Зкологический проект "транспорт будущего"
методическая разработка по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Ковалёва Александра Михайловна

Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) сегодня стоит очень остро для любого города мира, особенно для многомиллионных столиц. В связи с высокими темпами экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области вывоз, размещение, утилизация, вторичное использование ТБО остаются одной из самых серьезных проблем для региона. Ежедневно каждый человек, проживающий в мегаполисе, выбрасывает ТБО, не задумываясь о том, что с ними происходит дальше. Одним из самых распространенных видов переработки ТБО был сбор и переработка макулатуры.

Наш проект «Транспорт будущего»  был придуман для того, чтобы через интерес к техническому творчеству и через прикладную деятельность донести информацию о том, что каждый человек может внести свой вклад в решение проблемы твёрдых бытовых отходов (в частности, собирать макулатуру) и охраны окружающей среды.

            Мы надеемся, что наш опыт будет интересен другим детям и взрослым, а также педагогам ДПИ и преподавателям технической направленности. В каждом городе, в каждом районе ежедневно появляются ТБО, из которых изготовлен наш проект, а описание этапов работы и фотографии, при желании, помогут любому воплотить в реальность и усовершенствовать наши идеи.

Мы готовы сотрудничать со всеми, кого заинтересует наш опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekoproekt_transport_budushchego.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Транспорт будущего»

(с использованием ТБО)

Автор идеи: Ургард Анна Александровна, педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового р-на Санкт-Петербурга.

Руководитель:  Ковалёва Александра Михайловна, педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового р-на Санкт-Петербурга.

Творческая группа: учащиеся ТО «Азбука бумажной пластики», «Квиллинг».

Проблема:

Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) сегодня стоит очень остро для любого города мира, особенно для многомиллионных столиц. В связи с высокими темпами экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области вывоз, размещение, утилизация, вторичное использование ТБО остаются одной из самых серьезных проблем для региона. Ежедневно каждый человек, проживающий в мегаполисе, выбрасывает ТБО, не задумываясь о том, что с ними происходит дальше. Одним из самых распространенных видов переработки ТБО был сбор и переработка макулатуры.

Наш проект «Транспорт будущего»  был придуман для того, чтобы через интерес к техническому творчеству и через прикладную деятельность донести информацию о том, что каждый человек может внести свой вклад в решение проблемы твёрдых бытовых отходов (в частности, собирать макулатуру) и охраны окружающей среды.

        Мы надеемся, что наш опыт будет интересен другим детям и взрослым, а также педагогам ДПИ и преподавателям технической направленности. В каждом городе, в каждом районе ежедневно появляются ТБО, из которых изготовлен наш проект, а описание этапов работы и фотографии, при желании, помогут любому воплотить в реальность и усовершенствовать наши идеи.

Мы готовы сотрудничать со всеми, кого заинтересует наш опыт.

Идея проекта: Когда мы действуем вместе, мы можем сохранить нашу планету!

Цель проекта: Способствовать формированию экологической культуры  и развитию интереса к техническому творчеству детей, их родных и близких через создание модели универсального транспортного средства, выполненного  целиком и полностью из вторичных материалов; просвещение населения по вопросам вторичного использования ТБО.

Задачи

  • способствовать пробуждению интереса у детей и взрослых к экологическим проблемам и, в частности, проблемам обращения ТБО;
  • способствовать созданию условий для формирования положительной мотивации к охране окружающей среды;
  • привлечь  детей и взрослых к социально-значимой работе, направленной на сохранение лесов России и на очищение нашего города от бумажного мусора;
  • научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда;
  • показать возможности различных техник работы с бумагой и картоном для создания масштабной модели транспортного средства из нетрадиционных материалов.
  • Формирование понимания значимости транспортной сферы в жизни человека.

Ожидаемый результат

в результате участия в проекте дети:  

  • поймут, что проблема ТБО касается каждого человека;
  • осознают важность вторичного использования ресурсов;
  • узнают, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области есть пункты приёма некоторых видов ТБО, и, в том числе, опасных;
  • получат навык совместной деятельности;
  • получат положительные эмоции от совместного творчества.

Направленность проекта: проект реализован на базе ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» в 2015/2016 учебном году. В дальнейшем будет использоваться для экспонирования в кабинете технической направленности, как пособие по теме «Моделирование из бумаги и картона», для проведения мастер-классов декоративно-прикладной и экологической направленности, а также для информирования населения о проблемах окружающей среды и, в частности, вторичного использования ТБО.

Проведённые мероприятия:

  • беседы и занятия о возможности вторичного использования некоторых видов ТБО;
  • прогулки по музеям транспорта Санкт-Петербурга (Музей железнодорожного транспорта и Музей метро) в поисках идей  для вдохновения;
  • участие в акциях по сбору ТБО (сбор макулатуры);
  • работа над проектом – сбор материала, изготовление элементов макета,
  • представление проекта на Всероссийском молодёжном форсайт-фестивале «Право руля!» в сентябре 2016 года.
  • представление проекта на городской выставке «Картина из мусорной корзины»  представление проекта в рамках мероприятий международной программы «Эко-школа\зеленый флаг»;

Проект был реализован в течение месяца

Этапы проекта (см. Приложение 1).

Результаты:

Через участие в проекте дети поняли, что проблема использования ТБО касается каждого человека.

Через мастер-классы дети получили навык в использовании некоторых видов ТБО для изготовления интерьерных декоративных элементов (пошаговые фото и описание см.

Одним из самых важных результатов реализации проекта мы считаем желание детей и дальше принимать участие в мероприятиях экологической направленности, вместе делать нашу планету чище, вместе творить, вместе познавать историю транспорта.

Как изменилась исходная ситуация в результате реализации проекта, можно ли считать, что проблема полностью решена, что нужно делать в дальнейшем для решения этой проблемы, если она решена не полностью.

Проблема твёрдых бытовых отходов остаётся актуальной для города и региона. Мы считаем, что наш проект стал небольшим шагом для её решения.

Мы считаем очень важным донесение проблемы использования ТБО до взрослых через детей, через декоративно-прикладное искусство. Во многих семьях, из которых дети приняли участие в нашем проекте, изменилось отношение к ТБО:

  • они собирают макулатуру, а не выбрасывают;
  • обращают внимание на маркировку упаковки;
  • в Петродворцовом районе есть передвижные пункты приема макулатуры. Теперь для многих семей это норма – сдать ТБО, а не выбросить в мусоропровод.

Устойчивы ли результаты проекта, что необходимо сделать для обеспечения устойчивости результатов.

Мы планируем делиться опытом создания моделей транспортных средств с образовательными учреждениями Петродворцового района и Санкт-Петербурга, поскольку считаем, что подобная работа будет интересна и как декорация, и как элемент декора интерьера, и как пособие по воспитанию экологической культуры. Для обеспечения устойчивости результата планируем тиражирование нашего проекта через конкурсы технической направленности, что, на наш взгляд, даёт возможность каждому человеку найти свой путь по сохранению природных ресурсов за счёт использования вторичных материалов.

Приложение 1

Этапы проведения проекта:

1. Разработка идеи проекта

2. Создание инициативной группы.

Основным ядром проекта стала инициативная группа, состоящая из 6 человек творческого объединения «Азбука бумажной пластики». Всего в сборе материала приняли участие обучающиеся ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» ТО «Азбука бумажной пластики» и «Квиллинг»

3. Сбор информации о проблемах твердых бытовых отходов в Санкт-Петербурге.

4. Сбор информации о возможности использования вторичных материалов.

5. Сбор информации об истории бумажного производства и макулатуры см. Приложение 2

6. Проведение бесед о проблемах использования ТБО, энергосбережении и занятий по изготовлению поделок из вторичных материалов, участие в сборе макулатуры

7. Поиск художественной идеи для воплощения (посещение музеев транспорта, поиск в сети Интернет).

8. Разработка технических заданий и эскиза.

9. Изготовление элементов модели транспортного средства.

10. Сбор информационных сопроводительных материалов:

Интересные факты:

1. Доля  вторсырья (макулатуры) может достигать даже 100 % при производстве новой бумажной продукции.

2. Пункт приема макулатуры обеспечивающий предприятие по переработке волокна тонной макулатуры в день позволяет сохранить 3 тонны свежей древесины и получить почти пять тонн технологического пара, а это 50 - 60 стволов сосен,  которые росли не менее 50 лет.

3 Производство одной тонны волокна из дерева  требует гораздо больше затрат чем из макулатуры.

4. Прием макулатуры цена и затраты на перевозку и первичную обработку настолько мизерны по сравнению с заготовлением и перевозкой древесины для  переработки и производства бумаги, что это в значительной мере влияет на стоимость бумажной продукции.

5. Увеличение сбора и переработки макулатуры способно в значительной мере повлиять на сохранность существующей экосистемы многих стран мира.

6. Наибольшую часть макулатуры составляет офисная бумага, периодические издания журналов и газет, а также картонная упаковка.

7.  Китай, уничтожает более 10 тысяч деревьев, только для того чтобы удовлетворить спрос и напечатать поздравительные открытки к различным видам праздников.

8. За 20 лет экономика США для производства бумажной продукции безвозвратно уничтожила более 20 миллионов деревьев.

9. Российская Федерация перерабатывает всего 12%  вторсырья, в то время как   США - 50%., а  Европейский Союз – 65%  использованной бумаги.

10. Только в странах постсоветского пространства сжигаются вышедшие из употребления денежные купюры и грифованные служебные документы. В остальных странах мира они идут на переработку и в повторное производство бумаги.

Ты не поверишь!

Наш макет полностью собран из твёрдых бытовых отходов! Для создания нашего макета было использовано:

5 картонных коробок,  картонные трубки: 2 трубки от намотки пищевой пленки, 4 трубки от намотки пищевой фольги, 10 трубок от бумажных полотенец, обрезки старых деревянных рам.

Знаете ли вы, что помимо сдачи  бумаги на переработку, можно воспользоваться еще некоторыми простыми советами по экологичному использованию бумажных ресурсов в школе и дома:

  • настройте свой принтер на двустороннюю печать: это поможет сэкономить бумагу без каких-либо неудобств для вас;
  • печатайте неважные документы на "оборотках" – листах, чистых с одной стороны; потом такие листы можно будет смело отправить в контейнер для сбора макулатуры;
  • используйте бумагу, имеющую FSC-сертификат.

Международный FSC-сертификат –  знак экологического качества бумажной продукции. По статистике, в России 25% леса заготавливаются нелегально, то есть бумагу делают из экологически ценного леса, непредназначенного для вырубки деревьев, населенного многочисленными и разнообразными видами флоры и фауны. FSC дает гарантию, что источник происхождения древесины известен, она легальна и ценные леса охраняются. Не стоит думать, что такая бумага стоит дороже, встречаются и вполне бюджетные варианты. Вот некоторые марки FSC – сертифицированной продукции: "Снегурочка", "Rotatrim", "IQ", "Maestro", "BioTop", "ColorCopy".  Помимо того, что бумага может иметь FSC-сертификат, она может быть  изготовлена из макулатуры, причем качество ее от этого никак не меняется. В сети "Комус" продают такую бумагу под маркой "Nautilus SuperWhite Recycled".

Результат

Проект вызвал большой интерес и у детей, и взрослых, и у педагогов разных направленностей, и у людей разных профессий. Для представления мастер-класса по изготовлению технической модели нас пригласили для участия во Всероссийском молодёжном форсайт-фестивале «Право руля!» в сентябре 2016 года, в 2016-2017 учебном году материалы проекта мы планируем представить на ежегодном городском конкурсе «От идеи до воплощения» и других мероприятиях экологической и декоративно-прикладной направленности Комитета по образованию Санкт-Петербурга. В планах создание интерьерных инсталляций для оформления холлов ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ».

Участники проекта:

получили знания

  • о твёрдых бытовых отходах, в частности, макулатуре;
  • о пунктах приёма ТБО,
  • научились мастерить  изделия для декора из вторичных материалов
  • задумались о важности сохранения природных ресурсов за счет вторичного использования ТБО;
  • задумались о том, что каждый день из школ, офисов и домов по всей нашей необъятной стране выбрасывается огромное количество бумаги. При правильном обращении и некоторых усилиях со стороны каждого из нас эта бумага может использоваться многократно, спасая тысячи деревьев.

                Приложение 2

История сбора макулатуры

Бумага для упаковки используется уже несколько столетий. Первая бумага была изготовлена в Китае. Однако макулатура как сырье для производства упаковочного и гофрированного картона стала использоваться только в XIX веке.

По мнению ведущих историков, понятие макулатуры возникает с момента, когда человечество научилось производить бумагу машинным образом, а именно в 1799 году во Франции была изобретена машина, которая производила бумагу механическим путем. Создатель данной машины, французский изобретатель Луи Робер предусмотрел в своей машине возможность измельчения бумаги, которая уже была в употреблении и превращении ее в бумажную массу, которая была пригодна к вторичному изготовлению бумаги. Производительность машины составляла приблизительно 100 кг бумаги в сутки. Собственно говоря, именно с 1799 года можно говорить об использовании макулатуры для изготовления вторичной бумаги. Со временем машины совершенствовались, росла производительность и все чаще макулатуру стали использовать как материал для изготовления новой бумаги.

Для начала следует определиться с терминологией и значением слова. Макулатура ( нем. Makulatur, происходит от лат. maculo — пачкаю) — это изделия из бумаги и картона, которые уже были в использовании и различного рода бумажные отходы.

В настоящее время бумага изготавливается из целлюлозы, которую получают из древесины. Обычно используются хвойные породы деревьев, выращиваемые на плантациях. Еще одним источником является переработка отходов. Например, в Германии таковая является самым используемым вторичным сырьем — сдача макулатуры дает 61% всей производимой в стране бумаги.

Бумага, произведенная из вторичного сырья, имеет несколько преимуществ перед изготовленной из целлюлозы или древесины. Она значительно дешевле, ее переработка уменьшает количество отходов, позволяет сэкономить воду и электроэнергию. В процессе ее производства не используется никаких химикатов, а что самое главное, прием макулатуры сокращает интенсивность вырубки лесов.

В европейских странах макулатуру не только собирают дома, но и импортируют из-за границы, как весьма ценное сырье. Более того, если небрежный хозяин выбрасывает старые газеты в общий контейнер вместо специально отведенного, то бдительные соседи не преминут сообщить куда следует, и нарушитель заплатит штраф. Но дело даже не в этом — упорядоченный вывоз макулатуры уже давно воспринимается как само собой разумеющееся правило, целесообразность и общепринятость которого ясна и понятна всем гражданам.

Старая пресса и упаковочный материал в среднем составляет около 14% бытовых отходов. В нашей стране сбор и переработка этого сырья находятся на недостаточном уровне, соответственно, теряется ценный ресурс, не говоря уже о гигиене и экологии. Согласно широко известным данным, одна тонна переработанной макулатуры соответствует сырью, получаемому из 17 деревьев, позволяет сэкономить 26,5 литров воды и такого объема энергии, какой требуется для сезонного отопления жилого коттеджа.

Когда мы сдаем и принимаем макулатуру, следует обратить внимание, что для этого не годятся упаковки от молока и соков, коробки из-под пиццы, поскольку они изготовлены их разных слоев материалов, в числе которых пластик и фольга. Лучше всего подходят газеты, журналы, оберточная бумага, картон. Желательно, чтобы они были чистые, а картонные ящики — в разобранном состоянии.

Макулатура в современном производстве используется в качестве вторичного сырья при производстве различных типов бумаги (писчей, типографской и упаковочной бумаги и т. д.), тарного картона, а также различного рода изоляционных, кровельных, и других подобных строительных материалов. Использование макулатуры в производстве и современной жизнедеятельности человека существенно экономит древесину (1 тонна собранной и переработанной макулатуры заменяет в районе 4 кубических метров древесины или 100 кг макулатуры спасают 1 дерево), и позволяет существенно уменьшить вырубку лесных массивов, что, в свою очередь, улучшает мировую экологическую обстановку.

Современная же история макулатуры начинается в Советском Союзе, когда макулатуру собирали практически на всех предприятиях, организациях и учебных заведениях, используя при этом соревновательный принцип. Страны Западной Европы и Япония подхватили идею, но подвели под нее коммерческую основу, покупая макулатуру у мелких предприятий, которые занимались ее сбором и, перерабатывая ее на крупных промышленных мощностях. В отличие от Советского Союза и других стран Варшавского договора в прошлом и России в настоящем, в Европе полным ходом идет модернизация способов переработки макулатуры, что приносит громадный экономический и экологический эффект.

Что производят из макулатуры?

Широко распространено мнение, что из макулатуры можно получить только продукцию низкого качества, например, обёрточную или туалетную бумагу. В странах СНГ, действительно, значительная часть (около 75%) макулатуры перерабатывается в подобную продукцию, тогда как в развитых странах Запада из вторсырья производится гораздо больше высококачественных изделий. Эти технологии приходят и в нашу страну, уже сейчас из макулатуры производят, в том числе, строительные материалы.

Одним из ярких примеров применения мирового опыта является производство эковаты, теплоизоляционного материала. Сухим способом макулатура разбивается на волокна, смесь дополняется антипиренами, специальными добавками, уменьшающими горючесть материала, и обеззараживающими антисептиками. На выходе получается сыпучее, малогорючее, сухое вещество с низкой проводимостью тепла. Затраты на производство относительно невелики, за счёт использования вторичного сырья, более 80% которого и составляет макулатура. Как антипирен и антисептик используют буры и борную кислоту. Закупка этих ингредиентов и составляет основные статьи расходов. Эковата не столь удобна в использовании, в отличие от традиционной минваты, что сдерживает её распространение в строительстве. Впрочем, выпуск эковаты в виде готовых панелей поможет исправить эту ситуацию.

Макулатура также используется при изготовлении волокнистых плит, которые применяются при отделке помещений. Макулатура распускается по «мокрой» технологии, прессуется и сушится. Полученный материал имеет высокие экологические характеристики. Отходы ламинированной бумаги сухим способом перерабатываются в полимерно-бумажные плиты (применяются при облицовке потолков). Ещё одно направление использования макулатуры - изготовление кровельных материалов.

Вывод очевиден, применение макулатуры лишь в производстве продукции низкого качества - очередной миф.

Область применения сырья, полученного из макулатуры, сегодня достаточно широка. В первую очередь, оно используется для производства различного вида упаковочной и оберточной бумаги, а также картона. Из макулатуры изготавливают лотки для яиц, упаковку для бытовой техники, горшки для высадки семян и одноразовые стаканчики. Кроме этого, вторсырье применяется для изготовления писчей, типографской и туалетной бумаги, а также стройматериалы, используемые для теплоизоляции помещений, в частности экологически чистую строительную вату. Существуют технологии, которые позволяют выпускать из макулатуры кровельные материалы и контейнеры для транспортировки овощей, одноразовые автомобильные коврики, средства личной гигиены, особо тонкую бумагу для оригами и даже одноразовую одежду.

Наиболее эффективный путь переработки журналов является их активное использование при производстве различных тароупаковочных видов картона и бумаги, и при производстве различных мягких кровельных материалов (таких как рубероид или пергамин). Кроме того, иногда их используют при производстве различных волокнистых плит или же специализированных теплоизоляционных материалов.

Книги служат основой для производства картонно-бумажной продукции.

Картон является самым распространенным упаковочным материалом, к тому же легко поддается вторичной переработке. Картон является основным тарным материалом при производстве транспортной и потребительской упаковки.

По материалам http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/09/28/proekt-makulatura

Приложение 3

Мастер-класс. Пошаговые фото выполнения проекта

См. фотоальбом

http://nsportal.ru/albom/2016/09/12/aleksandra-mihaylovna-kovalyova/ekologicheskiy-proekt-transport-budushchego?page=0%2C0


Описание этапов работы

  1. соберите необходимый материал: картонные трубки разного диаметра, коробки; подготовьте инструменты: кисть, клей ПВА,
  2. трубки склейте друг с другом, вставляя меньший диаметр в больший до нужной высоты (фото 2); для оформления конусообразного соединения соедините трубки от бумажных полотенец с небольшим нахлестом (фото 6); одну из внутренних трубок разрежьте вдоль и, с помощью полученных полос, закрепите на основании (фото 7)
  3. склейте между собой коробки для тумбы-основания (в нашем случае – 3 коробки для клавиатур)
  4. сделайте выкройку фонарика (фото 4-5), перенесите ее на плотный картон (картонная упаковка от ксероксной бумаги); склейте фонарик, покрасьте его черной краской снаружи и внутри (фото 9)
  5. подготовьте трубки от бумажных полотенец для «картонной кованки»: их необходимо сплющить, затем нарезать на сегменты 1 см шириной, покрасить черной краской и лаком (фото 12-15)
  6. для решетки сегменты  склейте между собой (фото 16-17)
  7. часть сегментов разрежьте, чтобы получились полоски, закрутите их в рулончики, часть изогните, чтобы они по форме напоминали листья (фото 18)
  8. из полученных листьев и рулончиков склейте веточки (фото 19)
  9. часть веточек приклейте к фонарю  (фото 10)
  10. соберите деревянную раму для основы (в нашем случае это – старые деревянные оконные рамы) (фото 20)
  11.  раму заполните решеткой (фото 21)  и веточками
  12.  для того, чтобы фонарь светился – проденьте электрический шнур и закрепите его внутри фонаря цоколем ( в нашем случае – шнур 2,5 м., светодиодная лампа на 3 Вт)
  13. Фонарный столб склейте с тумбой.

Полученный макет можно использовать по-разному:


Приложение 4

Презентация

Экологический проект

«Транспорт будущего»

(с использованием ТБО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Лекторий для родителей на тему: «Будущие мужья, будущие жены»

В лектории поднимаются очень важные моменты воспитания. Рассказывается, как закладывать у мальчиков основы мужественности , а девочкам –  привить трудолюбие, воспитание способности к любви, ...

конспект урока "Образование глаголов будущего времени. Простая и сложная форма будущего времени глаголов."

УМК " Перспектива"  Л.Ф.Климанова,  Т.В.Бабушкина М:. 4 класс. Данный материал формирует  у учащихся умения образовывать формы глагола будущего времени. Тип урока: урок первичного ...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...