДАЧИ

- в развитии:

развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;

развить актёрское внимание, воображение и фантазию  через упражнения психофизического тренинга;

развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

- в обучении:

научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;

научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;

научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;

научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;

- в воспитании:

воспитать чувство ответственности за партнёров;

привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;

воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

К концу второго года обучения дети будут:

 Знать:

-основы актерской грамоты; - способы и приемы тренировки памяти и внимания,

- как пользоваться микрофоном.

Иметь представление:

 - о литературном сценарии,

- о сценическом воплощении роли,

- о приемах организации игровой аудитории.

Будут уметь

- согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены,

-организовать и провести  игру со сверстниками и младшими товарищами,

-пользоваться микрофоном,

-выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой;

- четко и выразительно говорить, исполняя роль.

- придумать и показать несложный сюжет, миниспектакль в малой группе.

Получат дальнейшее развитие личностные качества: увеличится объем памяти и внимания, скорость реакции, появятся навыки саморегуляции поведения – упорство в достижении цели, выдержка, самоанализ. Ребенок будет стремиться качественно выполнить задание педагога.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

      На третьем году вся работа  сосредоточена на постановке спектаклей, именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.

   Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.

  Одновременно с постановкой спектакля проходит работа еще по одному необычайно важному для актёрского мастерства направлению – это ораторское искусство. На протяжении двух первых годов обучения работа в этой сфере проходит с большим упором на техническую область сценической речи, чем на художественную. На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актёром.

Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год

ЦЕЛИ:

Развитие абстрактного творческого мышления;

Формирование профессиональных навыков и умений;

Объединение в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.

ЗАДАЧИ:

- в развитии:

Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;

Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;

Развивать  способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

- в обучении:

Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;

Обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

- в воспитании:

воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;

привить культуру исполнительского мастерства;

привить интерес к культуре речи.

К концу третьего года обучения воспитанник должен:

Знать

- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.

- Игры и упражнения актерского тренинга.

- Основы сценической грамоты,  правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.

Уметь

- Исполнить роль в постановке.

- Организовать и провести  игру со сверстниками и младшими товарищами,

- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.

- Четко и выразительно говорить,

- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,

- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

Овладеют средствами творческого самовыражения

- Основами выразительной речи, пластики, движения.

Будут сформированы

- Навыки общения.

- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.

- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Продолжается работа над постановкой спектаклей: воспитанники принимают участие, как в работах младших групп, так и в творческой деятельности старших.

Вводится изучение разнохарактерного грима для персонажей. Продолжается еще более тщательная работа над чтецкими работами и постановкой пластических этюдов.

Результатом творческой работы четвертого года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год, а так же показ самостоятельных режиссерских работ.

ЦЕЛИ:

Формирование профессиональных навыков и умений

Профориентационная работа со студийцами

Практическое знакомство с профессией “режиссер”

ЗАДАЧИ

В развитии:

Развивать голос, тело, психофизический аппарат

Развивать лидерские качества воспитанников посредством самостоятельного постановочного опыта

Развивать ассоциативное видение, способность к созданию метафор и аллегорий в самостоятельных работах

В обучении:

Познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных персонажей.

Познакомить с основными законами режиссуры

В воспитании:

Привить интерес к профессии “режиссер”

Воспитывать чувство ответственности за свою работу

К концу четвертого года обучения воспитанник должен:

ЗНАТЬ:

- понятия: “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”,  “факты жизни”;

- правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;

- организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

- 5-10 новых скороговорок;

- 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.

УМЕТЬ:

- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;

- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;

- произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.

V. Формы контроля результативности работы.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
  • итоговый – открытые занятия,  спектакли.

     

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра

VI. Список литературы

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

4. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

5.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

Приложение 1

Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы

играем – мы мечтаем!»  (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)

  • Картинки из спичек

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

  • Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

  • Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения  художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

  • Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

  • Роботы 

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

     Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

Приложение 2

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

  • С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?      

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.        

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

Тренинг согласных звуков

  • Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

  • Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

Приложение 3

Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)

  • Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!

  • Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

  • У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

  • Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

  • Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Внеурочная проектная деятельность Занятие на тему: « Ценности нашей жизни. Здоровье»

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только меди...

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебная бумага" (2-3- 4 классы)

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"

Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...

Авторская программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» для 1-4 классов

Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания ...