Урок русского языка в 4 классе по теме: " Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лаврова Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Тема: Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего сложного  времени.
Задачи:
1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.
Методы обучения:
1. проблемные;
2. частично-поисковые;
3. наглядные.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная;
2. коллективная;
3. в парах;
4.самостоятельная (разноуровневая работа)
Средства обучения:
1. ИКТ. Презентация по теме.
2. Карточки для работы в парах.

3.Карточки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационно – мотивационный этап. (слайд №1)

                     1)  орг. момент (слайд №2)

                            Прозвенел в коридоре школьный звонок.

                            Это значит пора, начинать нам урок.

Учитель: - Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям? Тогда повернитесь к гостям и улыбнитесь.

                      2) приветствие гостей ( слайд № 3)

                          Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

                          Возможно, есть классы и лучше и краше.

                          Но пусть в нашем классе вам будет светло

                          Пусть будет уютно и очень легко!

                          Поручено нам,  вас сегодня встречать,

                          Начнем же урок, не будем зря время терять.

Учитель: - Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

                        3) психологический настрой

Учитель: - А теперь садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу. Ведь доброжелательная улыбка – это залог хорошего настроения.

                        4) аутогенная тренировка

Учитель: - Теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

                             У меня хорошее настроение

                              Я могу быть добрым и терпеливым

                              Я успею сделать все.

                              Я буду предельно внимателен на уроке.

Учитель: - Молодцы, ребята.

- Пусть урок принесет вам радость.

II. Чистописание ( слайд № 4)   (чистописание)

-  Продолжаем урок. Посмотрели все ли готово у вас к уроку.(ручки, тетрадки,  учебники). Если готово, то тогда  отгадайте следующий  этап урока.(чистописание)

- Но, чтобы мы хорошо писали нам нужно сделать массаж для рук

     1) при помощи карандаша трем ладоши с внутренней стороны затем с тыльной.

     2) заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

     3) дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.

 Учитель: - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

(слайд № 5).

 - Не забывайте  о правилах письма.

- Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.  (слайд № 6)

Учитель: - А какой сегодня праздник ? Что вы знаете о нем?

ΙΙΙ. Актуализация  опорных знаний

Учитель:  -  На каждом уроке  русского языка мы с вами узнаем что – то новое  и интересное о языке.

 А писатель К.Г.Паустовский говорит так: (слайд № 7)

     « Языку мы  учимся и должны  учиться  до последних дней своей жизни».

Учитель: - А зачем  это нам надо? Ведь вы уже умеете читать и писать.

        Я предлагаю  продолжить такую фразу ( слайд №8)

     «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…(лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок)

- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка

Учитель:  Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. Вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

                                            «Аукцион Знаний» (слайды  № 9 – 16 )

     - А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.

      1)Что такое глагол?(открывается буква)

      2)Что обозначает глагол?

      3)На какие вопросы отвечает глагол?

      4)Чем в предложении является глагол?

      5)Как изменяется глагол?

     6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает      неопределенная форма глагола?

      -Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).

     ΙV. Постановка учебной задачи.

      Учитель: -Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А  что еще хотите узнать?    (о времени)

     Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине         времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое.

-А что вы знаете о времени?

- Что это такое?

- Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, год)

В толковом словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд № 17)

 «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

     V. Ус воение новых знаний. Знакомство с темой урока.

Учитель: -Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глагола. А о каком, вы должны разобраться сами и сформулировать тему урока.

Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу.

Прочитайте выразительно четверостишья слайд № 18)

Учитель:  - Давайте найдем глаголы и определим время глаголов.

                  - Как определить время?  (нужно поставить к глаголу вопрос)

                  - Ставим вопрос и определяем время.

                  - У глаголов 1 столбика,  сразу определили время? ( да)( будущее)

                  - А у глаголов 2 – го столбика? (нет)

                   - Почему? ( поставили вопрос, а время определить не можем)

                   - Значит , неверно поставили вопрос?

                   - С каким словом сочетаются глаголы (кататься и раздаваться)? (будем)

Учитель: - Как можно назвать глаголы 1 – 2 четверостишия?

- В русском языке для них есть специальное название (будущее простое и будущее ………время)

                   - Вывод:   Какой сделаем вывод о глаголах  2 – го  четверостишия? (глагол в будущем времени может быть выражен одним словом и двумя словами)

Например:   Что сделаю?  Нарисую

                      Что буду делать? Буду рисовать

Учитель: - Кто сможет сформулировать тему урока?

                  - О чем будем говорить на уроке? ( о будущем сложном времени глагола)

Учитель: - А теперь обратимся  к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.98.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

 Учитель: - Кто же скажет? Как же образуются глаголы будущего сложного времени? (При помощи двух глаголов). А каких, вы скажите, когда послушаете сказку.

Учитель: - Послушайте сказку и скажите, о чем она?

Сказка «О глаголе Н.Ф.»

Сказал как-то глагол неопределенной формы:
-Эх вы, разве так надо изменяться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
-Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

-Лучше будущее, -говорит глагол, чтобы хоть немного оттянуть время.

-Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Изменяется Вспомогательный - только окончания мелькают. А глагол Н.Ф.  и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому изменяться? Он – глагол Н.Ф., у него нет времени

Учитель: - Итак, кто скажет по – научному, как образуются глаголы  будущего сложного времени.?

Дети: при помощи вспомогательного глагола «Быть» и глагола «Н.Ф.»

VII. Физминутка  по методике Базарного для глаз ( слайд № 19)

VIII. Первичная проверка понимания изученного

Учитель:  - А сейчас проверим, как вы поняли изученный материал.

  1. работа в парах по карточкам.  

- Каждая пара получает карточку в которой записано по 2 глагола Ваша задача образовать глаголы простого и сложного будущего времени используя слова (я, ты, он, мы, вы, они)

2) проверка на слайде № 20

IX. Первичное закрепление.

  1. самостоятельная работа  (слайд № 21)

Учитель: - Сейчас мы отработаем практические умения через  выполнение заданий  различного уровня.

1 уровень

Задание: Запишите глаголы в 2 столбика

(будут рисовать , нарисую, напишут, буду читать, прочитаю, буду бегать)

1 уровень

Задание: Выполнить упр. 442, страница 99

3 уровень

Задание: Творческая работа «Оживи текст»

 Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна»

Весна. Веселая капель. Ручьи. Деревья. Перелетные птицы.

( Наступила долгожданная весна. Звенит веселая капель.  Бегут говорливые ручиь. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелетные птицы)

X. Применение новых знаний

           2)  коллективная работа (устно)   (слайд № 22- 23)

Учитель: - А сейчас давайте раскроем скобки в стихотворении, вставляя  вместо глаголов н.ф. глаголы будущего простого и сложного времени. Должно получиться красивое стихотворение.

                 Мирно и радостно мы  (жить),

                 Вместе  (играть),

                 Крепко (дружить),

                 Мы (подарить) друг другу смех и цветы,

                 И ( исполнить) в жизни все наши мечты!

Учитель: -  Получилось. Давайте проверим.

XI. Информация о домашнем задании.Инструктаж

Учитель:- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте запишем Д/з ( слайд № 24)

  1. УПР №  441, стр. 99
  2. Правило срт. 98

XII. Подведение итогов урока.

Учитель: - Теперь скажите, что вы сегодня нового открыли о глаголе на уроке русского языка? (узнали ,что есть глаголы будущего сложного времени)

- Как же образуются глаголы будущего сложного времени? При помощи какого глагола? (вспомогательного глагола  быть и  глагола Н.Ф.)

XIII. Оценивание.

Учитель:-  Давайте оценим вашу работу сегодня на уроке. Попробуйте оценить каждый своего соседа.

XIV. Рефлексия. (слайд № 25)

Учитель: - Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с изображением  солнца. Каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:

       -Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы показываете солнце , которое улыбается.

       -Если не совсем уверены в том, что  всё поняли, то вы показываете солнышко с тучкой.

       -Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке, тогда солнце с зонтиком.

Учитель: - Я вижу, что вы все поняли, так как показали улыбающееся солнце.

Вам понравился урок?

Всем спасибо за урок!( слайд № 26)

МОУ «Клименковская СОШ»

Открытый урок

русского языка

по теме:

«Будущее сложное время глагола.

Образование глаголов

 будущего сложного времени»

Подготовила:

учитель начальных классов

Лаврова Т.А.

Клименки 2012г.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Времена глаголов" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов» Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.Планируемые результатыПредметные: - знать ...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему: «Род глаголов в прошедшем времени»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя:ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по род...