Личностные универсальные учебные действия у младших школьников
презентация к уроку на тему
Что такое (ЛУУД) и каковы особенности их формирования в зависимости от возраста школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnye_universalnye_uchebnye_deystviya.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные универсальные учебные действия у младших школьников - возрастные и психологические особенности развития и формирования
Здравствуйте коллеги, сегодня перед нами стоит задача выяснить, что же такое личностные универсальные учебные действия (ЛУУД) и каковы особенности их формирования в зависимости от возраста школьников.
По определению А.Г.Асмолова, личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В состав личностных УУД вошли 3 универсальных учебных действия:
- САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (Я-концепция, внутренняя позиция школьника, самооценка гражданская идентичность);
- СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ (отношение к себе, социуму, школе; мотивы поведения и деятельности);
- НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ (знание нравственных категорий, эмоционально-ценностное отношение к нравственным нормам, умение следовать в поведении нравственным нормам).
Для поступления ребенка в школу и успешной адаптации к школьному обучению прежде всего должны быть сформированы следующие компоненты: коммуникативный и мотивационный. Также личностная готовность первоклассника выражается в сформированности Я-концепции, самооценки и эмоциональной зрелости ребенка. Мотивационная сфера первоклассника может быть представлена различными мотивами. Вот некоторые из них:
- учебно-познавательный мотив,
- социальный мотив – потребность в социально значимой деятельности, мотив долга,
- позиционный мотив – стремление занять новое положение в отношениях с окружающими,
- мотив достижения – стремление реализовать поставленные цели,
- внешний мотив – власть или требования взрослых,
- игровой мотив,
- мотив получения высокой оценки.
Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Адекватное сочетание мотивов первоклассника выглядит следующим образом:
- познавательные, учебные мотивы,
- социальные мотивы,
- мотивы достижения.
Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).
По мнению Л.И. Божович, к поступлению в школу у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника. Критериями сформированности внутренней позиции школьника являются
- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения,
- проявление особого интереса к новому, к школьному содержанию занятий,
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине
- развитие мотивов учения.
Новая позиция должна быть принята самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Если к моменту поступления в школу у ребенка не сформировалась внутренняя позиция школьника или сформировалась не полностью, то адаптация ребенка может быть затруднена. Несформированность внутренней позиции школьника выражается в следующих характеристиках:
- неприятие нового социального статуса и роли ученика,
- незрелость школьной мотивации (предпочтение игровой деятельности, нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания),
- негативные установки в отношении школы и учебы.
Один из компонентов ЛУУД – это Я-концепция. Я-концепция – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия.
Составляющие Я-концепции (или Образа Я):
- оценочная (самооценка - сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, чувство собственной ценности),
- когнитивная (представления о себе, образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п.),
- поведенческая (поведение в соответствии со своими убеждениями).
Одна из составляющих Я-концепции – самооценка. Самооценка – это ядро самосознания личности, система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. По мнению Л.С. Выготского, самооценка - это обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. В норме, конечно, самооценка должна быть адекватной или стремиться к ней, но в реальности она может быть различной. Заниженная самооценка, по мнению М.Селигмана, проявляется в тревожности, неуверенности в своих силах и возможностях, отказе от выполнения заданий, существует даже специальный термин «феномен выученной беспомощности». Коррекция заниженной самооценки ученика со стороны учителя может быть следующая:
- адекватная оценка с акцентом на достижения ребенка, даже если они незначительны,
- эмоциональная поддержка ребенка,
- акцент на конкретных этапах деятельности для достижения положительного результата.
По мнению М.С. Неймарка, завышенная самооценка проявляется в желании доминировать, демонстративности, неадекватной реакции на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Коррекция завышенной самооценки ученика со стороны учителя может осуществляться следующим образом:
- спокойное и доброжелательное отношение учителя,
- адекватная оценка, не затрагивающая личность учащегося,
- продуманная система требований,
- поддержка, оказание помощи при трудностях ученика.
Для развития рефлексивной самооценки ученика важно: сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня, а также планирование желаемого результата на будущее (Г.А.Цукерман).
Спасибо за внимание.
Литература:
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под редакцией А.Г. Асмолова
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, Москва, 2008.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. М., 2010;
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
Учитель начальных классов
МБОУ МО г.Нягань «СОШ №6»
Пичкур Елена Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностные универсальные учебные действия у младших школьников
(ЛУУД).Возрастные особенности развития младших школьников....
Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников
Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...
Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников
Личностная диагностика в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
Формирование личностных универсальных учебных действий младшего школьника средствами курса « Гражданское образование»
Курс "Гражданское образование"создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности....