Рабочая программа надомного обучения "Письмо и развитие речи" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

Программа надомного обучения для ученика с РАС 2 класса букварный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_2_kl_zhenya.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по письму составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2006 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Письмо МО  РФ от 14.11.88, №17-253-б «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  • Письмо МО РФ от 03.04.2003, № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  • Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48";
  • Постановление Правительства РА от 15.05.2013 г. № 125 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому, а так же размера компенсации затрат на эти цели родителей (законных представителей)»;
  • Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинская СОШ»  

Целью  данной программы является:

- приобретение практических навыков устной и письменной речи;

- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

- воспитание интереса к родному языку.

С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются:

- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;

- учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения;

- при письме опираться на звуко-буквенный анализ;

- повысить уровень общего речевого развития;

- формировать нравственные качества.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Букварный период.

Задачи букварного периода:

  • формировать звукобуквенный анализ и синтез;
  • заложить основы овладения письмом.

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

Для проведения занятий по обучению грамоте в коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

СОДЕРЖАНИЕ

БУКВАРНЫЙ  ПЕРИОД

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. 

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).  Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил). 

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

 Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- Воронкова, В.В. БУКВАРЬ: для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Учебник / В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. -М.: Просвещение, 2014. – 143с.

- Донская, Н.Ю.  Тетрадь по обучению грамоте: Приложение к учебнику / Н.Ю. Донская. -  М.: Просвещение, 2006. – 80 с.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

        Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по письму  и развитию речи в составлена в соответствии с учебным планом  МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» на 2015-2016 уч.год и  рассчитана на 68  часов в год (2 часа в неделю) для 2 класса.

2 класс

          Букварный период – 34 часа (3 и 4 этап см. выше)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

писать строчные и прописные буква;

списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Дополнительная литература:

1. Агеева, И.Д. Загадки про слова / И.Д. Агеева. - М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

2. Гризик, Т.И. Учимся играя: Пособие по подготовке детей к обучению грамоте / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение,2006. – 126 с.

3. Земцова, О.Н. Что нас окружает. Познаем мир: Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста / О.Н.  Земцова. - М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006. – 112 с.

4. Лещинская, Т.Л. Букварик / Т.Л. Лещинская. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 95 с.

5. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов / Н.Н. Максимук. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.

Письмо и развитие речи 2 класс (68 часов)

п/п

№ урока

Дата

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество

часов

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Вид

контроля.

Измерители.

1

2

3

4

5

6

7

8

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.

1.

1-2

Повторение написания изученных букв.

2

Урок повторения

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев

Знать все знакомые элементы букв. Уметь обводить, писать изученные буквы и сравнивать их.

Индивидуальный.

Самостоятельная работа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2.

3

4

Письмо строчной и заглавной буквы и, И. 

Упражнение в письме.

1

1

Урок изучения нового

материала. Рефлексия.

Отработка навыка употребления

прописной буквы.

Уметь писать прописную букву в начале предложения, именах и фамилиях; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения , используя правильной начертания букв, соединения.    

Текущий.

Списывание текста.

3.

5

Письмо предложений.

1

Урок закрепления.

Усвоение написания строчных и заглавных букв, слов, предложений.

Текущий: списывание текста.

4

6-7

Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой.

Письмо заглавной буквы З.

2

Урок изучения новых знаний.

Рефлексия.

Уметь сравнивать печатную и письменную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие.

Текущий: зрительно-слуховой диктант.

5

8

Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

1

Урок закрепления.

Списывание с печатного текста. Употребление пробела между словами.

Уметь писать заглавные и строчные буквы, записывать заголовок.

Фронтальный: выборочное списывание.

6

9

Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Совершенствование навыка употребления строчной буквы в.

Уметь писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной буквой.

Текущий: звуко-буквенный анализ.

7

10-11

Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара».

2

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания заглавной буквы В.

Находить сходство и различие заглавной и строчной буквы.

Уметь самостоятельно списывать с печатного образца.

Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием.

8

12-13

Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж.

2

Урок изучений нового материала.

Усвоение  написания буквы ж, Ж.

Уметь писать буквы по точкам и образцу. 

Текущий.

9

14-15

Упражнение в письме.

2

Урок закрепления.

Обучение выборочному списыванию.

Уметь отличать предложение от текста.

Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием.

10

16

 Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы б.

Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова.

Текущий.

11

17

Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание.

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания

Буквы Б. Списывание текста с печатного образца с проговариванием.

Знать признаки текста.

Уметь писать букву Б.

Текущий: выборочное списывание.

12

18

Письмо предложений под диктовку.

1

Комбинирован-ный урок.

Составление, чтение и запись слов, предложений с изученными буквами с проговариванием.

Знать все изученные буквы.

Уметь писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами.

Индивидуальный: письмо с проговариванием.

13

19

Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы г.

Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова.

Текущий: зрительно-слуховой диктант.

14

20

Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах.

Уметь списывать с печатного образца.

Знать признаки текста.

Текущий.

15

21

Письмо слов под диктовку.

1

Урок закрепление.

Словарная работа.

Уметь писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ. Знать написание изученных букв, списывать безошибочно.

Индивидуальный: диктант.

16

22

Контрольное списывание. Работа с текстом.

1

Урок проверки знаний, умений, навыков.

Отработка навыка безошибочного списывания.

Индивидуальный: списывание.

17

23

Работа над ошибками.

1

Урок закрепления

Исправление ошибок.

Уметь находить и исправлять ошибки.

Текущий. Индивидуальный.

18

24

Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Развитие умения употреблять строчную букву.

Уметь писать, сравнивать, анализировать строчную букву д.

Текущий: звуко-буквенный анализ.  

19

25-26

Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик».

2

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Различение согласных звонких и глухих.

Уметь составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать заглавную букву, сравнивать ее с другими, анализировать, записывать слова и предложения.

Текущий: списывание с письменного образца.

20

27

Упражнение в письме.

1

Урок-повторение.

Отличие письменной речи от устной.

Уметь характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород.

Текущий: диктант букв,

слов и предложений.

21

28-29

Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой.

2

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы й, Й.

Уметь писать букву, правильно произносить её.

Текущий: графическая работа.

22

30-31

Упражнение в письме. Работа с текстом

2

Рефлексия.

Различение предложения и текста. Отработка навыка безошибочного списывания текста.

Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена.

Текущий: самостоятельная работа.

23

32-33

Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай».

2

Урок-закрепление.

24

34-35

Буква ь.

2

Урок изучения нового материала.

Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

Уметь списывать слова с печатного текста.

Текущий: звуко-буквенный анализ.

25

36-37

Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь.

2

Обобщающий урок.

Употребление печатных и письменных букв.

Знать все изученные буквы; уметь записывать слова и предложения с печатного образца.

Индивидуальный: самостоятельная работа.

26

38-39

Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. 

2

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания буквы е, Е.

Выполнять звуко-буквенный анализ.

Уметь правильно соединять буквы.

Текущий. индивидуальный: подчеркивание безударных гласных.

27

40-41

Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё.

2

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы ё, Ё , сравнивать с  е, Е.

Уметь выполнять звуко-буквенный анализ.

Текущий: словарные слова.

28

42

Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт».

1

Рефлексия.

Отработка навыков списывания с печатного текста.

Уметь списывать текст с комментированием.

Текущий: списывание с печатного образца.

29

43-44

Письмо строчной и заглавной буквы я, Я.

2

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания буквы я, Я.

Умение обозначать мягкость согласных на письме.

Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами.

Индивидуальный: звуко-буквенный анализ.

30

45-46

Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой.

2

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Умений обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами.

Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами.

Составлять  слова из слогов;  списывать с печатного текста.

Текущий: диктант

изученных букв, слогов и слов.

31

47

Диктант.

1

Урок проверки знаний, умений и навыков.

Усвоение навыка самостоятельного написания текста.

Уметь писать под диктовку, читать написанное с проговариванием.

Индивидуальный: запись под диктовку.

32

48

Работа над ошибками.

1

Урок повторения. Рефлексия.

Закрепление навыка правильного письма под диктовку.

Уметь составлять предложения, подчеркивать опасные места.

Индивидуальный:

анализ ошибок.

33

49-50

Письмо строчной и заглавной  буквы ц, Ц.

Письмо слогов и слов с этой буквой.

2

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Усвоение написания буквы.

Звуко-буквенный анализ.

Уметь писать строчную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами

Текущий: списывание слогов, анализ.

34

51-52

Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой.

2

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Правописание буквосочетаний ча, чу. Различение слов, отвечающих на вопросы Кто? Что? Правописание чк, чн.

Уметь писать строчную и заглавную букву ч, Ч, буквосочетания ча, чу, чк, чн..

Текущий: словарная работа.

35

53

Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка».

1

Урок-повторение.

Отработка навыков списывания с печатного текста.

Знать письменные строчные и заглавные буквы, знаки препиния в предложении.

Индивидуальный: игра со словами.

36

54-55

Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу.

2

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Правописание сочетаний ща, щу. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Уметь сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами.

Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением.

Текущий: списывание текста.

37

56

Запись текста «Овощи» из Букваря.

1

Урок-закрепление.

Отработка навыков списывания с печатного текста.

Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением.

Индивидуальный: запись под диктовку.

38

57-58

Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой.

2

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Отработка навыка написания буквы ф, Ф в предложениях, именах собственных. Различать согласные звонкие и глухие, твердые, мягкие.

Уметь находить пары

[ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками

Текущий: словарная работа.

39

59

Повторение изученного материала.

1

Урок-закрепление.

Запись текста с печатного образца.

Уметь составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание.

Текущий: зрительно-слуховой диктант.

40

60

Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой.

2

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы э, Э, слов с этой буквой.

Гласные звуки и буквы, их характеристика.

Уметь писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх).

Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы.

Текущий: словарная работа.

41

61-62

Буква ъ.

Разделительный ъ (твердый знак).

2

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Употребление разделительных  ь, ъ. Наблюдение за ролью ъ, его работой.

Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ.

Текущий.

42

63-65

Письмо текстов из Букваря «Наша семья», « Кошка», «Светофор».

3

Урок закрепления пройденного материала.

Отработка навыков списывания с печатного образца.

Уметь писать строчные и заглавные буквы; подчеркивать орфограммы.

Индивидуальный: списывание текста.

43

66-67

Повторение изученного материала.

Контрольная работа за год

2

Урок проверки знаний, умений и навыков.

Чтение и понимание учебного текста. Запись букв, слов, предложений с печатного образца.

Уметь работать самостоятельно, писать диктант, указывать количество слогов.

Итоговый контроль. Индивидуальный.

44

68

Алфавит.

1

Урок рефлексии.

Знакомство с русским алфавитом.

Уметь составлять азбуку из письменных букв. Составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание.

Текущий: самостоятельная запись изученных букв под диктовку.

МОУ «Ыныргинсккая СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа-надомное обучение для обучающегося 2 класса

Данная программа составлена  для обучающегося 2 класса  коррекционной школе VIII вида. Программа рассчитана на один год.  В введении написаны количество часов на обучающегося нача...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант...

Рабоча программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант...

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...