Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир логики»
рабочая программа на тему

Инамова Елена Михайловна

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир логики»  составлена на основе авторской программы по курсу «Занимательная математика» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Е.Э. Кочурова, основной образовательной программе начального общего образования МБОУ БСОШ № 1, в соответствии с требования федерального образовательного стандарта начального общего образования.

     Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Волшебный мир математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_logiki.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир логики»  составлена на основе авторской программы по курсу «Занимательная математика» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Е.Э. Кочурова, основной образовательной программе начального общего образования МБОУ БСОШ № 1, в соответствии с требования федерального образовательного стандарта начального общего образования.

     Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Волшебный мир математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

        Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

      Курс  предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

       Содержание курса «Волшебный мир математики» направлен на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Методы работы:

- упражнения,

               - беседа

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, конкурсе «Эму»
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы

         Общая характеристика факультатива.

«Волшебный мир математики» входит во внеурочную деятельность по направлению «Обще-интеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

        Место курса в учебном плане.

       Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 мин. Всего 34 занятия. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная

информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

       Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Результаты обучения:

  - Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

   - Участие в конкурсе «Эму»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел курса, краткое содержание раздела

Кол-во часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Теория

Практика

Числа. Арифметические действия. Величины

2

9

— сравнивает разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделирует в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применяет изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализирует  правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включается в групповую работу, участвует  в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполняет  пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументирует свою позицию в коммуникации, учитывает разные мнения, использует  критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставляет  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролирует  свою деятельность: обнаруживает и исправляет ошибки.

Мир занимательных задач

4

8

— анализирует  текст задачи: ориентируется  в тексте, выделяет условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— ищет  и выбирает  необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделирует  ситуацию, описанную в тексте задачи, использует  соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструирует  последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объясняет (обосновывает) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводит способ решения задачи;

— сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализирует предложенные варианты решения задачи, выбирает  из них верные, выбирает наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивает предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвует  в учебном диалоге, оценивает процесс поиска и результат решения задачи;

— конструирует  несложные задачи.

Геометрическая мозаика

4

7

—ориентируется  в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентируется на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводит  линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделяет  фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализирует расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составляет  фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявляет  закономерности в расположении деталей; составляет  детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставляет  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объясняет (доказывает) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализирует предложенные возможные варианты верного решения;

—моделирует объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществляет развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивает построенную конструкцию с образцом.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Описание примерного содержания занятий

1

Удивительная снежинка

1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

2

Крестики-нолики

1

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного

учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

3

Математические игры

1

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математиче-

ских пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через раздяд).

4

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5

Секреты задач

1

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

6

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не

скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

7

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не

скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

8

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

9

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-

слового кроссворда (судоку).

10

«Шаг в будущее»

1

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

11

Геометрия вокруг нас

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12

Путешествие точки

1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот-

ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13

«Шаг в будущее»

1

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из элек-

тронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14

Тайны окружности

1

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде-

ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

15

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто-

рой — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37

16

«Новогодний серпантин»

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

17

«Новогодний серпантин»

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-

матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

18

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»,

«Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

19

«Часы нас будят по утрам…»

1

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

20

Геометрический калейдоскоп

1

Задания на разрезание и составление фигур.

21

Головоломки

1

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объ-

яснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

34

22

Секреты задач

1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан-

ными. Нестандартные задачи.

23

«Что скрывает сорока?»

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л,

про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

24

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-

матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

25

Дважды два-четыре

1

всё с журналом

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица

умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ.

26

Дважды два-четыре

1

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

27

Дважды два-четыре

1

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

28

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-

матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30

Составить квадрат

1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников

(квадратов) из заданных частей.

31

Мир занимательных задач

1

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

32

Мир занимательных задач

1

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

33

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшае-

мое и др. (ходом шахматного коня).

34

Математическая эстафета

1

Итоговое занятие — решение олимпиадных задач

Список литературы

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.42

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Логика"

Программа расчитана на четыре года обучения.Содержит диагностические материалы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) Интеллектуальный клуб «Игровая логика»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18     С...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу общеинтеллектуального направления «Мир логики» для 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторских программ  С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики»Настоящая программа  внеуроч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"....

Рабочая программа внеурочной деятельности Логика

Рабочая программа внеурочной деятельности Логика для 4 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы логики и алгоритмики

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы логики и алгоритмики...