Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников.
статья

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

У младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включающие в себя три основных блока:

  • самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Работа над формированием внутренней позиции школьника начинается уже с первого класса. Процесс осознания себя учеником учителю можно и нужно сделать интересным для каждого ребенка. В этом ему поможет программа Н.Пилипко «Здравствуй, школа!» На занятиях дети узнают: чем школьник отличается от дошкольника, какие правила существуют в школе, как научиться работать дружно, без ссор, как преодолеть школьные трудности. Первоклассники с удовольствием поучаствуют в играх и упражнениях, направленных на освоение своей новой социальной роли.

Личностные УУД обеспечивают и ценностно-смысловую ориентацию обучащихся. Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивать события. Программа О. Хохловой «Путь к успеху», познакомит детей с эмоциями и чувствами, научит справляться со страхом, гневом, грустью, обидой и другими отрицательными эмоциями. Прослушав сказки «Про крокодиленка», «Про путника и его беду», «Друг» и др., школьники смогут не только проанализировать поведение героев, но и соотнести свои поступки с принятыми этическими принципами.

Программа может быть реализована как психологом, так и учителем во внеурочное время.

Центральным звеном личностных УУД, на мой взгляд, является мотивационная составляющая процесса обучения. И тут основная роль принадлежит педагогу.

Мотивационно-целевой компонент образовательного процесса при системно-деятельностном подходе в условиях введения нового ФГОС предполагает создание на уроках ситуации «образовательной напряженности».

Существует несколько способов создания «образовательной напряжённости»:

  • выход на противоречие или проблему через учебное задание,
  • нарушение привычных норм образовательной деятельности,
  • несоответствие полученных результатов ожидаемым,
  • сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов,
  • введение противоречивых культурно-исторических аналогов,
  • самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, - это хороший шанс повысить личностную значимость образования для каждого школьника.
Во внеурочное время развить учебно-познавательные мотивы обучающихся учителю поможет психологическая программа Г. Семеновой «Мир профессий».

В нашем образовательном учреждении программа адаптирована для третьеклассников и реализуется вполне успешно. В процессе занятий дети знакомятся с различными профессиями, создают собственные проекты, учатся работать в команде. Игровая мотивация без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Таким образом, взаимодействие педагога и психолога в условиях реализации ФГОС является необходимым условием успешного формирования личности ученика, его мировоззрения и желания учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные универсальные учебные действия у младших школьников

Что такое (ЛУУД) и каковы особенности их формирования в зависимости от возраста школьников....

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Одним из великих писателей А.С. Пушкиным было написано немало сказок, которые включены в программу по изучению литературы в начальной школе. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и тр...

Статья "Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников"

В статье представлены классификация и описание личностных универсальных учебных действий, рассматриваются способы формирования личностных УУД у младших школьников....

Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий

Данная презентация посвящена проблеме формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий. В ней рассматривается актуальность да...