Рабочая программа надомного обучения "Развитие речи" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

Программа надомного обучения для ученика 2 класса с РАС, 34 часа по учебнику С.В. Комаровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_2_kl_zhenya.docx55.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию речи  составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2006 г.  

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных  документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Письмо МО  РФ от 14.11.88, №17-253-б «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  • Письмо МО РФ от 03.04.2003, № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  • Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48";
  • Постановление Правительства РА от 15.05.2013 г. № 125 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому, а так же размера компенсации затрат на эти цели родителей (законных представителей)»;
  • Стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся (Базисный план общего образования учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости) Москва, 1999г. (авторский коллектив Воронкова В.В.);
  • Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинская СОШ»  

Рабочая программа курса «Развитие речи» составлена на основе программы «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Багажноковой.- СПб.:  Просвещение, 2007 . – 349 с.

Задачи раздела 

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

- Формировать выразительную сторону речи

- Учить строить устные связные высказывания;

- Воспитывать культуру речевого общения.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011  учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Комарова, С.В. Устная речь. 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
  • Худенко, Е.Д. Практическое пособие по развитию речи / Е.Д. Худенко, Е.В. Останина. – М.: Руссико, 1994.- 56 с.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.  В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с учебным планом  на 2015-2016 уч.год и  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) для 2 класса.

Раздел «Развитие речи» включает в себя несколько подразделов:

1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

2. Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности.

3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Снова в школу. (3 часа) Добро пожаловать! У нас новые ученики. Наша школа.

Мы собрались поиграть. (2 часа)  Вспоминаем каникулы. Какая игра самая интересная? Разучивание правил игры «Жмурки».

Играем в сказку. (6 часов) Знакомство со сказкой «Три поросёнка» Инсценирование сказки. Работа по созданию картинного плана сказки (работа с сюжетными картинками). Разучивание «Песенки трёх поросят». Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» Инсценирование сказки. Разучивание «Песенки Красной Шапочки».

Расскажи мне о школ!  (3 часа) Это наш кабинет (кабинет, столовая, гардероб). Экскурсия по школе. Школьная библиотека. Экскурсия в библиотеку. Ролевая игра «В библиотеке».

Я дома. (4 часа) В воскресенье все дома (родственники, их фамилии, имена, отчества) Кто старше? Кто младше? Дом в котором я живу. Адрес дома. Ал-ло! (я звоню себе домой, я звоню в экстренные службы).

Готовим Новогодний праздник. (3 часа) Готовимся к празднику (разучивания стиха, составляем письмо Деду Морозу). Новогодние чудеса. (слушание песни «В лесу родилась ёлочка»). Игра «Узнай меня». Новогоднее поздравление (реплика-поздравление при вручении подарка).

Зимняя прогулка. (6 часов) Зимняя одежда (предметы зимней одежды и обуви, разучивание чистоговорки). Зимние забавы (рассказ с опорой на картинки). Мы катаемся с горы (Н. Некрасов «Детство»). Мы лепим снеговика (разучивание стишка, составление рассказа).

Я за порогом дома. (7 часов) Где я живу(запоминание своего адреса). Моя дорога в школу (рисунок – схема маршрута в школу). За покупками в магазин (составление диалога покупатель – продавец). Мы в гостях на день рождении (знакомство со старшими, со сверстниками). Встречаем и провожаем гостей (реплики приветствия и прощания). Накрываем на стол (правила поведения за столом). Игра «Кукла накрывает на стол». Поздравляем маму (разучивание стихотворения к 8 марта).

 Результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т
  3. Развитие мыслительной деятельности;
  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  6. Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала

Метапредметные:

а) регулятивные универсальные учебные действия

 определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы ;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме

в) коммуникативные универсальные учебные действия

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1. Выполнять задания словесной инструкции,

2. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,

3. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,

4. соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,

5. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,

6. Называть свою улицу

7. Участвовать в ролевых играх

8. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

Учащиеся должны знать:

  1. названия и свойства изученных предметов и их частей;
  2. обобщающие названия изученных групп предметов.

Дополнительная литература:

  1. Гаврикова, М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие - 2-е изд., доп.  / М.Ю. Гаврикова. – М.: Глобус, 2007. - 48 с.
  2. Каткова, Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию./ Е.Г. Каткова. – М.: Интелект – Центр, 2005. - 38 с.
  3. Николаекова, Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. / Е.И. Николаекова. – М.: «Первое сентября», 2002. – 24 с.
  4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002. – 132 с.

        

Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа)

Лексическая

тема, №

Тема урока,

Аудирование

Речевая ситуация

Культура общения

Контрольно-

диагностические

материалы

Дата

1.Снова в

школу.

1. Добро

пожаловать!

Снова в школу

Поздравление с началом

учебного года.

Приветствие и прощание

в школе и дома.

Употребление слов

здравствуйте, доброе

утро, до свидания.

Ответные реплики в

типовом диалоге.

2. У нас новые

ученики

Выполнение

инструкций по

заданию учителя

(организационные

инструкции).

Знакомство с новыми

учениками .

Употребление слов

здравствуйте, доброе

утро, до свидания.

Правила поведения при

знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в

Изображении доброжелательного

выражения лица).  Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского.

Игра «Наши имена»

«Улыбка» В. Шаинского.

Игра «Наши имена»Прослушивание песни

«Улыбка» В. Шаинского.

Игра «Наши имена»Прослушивание песни

«Улыбка» В. Шаинского.

Игра «Наши имена»

3.Наша школа

Выполнение

инструкций по

заданию учителя

(организационные

инструкции).

Экскурсия по школе:

посещение медицинского

кабинета,

столовой..библиотеки.

Знакомство с персоналом.

Употребление слов

здравствуйте, доброе

утро, до свидания.

Правила поведения при

знакомстве.

Игра «Подари улыбку»

(тренировочные упражнения в

Изображении доброжелательного

выражения лица Беседа по итогам

экскурсии.

2.Мы

собрались

поиграть

4.Вспоминаем

каникулы

Конструирование

реплик по теме:

Летом я….

Введение детей в ситуацию

умение слушать других.

Развитие умения

участвовать в вопросно-

ответном диалоге.

Умение составлять

рассказы ,истории о том

.что интересного

произошло летом в

твоей жизни.

Игра «Дополни предложение» по

условно-графическим

схемам. Проигрывание диалогов знакомства игрушек. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей

мимики, силы голоса, жестов.

5. Какая игра

самая

интересная?

Чтение учителем

Считалочка

Обсуждение содержания

серии картин.

Познакомить

школьников с

основными правилами

поведения во время игр.

Уточнение обязанностей дежурных

Разучивание считалочки.

Разучивание правил игры в «Жмурки.»

3.Играем в сказку

6. Знакомство

со сказкой

«Три

поросенка»

Выбор из

нескольких, близких по содержанию

картинок, той,

которая соответ-ствует услышан-ной сказке.

Познакомить учащихся со

сказкой «Три поросенка»

Формирование навыков

взаимопомощи на

примере героев сказки.

Выкладывание

изображений

персонажей сказки на

парте после ответа на

вопрос учителя «Кто из

чего построил домик?»

7.

Инсценировка

сказки «Три

поросенка»

Прослушивание

аудиозаписи сказки

«Три поросенка»

Инсценирование сказки и

использование элементов

костюмов

Развивать

интонационные и

жестово-мимические

умения в процессе инсценировки сказки

Беседа «Самая

интересная сказка» с

привлечением личного

опыта учащихся. Работа с сюжетной картинкой к сказке.

8. «Песенка

Трех поросят»

Прослушивание

песенки

Познакомить учащихся с песенкой

Продолжать

формировать

представления детей о

правилах поведения при

знакомстве.

Разучивание песенки.

Игра «Имена просят». Работа с сюжетной картинкой к сказке.

4. Расскажи мне о школе!

9. Это наш кабинет, гардероб, столовая.

Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Расширить представление о школе.

Учить участвовать в диалоге. Составлять рассказ с опорой на картинку, вопрос.

Игра «Дополни  предложение»

Правила поведения в столовой.

10. Школьная

библиотека.

Чтение

стихотворения

учителем.

Обсуждение сюжетной

картинки и стихотворения.

Познакомить с правилами, воспитывать

интерес к книгам, к

посещению библиотеки.

Составление рассказа о лете с опорой на  вопросительно –

символический план

11. Посещение

школьной

библиотеки.

Ролевая игра «В

библиотеке»

Обогащать лексический

запас учащихся.

Памятка «Секреты

вежливого общения»

Игра «Отгадай мою  игрушку»

5. Я дома

12. В

воскресенье все  дома

Слушание

стихотворения    Е.

Благининой

«Посидим в тишине»

Понимание        прямых

родственных   отношений:

мама,   папа,   дедушка,

бабушка, братья, сестры.

Знание имени, отчества и

фамилии своих родителей,

имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?».

Формировать

уважительное

отношение к старшим

Выявление      знаний

учащихся о членах своей

семьи,  о  понимании

отношений: старше -

младше,        умения

составлять предложения

по          сюжетным

картинкам.

13. Расскажи о

себе

Знание своего имени,

отчества, фамилии, адреса.

Рассказ о себе по образцу

14. Я звоню

себе домой

Слушание и

воспроизведение

чистоговорки

Моделирование телефонных

разговоров с мамой.

Познакомить с

правилами общения по

телефону

Чтение номеров

телефонов, запись и

заучивание домашнего

номера телефона

15. Я звоню в

экстренные

службы

Конструирование диалога с

диспетчером «Скорой

помощи»

Познакомить с

правилами общения по

телефону

Составление рассказа с

опорой на картинки

6. Готовим

новогодний

праздник

16. Готовимся к празднику

Разучивание

новогоднего

стихотворения по

выбору учителя.

Составление письма Деду

Морозу с опорой на

условно-графические схемы  предложений

Учить отвечать на вопросы в беседе и инициировать

общение

Рассказ по кругу:

составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные

картинки.

17. Новогодние

чудеса

Слушание песенки

«В лесу родилась

елочка»

Моделирование ситуации

знакомства на карнавале

Развивать у школьников

жестово-мимическую и

интонационную

выразительность

Игра «Узнай меня»

18. Новогодние

поздравления

Выбор на рисунке

ситуации,

соответствующей реплике,

произнесенной

учителем

Моделирование возможных

диалогов между героями

картинки при преподнесении подарков.

Учить первоклассников

строить реплики-

поздравления, сопровождающие

вручение подарков

Проигрывание диалогов

между учащимися при

преподнесении подарков.

7. Играем в

сказку.

19. Знакомство

со сказкой

«Красная шапочка»

Разучивание

чистоговорки

Познакомить учащихся с

русской народной сказкой

«Три медведя»

Продолжать формировать

представления детей о

правилах поведения при

знакомстве.

Выкладывание картинок

в правильной сюжетной

последовательности

20.

Инсценировка

сказки «Красная шапочка»

Коллективное

рассказывание

сказки.

Инсценирование сказки с

использованием элементов

костюмов

Развивать

интонационные и

жестово-мимические

умения в процессе инсценировки

сказки

Беседа «Самая

интересная сказка» с

привлечением личного

опыта учащихся

21. «Песенка

Красной шапочки»

Прослушивание

песенки

Познакомить учащихся с песенкой

Продолжать

формировать

представления детей о

правилах поведения при

знакомстве.

Разучивание песенки.

Работа с сюжетной картинкой к сказке.

8.  Зимняя

прогулка

22. Зимняя

одежда

Заучивание

чистоговорки «В

шапке да шубке

хорошо Мишутке»

Рассматривание картинок и

называние предметов

зимней одежды и обуви

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу, подать тот или

иной предмет одежды

Проигрывание ситуации

«Кукла одевается на

прогулку»

23. Зимние

забавы

Выбор предложения,

наиболее

подходящего к

картинке из двух,

произнесенных

учителем (У Миши

санки. – У Маши

санки.)

Моделирование возможных

диалогов между героями

картинки

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу, в связи с

ситуацией

Составление рассказа с

опорой на картинный

план

24. Мы

катаемся с горы

Н. Некрасов

«Детство» (отрывок)

Закреплять умение

составлять рассказы из

личного опыта

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу, в связи с

ситуацией

Составление рассказа с

опорой на картинку

25. Мы лепим

снеговика

Давай, дружок,

Смелей, дружок.

Кати по снегу

Свой снежок.

Закреплять умение

составлять рассказы из

личного опыта

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу, в связи с

ситуацией

Составление рассказа с

опорой на картинный

план. Практическое

занятие.

26. Я умываюсь

Слушание отрывка

из стихотворения

«Мойдодыр»

Активизировать в словарном

запасе школьников слова,

обозначающие предметы

гигиены

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу

Составление короткого

рассказа на тему «Я

умываюсь» и

закрепление его

действиями

27. Я чищу

зубы

Отгадывание

загадок.

Активизировать в словарном

запасе школьников слова,

обозначающие предметы

гигиены

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу

Составление короткого

рассказа на тему «Я

чищу зубы» и

закрепление его

действиями

9. Я за

порогом

дома

28. Где я живу

Отгадывание загадок

Запоминание своего адреса

Проигрывание диалога

«Где ты живешь?»

29. Моя дорога

в школу

Отгадывание загадок

Моделирование ситуации

«В школу я иду таким

путем»

Зарисовка маршрута от

дома до школа

30. За

покупками в

магазин

Конструирование

возможных диа-логов между продавцом и покупателями в

магазине с опорой

на содержание

картинки

Помочь первоклассникам

перенести полученные

знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия

Повторить основные

правила поведения в

магазине.

Ролевая игра «Магазин

игрушек»

31. Мы в гостях

на день

рождении

Драматизация песни «К нам гости

пришли»

Расширять представления

о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими

Учить  правильно вести себя при знакомстве со

старшим по возрасту

гостем

Коллективное

составление рассказа

«Как мы ходили в гости»

по опорным картинкам

32. День

рождения! Встречаем гостей. Прово-жаем гостей

Отрывок из сказки

А. Милна «Вини-Пух  и все, все, все…»

Расширять представления

учащихся о правилах

поведения при прощании с

ровесниками и старшими

Учить школьников

правильно вести себя

при прощании со

старшим по возрасту

Ролевая игра «Кукла

провожает гостей»

33. Накрываем

на стол

Отгадывание загадок

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила

этикета за столом.

Использование в речи

слов «передайте,

пожалуйста», «подайте,

пожалуйста»

Ролевая игра «Кукла

накрывает на стол»

34. Поздравляем

маму

Заучивание

стихотворения к 8

Марта по выбору

учащихся

Составление поздравления

маме с опорой на условно-

графические схемы

предложений

Учить  строить реплики-

поздравления,

сопровождающие

вручение подарков

Проигрывание диалогов

между учащимися при

преподнесении

подарков.

МОУ «Ыныргинсккая СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (надомное обучение) 3 класс УМК "Планета знаний"

Планирование по предметам с пояснительной запиской....

Рабочая программа надомного обучения 1 класс УМК "Гармония

Рабочая программа по обучению грамоте и письму...

Рабочая программа надомного обучения 1 класс УМК "Гармония"

В данной программе дана пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по обучению чтению и письму...

Рабочая программа надомного обучения 2 класс "Школа России"

В данной разработке представлены рабочие программы надомного обучения для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, кроме иностранного языка....

Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)

Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...

Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Окружающий социальный мир" (СИПР)

Рабочая программ для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, надомное обучение 7 класс (СИПР)...

Рабочие программы надомного обучения 5 класс

Рабочие программы 5 класс ОВЗподредакцией И М БгажноковойРусский язык -34 часаМатематика- 34Чтение -34Природоведение-34Основы социальной жизни-34Изо- 17Музыка17Ф-ра-34Профильный труд-34...