Личностные универсальные учебные действия у младших школьников
презентация к уроку на тему

Пичкур Елена  Михайловна

Что такое (ЛУУД) и каковы особенности их формирования в зависимости от возраста школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnye_universalnye_uchebnye_deystviya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Личностные универсальные учебные действия у  младших школьников - возрастные и психологические особенности развития и формирования

Здравствуйте коллеги, сегодня перед нами стоит задача выяснить, что же такое личностные универсальные учебные действия (ЛУУД) и каковы особенности их формирования в зависимости от возраста школьников.

По определению А.Г.Асмолова, личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В состав личностных УУД вошли 3 универсальных учебных действия:

  1. САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  (Я-концепция, внутренняя позиция школьника, самооценка гражданская идентичность);
  2. СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ (отношение к себе, социуму, школе; мотивы поведения и деятельности);
  3. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ (знание нравственных категорийэмоционально-ценностное отношение к нравственным нормам, умение следовать в поведении нравственным нормам).

Для поступления ребенка в школу и успешной адаптации к школьному обучению  прежде всего должны быть сформированы следующие компоненты: коммуникативный и мотивационный. Также личностная готовность первоклассника выражается в  сформированности Я-концепции, самооценки и эмоциональной зрелости ребенка. Мотивационная сфера первоклассника может быть представлена различными мотивами. Вот некоторые из них:

  1. учебно-познавательный мотив,
  2. социальный мотив – потребность в социально значимой деятельности, мотив долга,
  3. позиционный мотив – стремление занять новое положение в отношениях с окружающими,
  4. мотив достижения – стремление реализовать поставленные цели,
  5. внешний мотив – власть или требования взрослых,
  6. игровой мотив,
  7. мотив получения высокой оценки.

Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Адекватное сочетание мотивов первоклассника выглядит следующим образом:

  1. познавательные, учебные мотивы,
  2. социальные мотивы,
  3. мотивы достижения.

Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

По мнению Л.И. Божович, к поступлению в школу у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника. Критериями сформированности внутренней позиции школьника являются

  1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения,
  2. проявление особого интереса к новому, к школьному содержанию занятий,
  3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине
  4. развитие мотивов учения.

Новая позиция должна быть принята самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Если к моменту поступления в школу у ребенка не сформировалась внутренняя позиция школьника или сформировалась не полностью, то адаптация ребенка может быть затруднена. Несформированность внутренней позиции школьника выражается в следующих характеристиках:

  1. неприятие нового социального статуса и роли ученика,
  2. незрелость школьной мотивации (предпочтение игровой деятельности, нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания),
  3. негативные установки в отношении школы и учебы.

Один из компонентов ЛУУД – это Я-концепция.  Я-концепция – это  устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия.

Составляющие Я-концепции (или Образа Я):

  1. оценочная (самооценка - сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, чувство собственной ценности),
  2. когнитивная (представления о себе, образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п.),
  3. поведенческая (поведение в соответствии со своими убеждениями).

Одна из составляющих Я-концепции –  самооценка.  Самооценка – это ядро самосознания личности, система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.  По мнению Л.С. Выготского, самооценка - это обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. В норме, конечно, самооценка должна быть адекватной или стремиться к ней, но в реальности она может быть различной. Заниженная самооценка, по мнению М.Селигмана,   проявляется в тревожности, неуверенности в своих силах и возможностях, отказе от выполнения заданий, существует даже специальный термин «феномен выученной беспомощности». Коррекция заниженной самооценки ученика со стороны учителя  может быть следующая:

  1. адекватная оценка с акцентом на достижения ребенка, даже если они незначительны,
  2. эмоциональная поддержка ребенка,
  3. акцент на конкретных этапах деятельности для достижения положительного результата.

По мнению  М.С. Неймарка, завышенная самооценка проявляется в желании  доминировать, демонстративности, неадекватной реакции на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Коррекция завышенной самооценки ученика со стороны учителя  может осуществляться следующим образом:

  1. спокойное и доброжелательное отношение учителя,
  2. адекватная оценка, не затрагивающая личность учащегося,
  3. продуманная система требований,
  4. поддержка, оказание помощи при трудностях ученика.

Для развития рефлексивной самооценки ученика важно: сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня, а также планирование желаемого результата на будущее (Г.А.Цукерман).

Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под редакцией А.Г. Асмолова
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, Москва, 2008.
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. М., 2010;
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.

                                         

Учитель начальных классов

                                            МБОУ МО г.Нягань «СОШ №6»

                                Пичкур Елена Михайловна

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные универсальные учебные действия у младших школьников

(ЛУУД).Возрастные особенности развития младших школьников....

Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников

Личностная диагностика  в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Личностные  действия  включают  в  себя  ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся,  т.  е.  ученик  должен  знать  морально-этические...

Формирование личностных универсальных учебных действий младшего школьника средствами курса « Гражданское образование»

 Курс "Гражданское образование"создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности....