Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии"
методическая разработка на тему

Скачилова Ольга Викторовна

Для хорошей работоспособности учащихся, учитель использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. Они способны улучшить качество знаний учащихся, здоровье, память, внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

  Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

   Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.

   Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

  Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

Гимнастика для глаз.

 1.Ах, как долго мы писали,

 Глазки у ребят устали.

 (Поморгать глазами)

 Посмотрите все в окно

 (посмотреть вправо-влево)

 Ах, как солнце высоко

 ( посмотрите вверх)

 Мы глаза сейчас закроем,

 ( закрыть глаза ладошками)

 В классе радугу построим

 Вверх по радуге пойдём,

 (Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)

 Вправо-влево повернём,

 А потом скатимся вниз,

 ( Посмотреть вниз)

 Жмурься сильно, но держись

 ( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

 2. «Бабочка»

 Спал цветок

 ( Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,

 слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

 И вдруг проснулся,

 ( Поморгать глазами)

 Больше спать не захотел,

 ( Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)

 Встрепенулся, потянулся,

 ( Руки согнуты в стороны - выдох)

 Взвился вверх и полетел.

 ( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)

 3. Раз глаза устали.

 Глазкам нужно отдыхать,

 Знай об этом каждый.

 Упражнений ровно пять,

 Все запомнить важно.

 Упражнение один –

 На край парты книги сдвинь.

 (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох,

 затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

 Упражнение такое

 Повтори пять раз за мною.

 Упражнение два —

 Тренируй свои глаза.

 (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки,

 крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

 Занимаемся все сразу,

 Повтори четыре раза.

 Упражнение три.

 Делай с нами, не спеши.

 (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо,

 посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево,

 посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

 Повторите пять раз,

 Расслабляя мышцы глаз.

 На упражнение четыре

 Потратить нужно много силы.

 (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с.

 Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

 Повторите 5—6 раз,

 Все получится у вас.

 Упражнение пять

 Нужно четко выполнять.

 (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на конники пальцев.

 Подними руки вверх - вдох, следи глазами за руками,

 не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

 4. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз.

 2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль)  (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами,

 не поворачивая головы, за медленными движениями указательного

 пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль насчет 1-6. Повторить 4-5 раз.

 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

 6. Упражнение для глаз: «Сова»

 На «раз» - широко открыть глаза.

 На «два» - сильно зажмуриться.(3 раза)

 7. « Муха»

 Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз

 5. Профилактические упражнения для глаз:

 1). -15 колебательных движений глазами по горизонтали справа -

 налево, слева - направо.

 -15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз,

 вниз - вверх.

 -15 вращательных движений глазами слева - направо.

 -15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую

 стороны — «восьмерка».

 2). «Руки за спинку, головки назад»

 Руки за спинку, головки назад.

 (Закрыть глаза, расслабиться.)

 Глазки пускай в потолок поглядят.

 (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

 Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)

 И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

 Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

 И снова читаем. Немного еще.  

3).Упражнения для глаз (комплекс 1)

 И. п. — сидя за партой.

 1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

 2. Движения глазными яблоками.

 — глаза вправо- вверх.

 — глаза влево- вверх.

 — глаза вправо- вниз.

 — глаза влево- вниз.

 Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15 с.

 3. Самомассаж.

 Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза,

 пальцы вместе. Держать 1 с.

 Ладони на стол,

 Открыть глаза.

 4). Упражнения для глаз (комплекс 2)

 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

 Повторить 2—Зраза.

 2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть

 на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить

 3—4 раза.

 3.Самомассаж.

 Закрыть глаза и делать легкие круговые движения

 подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с.

 Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.

 5). Упражнения для глаз (комплекс 3)

 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

 2.Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными

 яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево.

 Повторить 2—3 раза в каждую сторону.

 3.Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.

 6).Упражнения для глаз (комплекс 4)

 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

 Повторит 2—Зраза.

 2.Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки.

 Повторить 5—6 раз.

 3.Закрыть глаза, расслабить веки, 10— 15 с.

 4. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза.

 Представить море, лес. Отдых 10—15 с.

 Открыть глаза.

 6. Упражнения для снятия усталости глаз.

 1. Потереть ладонью о ладонь.

 Закрыть глаза и положить ладони на них.

 2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак,

 большой палец вверх.

 Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки

 по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне

 надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

 7. Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

 (Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги под ступ¬нями опираются на пол, голова в одном положении, ра¬ботают только мышцы глаз.)

 Проведем, друзья, сейчас

 Упражнение для глаз.

 Вправо, влево посмотрели,

 Глазки все повеселели.

 Снизу вверх и сверху вниз.

 Ты, хрусталик, не сердись,

 Посмотри на потолок,

 Отыщи там уголок.

 Чтобы мышцы крепче стали,

 Смотрим мы по диагоналям.

 Мы не будем циркуль брать,

 Будем взглядом круг писать.

 А теперь слова напишем.

 Чьи же буквы будут выше?

 «Папа», « мама», «дом», «трава» -

 За окном у нас видна.

 За окно ты посмотри.

 Что ты видишь там вдали?

 А теперь на кончик носа.

 Повтори так восемь раз -

 Лучше будет видеть глаз.

 Глазки нас благодарят.

 Поморгать нам всем велят.

 Плавно глазками моргаем,

 Потом глазки закрываем.

 Чтобы больше было силы.

 К ним ладошки приложили.

 ( Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тело от рук.)

 Раз, два. три, четыре, пять

 Можно глазки открывать!

 8. Упражнение для укрепления мышц глаз.

 Выполнять упражнение детям помогает солнечный зайчик (ведущий использует зеркало). Каждое движение дети проделы¬вают 6-8 раз.

 - Глазки, глазки, где вы были?

 - В гости к зайчикам ходили.

 Мы увидели зайчат, стали быстро догонять.

 Влево - вправо, влево - вправо,

 Влево кругом ходят глазки друг за другом.

 Вправо - влево, вправо - влево

 Побежали глазки смело.

 Снизу вверх, а сверху вниз -

 Опустились на карниз.

 А потом восьмерки пишем:

 Кто подальше, кто повыше?

 Плавно глазками моргаем,

 С силой глазки закрываем.

 Повторим все еще раз

 И рукой закроем глаз.

 На нос посмотрим, потом вдаль.

 Как ленивых деток жаль:

 Играть с нами не хотели -

 У них глазки заболели.

 (Последние две строки дети произносят на выдохе, формируя правильное дыхание.)



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

ДЫХАТЕЛЬНЫМ ОТДЕЛОМ  является грудная клетка с легкими, бронхами, трахеей. Сложная система дыхательных мышц нагнетает воздух в верхние отделы речевого аппарата и, кроме того, усиливает звук голоса, т. е. является нижним резонатором.

   Легкие заключены в грудную клетку. Грудная полость отграничивается от брюшной диафрагмой. Между ребрами находятся межреберные мускулы. Грудная клетка при вдохе значительно увеличивается в размерах: ее расширение происходит вперед, в стороны, вверх и вниз.

  Движение стенок грудной клетки при вдохе осуществляется благодаря действию так называемых вдыхательных мышц. Одни из них расширяют грудную клетку, главным образом в стороны и вперед (наружные межреберные мышцы и подниматели ребер), другие вниз – (диафрагма), третьи – вверх (мышцы, прикрепляющиеся одним концом к верхним ребрам и ключицам, а другим концом – к основанию черепа).

 Диафрагма – плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, имеет куполообразную форму; при вдохе она идет вниз и делается более плоской, что дает возможность легким расширяться, а при выдохе она опять поднимается вверх.

  Кроме основных дыхательных мышц, имеются еще вспомогательные ( например, мышцы плечевого пояса и шеи). Участие вспомогательных мышц в акте дыхания обычно говорит о том, что основные мышцы не могут обеспечить необходимую подачу воздуха (при беге, тяжелой физической нагрузке).

    Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Процесс же дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка… Вдох является наиболее активным звеном всего процесса. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. У взрослого здорового человека в минуту происходит 16-18 полных дыхательных движений. Время затрачиваемое на вдох и выдох, приблизительно одинаково (4 : 5); вдох проходит через нос, выдох – через рот. Количество выдыхаемого воздуха равняется примерно 500см, но легкие никогда полностью не освобождаются от воздуха полностью, всегда остается так называемый остаточный воздух. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, вне нашего сознания.

  Особенности речевого дыхания связанны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

 Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят  от цели и условия общения. Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него,  то он, «посылая звук», удлиняет выход и тем самым усиливает работу голосовых связок.

 Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются не подвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно.  Поэтому при постановке дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох длительный, плавный.(1:10; 1:15). Очень важно приучить детей задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в две секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом.

   Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.  

   Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, которые проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.

   В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.      

   В книге М.Р.Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений:

  (Встаньте ровно, дышите свободно).

- Задуйте свечу.

-Задуйте три свечи.

-  Задуйте много маленьких именинных свечей.

- Побрызгайте  бельё водой (в один приём, три, пять).

- Восхититесь ароматом цветущих растений.

- Выдох со счётом.

-Подуйте на листок (с силой выдыхайте воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой) .

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам, молока б нам.

Правила дыхания при выполнении упражнений

- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

- Наклонили туловище вперед, влево, вправо - делаем выдох.

- Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.

- Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа делаем вдох.

- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер

Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал И деревья все качал: «ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом вьщох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (вьщох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдохкороче 1-3 счета. Задержка дыхания, вьщох длинный (1—6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.Дышим глубже.Носом - вдох, (Поднимание рук — на вдохе.)А выдох —ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)Дышим глубже,(Вдох.) (Выдох.) (Вдох.) (Выдох.)(Вдох.) (Выдох.)А потом — Марш на месте, Не спеша, Коль погода хороша!

Завели машину, завели машину,Ш-ш-ш-ш, Накачали шину,Ш-ш-ш-ш,

Улыбнулись веселей. И поехали быстрей,Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Охота

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

Паровоз

Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

 Вариант 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.

Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

Птичка

Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: «Пи-пи-пи». (Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю, И вздыхаю, и вздыхаю, Опускаю руки вниз, Выдох - паровоза свист. На четыре - вдох глубокий, Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Сядем смирно, без движенья

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.)

Потом разведем (Руки в стороны — выдох.)

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)

За работу нам пора.

Филин

Сидит филин на суку И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Вдох. Выдох со звуком.)

Чайник

Чайник на плите стоял, (Вдох.)

Через носик пар пускал: (Выдох.)

«Паф-паф-паф-паф».

Что за праздничный парад

Что за праздничный парад, (Вдох.)

Здесь кругом шары летят, (Выдох.)

Флаги развеваются, (Вдох.)

Люди улыбаются. (Выдох.)

Воздух мягко набираем, (Вдох.)

Шарик красный надуваем. (Выдох.)

Пусть летит он к облакам, (Вдох.)

Помогу ему я сам!

Чудо-нос

Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре — Снова дышим: Глубже, шире.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

Бабочка

И. п. — стоя, руки на поясе.

1 - отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться.

2—3 — задержать дыхание.

4 — И. п., выдох через нос.

Беседа инопланетян

И. п. — сидя.

Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

Ветер

И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.

1 — наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.

2 —И. п., вдох.

3 - то же к другой ноге, выдох.

4 —И. п., вдох.

Ветер качает деревья

И. п. — стоя, руки вверху.

Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика.

 «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Эммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек- универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности - движущая рука человека (Э.В. Ильенко). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.  Задачи:

 -стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

 -подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших

 школьников;

 -тренировка внимания;

 -координация движений;

 -адаптация маленьких левшей в мире праворуких.

 Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

 1. Упражнение для рук.

 Проговаривая текст, ученик массируют последнюю фалангу каждого пальца ,завершают массаж точкой в центре ладони.

 Пальчик, пальчик, где ты был?

 - С братцем Васей щи варил.

 - А потом с ним кашу ел,

 - А потом с ним песни пел,

 - А потом гулять пошел

 - И копеечку нашел

 2. Упражнение для рук.

 Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.

 Наши пальчики трудились,

 Хорошо писали.

 Они так старались,

 А теперь устали.

 Мы немного отдохнем,

 С силой кулачки сожмем.

 Пальцы разжимаем

 И опять сжимаем.

 Раз, два, три, четыре, пять -

 Можно ими помахать.

 В чистый ручеек руки опускаем,

 И усталость с пальчиков

 Мы водой снимаем

 (Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.)

 Спасибо, водица,

 За новые силы.

 Теперь мы напишем

 Все буквы красиво.

 2.Чтобы нам добыть огонь

 Трём ладошки о ладонь

 Вдруг ладошка заискрится

 И бумажка загорится

 3.Две сестрицы - две руки

 Левая и правая,

 Две сестрицы - две руки рубят, строят, роют

 Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.

 Месят тесто две руки - левая и правая

 Воду моря и реки загребают плавая.

 4. Лошадка  (и. п. - сидя за партой, руки лежат ладонями вниз)

 Вот помощники мои

 Их как хочешь, поверни.

 По дороге белой, гладкой

 Скачут пальцы как лошаки.

 Чок - чок - чок, скок - скок-скок.

 Скачет резвый табунок.

 5.Впарке есть глубокий пруд.

 Караси в пруду живут.

 Чтобы стаю нам догнать,

 Нужно хвостиком махать.

 6.“Дерево”

 Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

 7.“Солнышко”

 Ладони соединены, напряженные пальцы разведены в стороны.

 8.“Ёлка”

 Елка быстро получается, если пальчики сжимаются, локотки ты подними, пальчики разведены. Ладони от себя под углом друг к другу,

 пальчики пропускаются между собой и выставляются вперед

 9.“Корзинка”

 “Я корзиночку беру,

 овощи в неё кладу”.

 ( Ладони на себя, пальчики переплетаются, локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки ).

 10.“Грабли”

 «Огород я уберу, граблями мусор я сгребу”

 (Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

 11.“Ваза”

 Округленные ладони соединить со стороны мизинца.

 12.“Стакан”

 Прямые вытянутые ладони со стороны мизинца запястья и большого пальца.

 13.“Корни яблони”

 Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.

 14.“Сад”

 “Неразлучный круг подруг, тянет к солнцу сотни рук, а в руках душистый груз. Разных бус на разный вкус”.

 (Слегка согнутые большие и средние пальцы обеих рук, соединены в круг. Обе руки с прямыми пальцами подняты вверх. Слегка согнутые округленные ладони соединены. Указательный и большой палец образуют кольцо).



Предварительный просмотр:

Точечный массаж или лечим грипп и простуду пальцем" знакомит с точечным массажем для профилактики и лечения гриппа и простудных заболеваний. Точечный массаж (акупрессура) – один из древнейших естественных целительных методов, суть которого заключается в воздействие на биологически активные точки, расположенные на коже человека. Регулярное использование данной методики, позволяет восстановить защитные функции организма.

Точечный массаж.

 1. Точечный массаж для повышения иммунитета.

 Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ-ГУ, расположенную между большим и указательным пальцами руки.

 Есть волшебная точка у нас,

 Будем крутить её каждый час.

 От простуды помогает,

 От инфекции спасает.

 От безделья, лени – тоже

 ХЭ-ГУ – точка всем поможет.

 Стало скучно, не грустите –

 ХЭ-ГУ – точку покрутите.

 Утром, днем и перед сном

 Дружно с точкой мы живем.

 2. Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Проговаривая текст, дети одним - двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8-9 раз на каждой точке.

 У нас на теле точки есть -

 Столько много, что не счесть.

 Очень плавно, по спирали

 Эти точки мы нажали.

 Пальчик в ямку опустился

 И немного покрутился.

 (Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами.)

 Под губой и над губой

 Помассируем с тобой.

 А теперь два пальца сразу

 Из носа выгонят заразу.

 (Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа .)

 Руки в кулачки сожмем,

 Крылья носа разотрем.

 Точка есть и в центре лба -

 Помассируй для ума.

 Возле уха и внутри

 Точки хорошо потри.

 (Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри.)

 Большим пальцем вниз пойдем

 И ангину уберем.

 (Большими пальцами дети делают плавные движения под подбородком.)

 Эти точки, без сомнения, -

 От простуды избавление.

 3. Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

 Зная средство от простуды,

 Мы здоровыми все будем.

 Есть волшебные точки у нас -

 Нажимай их каждый раз.

 Точку красную найдем,

 Пальчик кругом поведем.

 Отдохнули, поворот -

 Пальчик движется вперед.

 Точку красную оставим,

 Пальчик к синенькой приставим.

 Чтобы носик наш дышал,

 Насморк деткам не мешал.

 Покрутили точку эту,

 Передали эстафету.

 Точки желтые находим

 И опять по кругу водим.

 Стоп, пойдем теперь вперед.

 Кто быстрей точку найдет?

 Точка зеленная на грудке у нас,

 Находим все дружно ее мы сейчас.

 Пальчиком водим по кругу мы снова -

 Из школы домой пойдут, дети здоровы.



Предварительный просмотр:

Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.

Физкультминутки в стихах.

 1. «Зарядка -1»

 Раз- два- три-четыре-пять!(ходьба на месте)

 Вышли дети погулять

 Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте)

 Остановились на лугу (приостанавливаются)

 Лютики , ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки)

 Собирал ….. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны)

 Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета)

 2. «Зарядка -2»

 Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)

 Правой левую достанем

 (Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)

 А потом наоборот.

 Будет вправо поворот.

 (Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)

 Раз – хлопок, два – хлопок.

 Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)

 Раз- два-три-четыре,

 Плечи выше, руки шире!

 (Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)

 Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!

 3. « Путешествие в лес»

 Только в лес мы вошли (маршируют)

 Появились комары.

 (лёгкое похлопывание по телу)

 Дальше по лесу шагаем (маршируют)

 И медведя мы встречаем.

 (раскачивают из стороны в сторону)

 Снова дальше мы идём (маршируют)

 Перед нами водоём (руки в стороны)

 Прыгать мы уже умеем

 (руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)

 Раз – два, раз – два! (прыжки)

 Позади теперь вода! (маршируют)

 4. «Зарядка - 3»

 Каждый день по утрам делаем зарядку.

 Очень нравится нам делать по порядку:

 Весело шагать, руки поднимать.

 Приседать и вставать(4 раза)

 Прыгать и скакать (7 прыжков)

 5. «Зайка»

 Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

 Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

 Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

 Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.

 ( имитировать движения по ходу стиха)

 6. «Зарядка -4»

 Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд)

 Лёгкие прыжки –раз –два –три (назад)

 Вот и вся зарядка – раз-два-три.

 Мягкая посадка – раз–два-три.

 7. «Ванька-встанька»

 Отдых наш – физкультминутка.

 Занимай свои места.

 Раз – присели, два – привстали,

 Руки кверху все подняли.

 Сели, встали, сели, встали –

 Ванькой – встанькой будто стали.

 А потом пустились вскачь,

 Будто мы – упругий мяч.

 8. «Зарядка-5»

 Солнце глянуло в кроватку,

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Все мы делаем зарядку,

 Надо нам присесть и встать.

 Руки вытянуть пошире,

 1-2-3-4-5.

 Наклониться – три, четыре.

 И на месте поскакать.

 На носок потом на пятку.

 Все мы делаем зарядку.

 9. «Если нравится тебе»

 Учитель поет песню и показывает движения.

 Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.

 Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

 Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

 Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками)

 Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

 Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

 Если нравится тебе, то и другим ты покажи..

 10. «Дружно маме помогаем»

 Дружно маме помогаем –

 Пыль повсюду вытираем.

 Мы белье теперь стираем,

 Полощем, отжимаем.

 Подметаем все кругом

 И бегом за молоком.

 Маму вечером встречаем,

 Двери настежь открываем,

 Маму крепко обнимаем.

 (Подражательные движения по тексту.)

 11. «Едем, едем, долго едем»

 Едем, едем, долго едем,

 Очень длинен этот путь.

 Скоро до Москвы доедем,

 Там мы сможем отдохнуть.

 Вот поезд наш едет,

 Колеса стучат,

 А в поезде нашем Ребята сидят.

 Чу- чу- чу- чу – чу- у -у-у!

 Бежит паровоз.

 Далеко-далеко ребят он повез.

 (Ходьба на полусогнутых ногах.)

 12. «Загадаю вам загадку»

 Загадаю вам загадку,

 Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)

 Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)

 Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)

 Три — ещё разок свернули, (Обхватили руками плечи.)

 На четыре - развернули. (Руки в стороны.)

 13. « Льется чистая водица»

 Мы умеем сами мыться.

 Порошок зубной берем,

 Крепко щеткой зубы трем.

 Моем шею, моем уши,

 После вытремся посуше.

 Поверни головку вправо,

 Поверни головку влево.

 Опусти головку вниз

 И тихонечко садись.

 (Слова текста сопровождаем действиями.)

14 . Хомка

Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,

 Хомка раненько встаёт, шейку моет, щёчки трёт,

 Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

 Раз,  два, три, четыре, пять - хочет хомка сильным стать.

15. Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом "проводить" муху)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз. (присесть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синквейн как один из методических приемов технологии развития критического мышления".

В данной работе дается обзор различных методических приемов технологии  развития критического мышления. Подробно рассматривается синквейн как один из приемов технологии развития критического мышл...

методические рекомендации Технология работы над сочинением в начальных классах

Одной из основных целей, стоящих перед учителем, является повышения уровня речевых способностей у ребёнка. написание сочинений-- один из наиболее интересных и сложных методов. Данные рекомендации помо...

Методический семинар "Технология проблемного обучения как средство формирования УУД на уроках у младших школьников "

Материал содержит теоретический и практический блоки по заявленной теме с мультимедийным сопровождением....

Методическое сообщение. "Технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения в начальной школе"

Методическое сообщение. "Технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения в начальной школе"...