конспект урока "Образование глаголов будущего времени. Простая и сложная форма будущего времени глаголов."
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Колпакова Наталья Евгеньевна

УМК " Перспектива"  Л.Ф.Климанова,  Т.В.Бабушкина М:. 4 класс. Данный материал формирует  у учащихся умения образовывать формы глагола будущего времени. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchee_vremya.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Технологическая карта урока русского языка.

Класс: 4 «А»

Тема: Образование глаголов будущего времени. Простая и сложная форма будущего времени глаголов.

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся умения образовывать формы глагола будущего времени.

Задачи:

- создать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени;                                                                                                    - создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
- создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром);      

 - создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
- создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

 регулятивные:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

-   высказывать свое предложение

коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

    познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

    предметные:

   - определять форму глагола;

   - образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в   предложения;

  - различать простую и сложную формы будущего времени глагола.

 Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и УУД.

 Методы обучения:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- наглядный.

Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- коллективная;
- в парах;
- индивидуальная

- групповая

                 Литература: 

                  Русский язык 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

                  В 2ч.Ч.1/Л.Ф.Климанова,  Т.В.Бабушкина М:. Просвещение, 2015  .

Этапы урока

 Деятельность учителя

       Формируемые

        УУД

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

 -Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство   уверенности в том, что сегодня у нас всё получится.

-Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.

- Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями !

 (запись в тетради числа и классной работы)

- У нас с вами есть определенное правило, по которому работаем :

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

Регулятивные УУД:

формирование

способности  к организации  своей

деятельности

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности

-  Прочитайте слова.

В…зать, п…м…гают, г…в…рит,  присл…нил, согр…вает,  нап…минал, прил…тать, покр…снеет, сл…дит, прих…дил, нап…сал, погл…дит

-  В какой части слова пропущена буква? ( в корне)

-  Что объединяет  все эти слова?  ( Все эти слова являются глаголами.)

- Что  вы знаете о глаголе?

Работа у доски. 

Двое учащихся  вставляют пропущенные буквы, определяя число и время.    

-  Для чего мы выполнили такое задание?

-  Справились ли с ним? Оцените свою работу.  

Познавательные УУД:

осмысление  понятий связанных  с  данной  темой,  работа  с информацией,  анализ, выбор.

Коммуникативные УУД:

 умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой  речи

Регулятивные  УУД:

планирование  своих действий,

высказывать свое предложение

Постановка проблемы..

Постановка учебной задачи, определение темы урока

-  Как вы думаете, с какой частью речи будет связана наша тема?

- Верно, тема урока будет связана с такой частью речи как глагол.

-  А какая именно тема вы узнаете, выполнив следующее задание.

- А сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно.

( учащиеся получают карточки с заданиями)

-  Прочитайте текст, подчеркните все глаголы двумя чертами. Заполните таблицу. Работа в парах.

Текст “Смерть звезды”

Примерно через 5 миллиардов лет внешняя сторона Солнца охладится и станет больше. Солнце превратится в одну из звёзд -  красный гигант. В конце концов, внешняя оболочка красного гиганта оторвётся и уйдёт в космическое пространство, оставив за собой маленькое центральное ядро, которое будет называться белым карликом.

Глагол

Время

- Ребята, о чём этот текст? (О звезде. )

-  Скажите, что произойдет с Солнцем через 5 миллиардов лет? (Ученики отвечают по тексту. )

- Это будет когда? ( В будущем, через 5 миллиардов лет)


-  В каком времени стоят эти глаголы? Докажите.
( В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.

-  Как вы думаете,  чему посвящён наш урок?

( Возможно, мы будем на уроке говорить о глаголах будущего времени.

(Вопрос: что сделает? подводит детей к новой теме “Будущее время глагола”)

Проверка работы. Самооценка.

В чём  отличие этих глаголов в будущем времени ?

(Глагол – “ будет называться”  состоит из двух глаголов, а  глаголы: охладится, станет, превратится - из одного слова.

-  Как можно назвать глаголы, состоящие из двух слов и из одного слова?( Может быть, сложные и простые глаголы.)

- Проверьте свои предположения с помощью учебника  стр. 89

 - Чему должны научиться на уроке?
(Научиться определять форму глагола, а так же образовывать от  глаголов простую и сложную формы будущего времени.

 -  От чего же зависит форма глаголов будущего времени?

Коммуникативные

УУД: 

умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой  речи

Познавательные УУД:

 моделирование

выдвижение

гипотезы,  поиск

решения проблемы

Познавательные УУД:

 моделирование

выдвижение

гипотезы,  поиск

решения проблемы

Познавательные УУД:

осмысление  понятий связанных  с  данной темой,  работа  с информацией, анализ, выбор

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Поиск решения проблемы.

Работа в

парах

- Давайте вместе будем рассуждать. Что вы предлагаете?

(Уч-ся затрудняются с ответом).

-  Может поставить другие глаголы в будущее время и это прояснит ситуацию?

На доске:  играть, поиграть, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать.

- Что вы можете сказать о глаголах, записанных на доске?

- На какие группы можно их разделить? Докажите.

( Эти глаголы стоят  в начальной форме, так как отвечают на вопросы что делать? что сделать? В первую группу отнесём глаголы, отвечающие на вопрос   что делать?  во вторую – что сделать?)

-  Предлагаю эту работу выполнить в группе. Пусть каждая группа выберет себе по 2 глагола и поставит их в будущее время.  Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать глаголы  в таблице.

Что делать?

Что сделать?

Я

Ты

Он

Мы

Вы

Они

Дополните  вывод.

Глаголы, отвечающие в начальной форме на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? образуют  __________________  форму будущего времени.

Глаголы, отвечающие в начальной форме на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? образуют  __________________  форму будущего времени.

1 группа

я       буду играть        поиграю
ты    будешь играть    поиграешь
он    будет играть       поиграет
мы   будем играть      поиграем
вы    будете играть     поиграете
они  будут играть       поиграют

2 группа

я       буду дружить        подружусь
ты    будешь дружить    подружишься
он    будет дружить       подружится
мы   будем дружить      подружимся
вы    будете дружить     подружитесь
они  будут дружить       подружатся

3 группа

я       буду прыгать         попрыгаю
ты    будешь прыгать     попрыгаешь
он    будет прыгать        попрыгает
мы   будем прыгать       попрыгаем
вы    будете прыгать      попрыгаете
они  будут прыгать        попрыгают

- Что заметили?

-  Кто из вас попробует сделать вывод?

( От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие.

От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие).


- Молодцы! Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (  Все глаголы с приставками.)

- Выделите приставки у глаголов будущего простого времени.

-   А как образуются глаголы будущего сложного времени?

-  Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.

-  Ребята, как можно назвать первый глагол - быть, который изменяется? ( Раз он помогает в образовании глаголов будущего сложного времени, то может, его называют помощником?!

- В русском языке его назвали вспомогательным.

- Поднимите руку те ребята, которые не допустили ошибок.

- Молодцы! Оцените свою работу

Коммуникативные

УУД:

инициативное

сотрудничество  в

поиске  и  выборе

информации

Регулятивные  УУД:

умение  адекватно

оценивать  свою

деятельность  и

деятельность  своих товарищей

Физ. минутка

Я буду называть глаголы. Если вы услышите глагол будущего времени , то хлопните в ладоши:

Зазвонил, буду читать, играет, дружит, попрыгаю, разработаю, ходят, побегаю, попогал, приеду увижу

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здоровья

Применение нового знания

Посмотрим, насколько работает составленное правило.

Выполнение упр. 145 с. 89 ( 1 ученик работает у доски)

Регулятивные  УУД:

умение  адекватно

оценивать  свою

деятельность  и

деятельность  своих товарищей

Познавательные УУД:

осуществлять анализ учебного материала

ориентироваться в учебнике

Включение в

систему знаний и

повторений.

Работа в паре.

Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение.


Мирно и радостно мы (жить),
Вместе (играть),
Крепко (дружить).
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И (исполнить) в жизни все наши мечты!


-  Что получилось? Проверьте. Прочитайте для всех это стихотворение.

                Мирно и радостно мы будем жить,
               Вместе будем играть,
               Крепко будем дружить.
               Мы подарим, друг другу смех и цветы,
               И исполнятся в жизни все наши мечты!

-  Объясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени?

-  От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? (жить, играть, дружить) образуется сложная форма будущего времени: будем жить, будем играть, будем дружить. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать? (подарить, исполнить) образуется простая форма будущего времени: подарим, исполнятся.

Познавательные

УУД:

моделирование

логической цепи

рассуждений,

доказательство,

выдвижение гипотез и

обоснование.

Коммуникативные

УУД:

инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации.

Регулятивные УУД:

планирование своих

действий в

соответствии с

поставленной задачей;

прогнозирование

Подведение

итога урока

Рефлексия

Какую цель вы перед собой ставили?

  • Удалось ли достичь цели?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

  • Кто встретил трудности? В чем? Почему?

- Чему научились на уроке?

- Какое задание больше всего понравилось

Личностные УУД:

самоконтроль,

устанавливать связь

между целью

деятельности и её

результатом

Регулятивные УУД:

совместно с учителем

и одноклассниками

давать оценку своей

деятельности на

уроке

Коммуникативные

УУД:

строить

монологическое

высказывание,

умение с достаточной точностью выражать свои мысли

Выставление оценок  Самооценка собственной деятельности на уроке

-  С каким настроением  вы уходите с  урока?

Давайте поделимся  своими впечатлениями.

Что вы сегодня открыли для себя?                                                                                          

 Чем заинтересовались?  

У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.

  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным

– Я тоже испытала радость оттого, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех  за работу.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем

и одноклассниками

давать оценку своей

деятельности на

уроке

Коммуникативные

УУД:

строить

монологическое

высказывание,

умение с достаточной точностью выражать свои мысли