Статья "Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников"
статья

Казанцева Жанна Юрьевна

В статье представлены классификация и описание личностных универсальных учебных действий, рассматриваются способы формирования личностных УУД у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Автор: Казанцева Жанна Юрьевна

          За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

          УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные действия делятся на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этическое оценивание.

          При поступлении в школу личностные УУД определяют индивидуальную готовность к школьному обучению.

          Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению, которое осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду). Это и профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее.

          Личностное самоопределение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том:

 – кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,

– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

– что я хочу (какие цели я ставлю),

– что я могу (представление о своих возможностях),

– что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),

– что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).

          Одной из составляющих личностного самоопределения является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, чтобы пересмотреть своё отношение к учению.

          Ещё одним направлением в личностном самоопределении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны. Внутренняя позиция ученика - одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.

          Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Уже в 1 классе дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы - формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения.

          Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. Личностные УУД обеспечивают развитие таких качеств личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.

          Учитель учит оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Тексты учебников по литературному чтению и окружающему миру способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.

          Учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия:

- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;

- самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

- становление основ гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России.

          На развитие личностных УУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа).

          Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. Изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность. Все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учат уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано, позволяют поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства.

          Развитию личностных УУД способствует применение различных образовательных технологий. Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность. Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций. ИКТ технологии помогают формированию адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации, адекватного реагирования на трудности, критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, основ правовой культуры в области использования информации. Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

          Формирование личностных УУД у младших школьников – одна из важнейших задач современного образования, реализация которой осуществляется на всех этапах учебно-воспитательного процесса.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные универсальные учебные действия у младших школьников

Что такое (ЛУУД) и каковы особенности их формирования в зависимости от возраста школьников....

Личностные универсальные учебные действия у младших школьников

(ЛУУД).Возрастные особенности развития младших школьников....

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умени...

Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Готовность ребенка к школе. Развитие мотивации, формирование новых моральных мотивов....

Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Одним из великих писателей А.С. Пушкиным было написано немало сказок, которые включены в программу по изучению литературы в начальной школе. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и тр...