Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников
статья (1 класс) на тему

Готовность ребенка к школе. Развитие мотивации, формирование новых моральных мотивов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников.

        Личностная готовность ребёнка к школе включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я – концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Её показателями является развитие высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств(радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). В начале обучения в 1 классе полностью сформированная внутренняя позиция школьника была констатирована лишь у 45% обследованных учащихся.

        Развитие мотивов учения является важным показателем сформированности внутренней позиции школьника. Возникают и формируются новые моральные мотивы – чувство долга и ответственности.

Самоопределение и смыслообразование.

        Наиболее показательна в контексте смысловой ориентации школьника мотивация учения. В начальной школе выделяют две группы мотивов:

- мотивы (учебные и познавательные), связанные с собственно учебной деятельностью;

- мотивы (социальные, позиционные, в том числе статусные, узколичные, связанные с косвенным продуктом учения).

        Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требуют от учителя организации следующих условий:

- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учёбе;

- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения, обеспечения учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

- организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

         В младшем школьном возрасте специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.

         Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.

        Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

- когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

- ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

-эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);

- деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе.

        Когнитивный компонент:

- сформировать историко – географический образ России

- иметь представление о социально – политическом устройстве России

- знать основные права и обязанности гражданина

-знать о своей этнической принадлежности

- иметь представление об общекультурном наследии России

-знать основные моральные нормы

        Ценностно – смысловой и эмоциональный компоненты:

- иметь чувство патриотизма

- обладать эмоционально положительным принятием своей этнической идентичности

- уважать другие народы России

-уважать личность и её достоинства

- уважать ценности семьи, любить природу, признавать ценности здоровья, обладать оптимизмом в восприятии мира

- следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство вины и стыда при их нарушении

        Деятельностный компонент:

- участвовать в школьном самоуправлении

- выполнять нормы и требования школьной жизни

- выполнять моральные нормы

- участвовать в школьной жизни

- следовать здоровому образу жизни

        Самооценка является ядром самосознания личности. Выделяются следующие структурные компоненты самосознания: физический облик, имя, развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения.

        Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:

- сравнение своих достижений

- предоставление возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов

Нравственно – этическая ориентация.

        Мораль – специфический нормативный способ регуляции человеческой деятельности.

        В правилах нормативного поведения можно выделить три типа норм:

1. Моральные нормы.

2. Конвенциональные нормы представляют собой социальные стандарты поведения.

3. Персональные нормы охватывают индивидуальные предпочтения личности.

        В переходный период из дошкольного учреждения в начальную школу большое внимание уделяется преодолению эгоцентрической позиции ребёнка.

Идентификация поступка как морального(аморального ) на основе соотнесения действий с моральным эталоном.

        Большое значение для морального развития ребёнка имеет общение и взаимодействие с другими людьми. Многие авторы признают, что особое значение для нравственного развития приобретает процесс систематически организованного обучения. И как результат: «…побуждая поступать человека определённым образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – первичных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека». Крайне значимой для морального развития оказывается активность самого ребёнка в процессе обучения и воспитания.

        Критерии сформированности нравственно – этической ориентации:

- структура ценностного сознания;

- уровень развития морального сознания;

-присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

- полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации;

        Учёт ценностно – смысловой, эмоциональной составляющей морального действия является необходимым условием успешности любой программы морального развития учащихся.

Методики:

  1. Методика «Беседа о школе».
  2. Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка».
  3. Методика «Кто я?».
  4. Рефлексивная оценка учебной деятельности.
  5. Шкала выраженности учебно – познавательного интереса.
  6. Опросник мотивации.
  7. Методика выявления характера атрибуии (успеха/неуспеха).
  8. Задание на оценкуусвоение нормы взаимопомощи.
  9. Задание на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы.
  10. задание на выявление уровня моральной децентрации.
  11. Моральная дилемма.
  12. Анкета «Оцени поступок».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные универсальные учебные действия у младших школьников

Что такое (ЛУУД) и каковы особенности их формирования в зависимости от возраста школьников....

Личностные универсальные учебные действия у младших школьников

(ЛУУД).Возрастные особенности развития младших школьников....

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умени...

Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Одним из великих писателей А.С. Пушкиным было написано немало сказок, которые включены в программу по изучению литературы в начальной школе. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и тр...

Статья "Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников"

В статье представлены классификация и описание личностных универсальных учебных действий, рассматриваются способы формирования личностных УУД у младших школьников....