Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу общеинтеллектуального направления «Мир логики» для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Антиликаторова Юлия Анатольевна

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторских программ  С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики»

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_logiki.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу общеинтеллектуального  направления «Мир логики»

для 4 класса

1 час в неделю (34 ч.)

Срок реализации программы 1 год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

        Программа внеурочной деятельности «Мир логики» составлена на основе авторских программ  С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики». Программа носит развивающий характер.    Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

        Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.).

 Курс ориентирован на развитие творческого  неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные задачи), воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В программе курса РТВ используются также некоторые другие неалгоритмические методы генерации идей, позволяющие эффективно развивать воображение ребенка.    

 Программа курса «Мир логики»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,  формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Возрастная группа  учащихся, на которых ориентированы занятия:  учащиеся  4  класса.

Особенности набора детей:  свободный.    

 Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 2 раза в  неделю, продолжительность занятия 40 минут.

При составлении программы соблюдались следующие принципы:

- Принцип обучения «на уровне метода» (обучения способам действий).

 Предметом РТВ является не информация о структуре и свойствах конкретных систем, а модели и приемы, применимые к любым системам (техническим, биологическим, художественным и т.д.).

- Принцип перехода к полному циклу.

 Новые понятия и инструменты вводятся в результате следующей цепочки действий: исходная модель  сбор фонда дополнительной информациивыявление несоответствия между исходной моделью и новыми примерами (противоречия в модели) разрешение противоречия переход к новой модели.

- Принцип продуктивного выхода.

 Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т.п.

- Принцип творческого подхода к обучению творчеству.

 Он означает, что многие приемы и модели дети как бы переоткрывают самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.

- Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга).

Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий, оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх- тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.

- Принцип обратной связи.

Хотя РТВ на начальном этапе обучения принято считать общеразвивающим предметом (а это обычно на деле означает, что учитель не несет ответственность за результаты обучения), результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания и, главное, - через оценку творческих работ.

- Принцип единого понятийного аппарата.

Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс РТВ и далее, в среднем звене, и могут эффективно  использоваться  в других учебных предметах.

Основные задачи курса:

Образовательные:

1.Формировать умения решать изобретательские задачи на основе знаний о методах их решения.

2. Знакомить детей со свойствами предметов и явлений окружающего мира и закономерностями его развития.

3. Знакомить с элементами ТРИЗ.

4. Научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, т.е. грамотно обращаться с информацией.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

2. Повышение мотивации к обучению.

3. Повышение культуры умственного труда.

4. Поддержание сознательного творческого уровня усвоения других школьных дисциплин.

5. Ориентирует на мотивированное творческое отношение к предстоящей профессиональной деятельности в постоянно изменяющемся мире.

6. Способствует сплочению коллектива, уважительному отношению друг к другу.

Развивающие:

1. Развитие творческого неординарного мышления.

2. Расширение кругозора.

3. Развитие умственных способностей детей (воображения, логического мышления, памяти, внимания, речи).

4. Развитие творческих и интеллектуальных способностей и  возможностей.

5. Развитие познавательных интересов.

Формы реализации программы:

Теоретическая часть проходит в виде бесед и упражнений, в ходе которых дети знакомятся с элементами ТРИЗ (алгоритмами, методами, приемами, механизмами для решения творческих и логических задач).

Практическая часть программы построена на самостоятельной и совместной творческой, поисковой, исследовательской проектной деятельности обучающихся (игры развивающие, упражнения-тренинги, творческие задания).

Формы проведения занятий: преобладание фронтальной и групповой форм, т.к. они «экономят» время занятия, учат вести конструктивный диалог друг с другом. Для включения в процесс инертных детей предлагаются индивидуальные задания.

Критерии оценки эффективности.

В курсе предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню оригинальности, за активность, правильность, необычность. Работа без отметок, ориентированная на познавательные интересы и творческий выход, является более эффективной.

В начале и в конце года могут проводиться контрольные работы, позволяющие оценить эффективность занятий. Возможно проведение итоговых тестов, определяющих уровень развития воображения, оригинальности, креативности мышления.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • Проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • Доброжелательно относиться к собеседнику;
  • Уважать чужое мнение;
  • Стремиться к созданию собственных речевых произведений;
  • Стремиться к совершенствованию своих знаний в области математики, русского языка, чтения, развития речи.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • систематизировать и обобщать полученные знания;
  • работать в группе, в паре;
  • использовать       разные   приемы   для составления задач,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;
  • анализировать       правила   игры,   действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами;
  • включаться   в   групповую   работу, участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты 

Обучающийся научится:

  • методам  и приемам решения изобретательских и творческих задач;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии;
  • использовать       разные   приемы   для составления задач,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;
  • сравнивать, классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Составлять сказки, загадки, ребусы, шарады, двустишия;
  • Решать задачи по аналогии.

Межпредметные связи:

Математика, литературное чтение, русский язык.

Содержание обучения

 Раздел «Мир фантазии»

Проблемы выживания человека на Земле. История изобретательства. Понятие об изобретателях и изобретательских задачах. Качества человека, необходимые для придумывания новых предметов и процессов.

Понятие о психологической инерции.

Приемы фантазирования: « Объединение», «Оживление», «Ускорение – уменьшение», «Увеличение – уменьшение», «Морфологический анализ», «Круги по воде», «Бином фантазии», «Творческая ошибка», «Метод Робинзона» .

Примеры использования приёмов в сказках. «Живые» буквы, слова, понятия.

Понятие об ассоциациях. Типы, приемы развития ассоциативного мышления.

Приёмы фантазирования, использующие ассоциации: «бином и полином фантазии», «метод фокальных объектов», «клякса».

Примеры использования приёмов в сказках и рассказах.

Придумывание фантастических рассказов с использованием приёмом.

Придумывание новых объектов.

Упражнения на развитие внимание. Концентрация и распределение внимания.

Придумывание сказок с помощью приемов, придумывание другого конца сказок. Придумывание нелепиц в стихах, придумывание «страшилок» наоборот.

Мир загадок не бывает скучным. Загадка как объект изобретательства. Составление и отгадывание загадок как методика обучения систематизации предметов и явлений, а также развития ассоциативного мышления.

Загадки в городах «Противоречий», «Пяти чувств».

Составление загадок по опорным фразам. Отгадывание загадок с использованием отсекающих вопросов. Игра «да – нет».

Раздел «Мир логики»

Свойства и признаки предметов (объектов). Принципы обработки информации. Чувства и свойства. Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов.

Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению. Сравнение предметов.

Систематизация признаков предметов. Понятия, представляющие классы предметов и связи между классами явлений.

Нахождение закономерностей. Закономерности в образовании слов, числовых рядов, явлениях окружающего мира.

Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения шарад, ребусов, загадок. Составление по алгоритму ребусов, шарад, кроссвордов.

Внимание и память человека.

Система вопросов - один ответ. Игра «да – нет».

Понятие. Приемы формирования понятий. Отношения между понятиями.

Классификация как деление понятия.

Порядок, правило, закономерность, закон. Упражнения по выявлению закономерностей в образовании слов, предложений.

Работа над рифмой в стихотворении. Придумывание двустиший по заданной рифме.

Причина и следствие. Построение причинно – следственных цепочек. Развитие системного мышления.

Аналогия. Решение задач по аналогии.

Рассуждения. Решение задач. Ошибки в рассуждениях.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Понятие о фантазировании.

1

Беседа

2

Понятие о психологической инерции.

1

Работа в группах

3

Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

1

Игра «Теремок»

4

Ассоциативные загадки.

1

Работа в группах

5

Метафоры.

1

Игра, работа в парах

6

Значение ассоциативности.

1

Игра «Цепочка ассоциаций»

7

Развитие ассоциативности: обобщение.

1

Игра по станциям

8

Прием «Объединение»

1

беседа

9

Прием «Морфологический анализ»

1

Работа в группах

10

Игры со словами.

1

игры

11

Конструктор игр.

1

Работа в группах

12

Придумывание сказок.

1

Беседа, тренинг

13

Прием «Морфологический анализ»

1

мастерская

14

Обобщение.

1

викторина

15

Признаки объектов.

1

Работа в группах

16

Действия объектов.

1

Игра - театрализация

17

Метод фокальных объектов.

1

беседа

18

Приемы фантазирования  Дж. Родари. « Круги по воде».

1

рассказ

19-20

Приемы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка».

2

Рассказ – обсуждение

Групповая работа

21

Прием «Что потом?».

1

Работа творческих групп

22

Прием «Творческая ошибка».

1

Конкурс сочинений

23

Прием «Оживление».

1

Инсценирование

сказок

24

Обобщение приемов фантазирования Дж. Родари.

1

КВН

25

Прием «Увеличение - уменьшение».

1

Беседа, работа в группах

26

Прием «Ускорение – замедление».

1

Беседа, конкурс сочинений

27

Метод Робинзона.

1

игры

28

Прием «Наоборот».

1

Беседа, конкурс «Художник»

29

Прием « Связки антонимов».

1

Беседа, конкурс «Загадка»

30

Обобщение приемов фантазирования.

1

Игра «Аукцион приемов фантазирования»

31

Сказки про животных.

1

Брейн - ринг

32

Фантазирование и прогнозирование.

1

беседа

33

Обобщающее занятие «Я умею…»

1

Конкурс рисунков, сочинений

34

Логика. Выделение признаков.

1

Беседы, игры

35

Различие предметов и явлений.

1

Игра - дискуссия

36

Сходство предметов и явлений.

1

Игра, работа в группах

37

Существенные признаки.

1

Беседа, работа в группах

38

Характерные признаки.

1

Беседа, работа в группах

39

Правила сравнения.

1

Игра  - тренинг

40

Упорядочивание признаков.

1

Беседа, игра - тренинг

41

Значение сравнения.

1

Игра  - тренинг

42

Понятие о классах.

1

Беседа, игра

43

Правила классификации.

1

Беседа, игра

44

Вопросы.

1

Беседа, игра

45

Алгоритм.

1

Упражнения, тренинги

46

Закономерности в числах и фигурах.

1

Упражнения, тренинги

47

Закономерности в буквах и словах.

1

Работа в парах

48-49

Логические задачи.

2

Работа в группах

50

Причина и следствие.

1

Беседа, работа в группах

51

Причинно – следственные цепочки.

1

Игры, тренинг

52

Противоположные отношения между понятиями.

1

Работа в группах

53

Отношения «род – вид» между понятиями.

1

Беседа, игра

54

Упорядочивание по родовым отношениям.

1

Игра - дискуссия

55

Виды отношений между понятиями.

1

Игра - тренинг

56

Определения.

1

беседа

57

Ошибки в построении определений.

1

Ролевая игра

58

Умозаключения.

1

Беседа, тренинг

59

Язык и логика.

1

Беседа, работа в группах

60-61

62

Придумывание по аналогии.

Использование аналогии в обучении.

2

1

Ролевая игра

Беседа, игра

63

Продолженная аналогия.

1

тренинг

64

Рассуждения.

Ошибки в рассуждениях.

1

Работа в группах

65

Юмор и логика.

1

Ролевая игра

66

Подведение итогов.

1

Игры, викторины

67-68

Резервные уроки

2

Методическое обеспечение учителя:

  1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. – Петрозаводск, 1991.
  2. Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: Знание, 1995.
  3. Выготский  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.
  5. Гин С.И. Мир логики. – Гомель, 1993.
  6. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения// Вопросы психологии. – 1993.
  7. Курбатов В. И. Как развивать свое логическое мышление.- Ростов- на Дону: Феникс, 1997.
  8. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста// «Педагогика+ТРИЗ»: Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Вып.2. – Гомель:ИПП «Сож», 1997.
  9. Нестеренко А.А. Программа по курсу «Развитие творческого воображения на базе ТРИЗ для начальных классов базовой школы (рукопись).- Петрозаводск, 1999.
  10. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. – М.:Изд-во МГУ, 1991.
  11. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.
  12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998

Вводное занятие. Понятие о фантазировании и психологической инерции.

Основные понятия:

- Фантазированию можно научиться.

- для того,чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией.

Теория:

-Представление предмета «Мир фантазии».

-Беседа о фантазировании.

- Беседа о психологической инерции.

Практика:

- Обсуждение отрывка из рассказа Н.Н.Носова «Фантазеры».

- Контрольная работа.

- Работа в группа «Боремся с ПИ».

- Решение задач на психологическую инерцию.

Ассоциативность.

Основные понятия:

- Существуют приемы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы.

- Существуют правила придумывания метафор.

- Использование ассоциаций помогает лучше запоминать.

Теория:

- Прием « Критерии новизны».

- Прием «Думай о другом!».

- Знакомство с алгоритмом для сочинения загадок.

Практика:

- Работа в группах «Кляксы».

- Сочинение загадок.

- Придумывание метафор.

- Упражнение «Цепочка ассоциаций».

- Работа в группах «Словарные слова».

- Проверка памяти.

Целое и части.

Основные понятия:

- для придумывания нового можно использовать приемы «Объединение» и «Морфологический анализ».

- Анализ структуры слова позволяет играть с ним.

Теория:

- Беседа «Сказочные животные».

- Прием «Морфологический анализ».

- Синтез учебных игр.

- Беседа «Структура сказки».

- Шарады.

Практика:

- Упражнение «Новые названия».

- Работа в группах «Новые животные».

- Работа в группах «Фоторобот».

- Упражнение «Имена и числа в словах».

- Работа в группах «Почему не говорят?».

- Разгадывание шарад и игры со словами.

- Работа в группах «Ваши варианты» (придумывание с дополнением).

Объекты и действия с ними.

Основные понятия:

- Можно сочинять, описывая признаки и действия предмета.

- Можно сочинять, используя метод фокальных объектов.

Теория:

- Объяснение метода фокальных объектов.

Практика:

- Игра «Цепочка».

- Сочинение загадок (работа в группах).

- Игра – театрализация.

- Работа в группах «Перевертыши».

- Придумывание необычной игрушки, используя новый метод (работа в группах).

Фантазирование и прогнозирование.

Основные понятия:

- существуют приемы фантазирования Дж. Родари для  придумывания сказок.

- существуют способы прогнозирования.

Теория:

- Ознакомление с приемами Дж. Родари:

 «Круги по воде», «Бином фантазии», «Произвольная приставка», «Что потом?», «Творческая ошибка».

- Ознакомление с приемами для сочинения сказок:

«Оживление», «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Метод Робинзона», «Наоборот», «Связки антонимов».

- Беседа о будущем, о способах прогнозирования.

Практика:

- Упражнения в применении приемов сочинения (работа в группах): «Сказки с тремя концами», «Фантастическое продолжение», «Объясни ошибку», «Что думают предметы?», «Изменяем свойства», «Времена года», «»Если бы время..», «Зонтик в Африке», «Не – предметы».

- Игры.

- Загадки- ловушки.

- Рисование с противоречиями.

- Сочинение сказочных историй .

- Придумывание объекта будущего.

Обобщение.

- Повторение основных разделов курса: темы, игры, упражнения, задания.

- Проведение контрольной работы с таким же содержанием, какое было на первом занятии (чтобы проверить эффективность обучения).

- Анкетирование «Если бы я был волшебником».

- Беседа о творчестве.

Понятие о мире логики.

Представление курса. Контрольная работа.

Предметы и их признаки.

Основные понятия:

- Любой предмет обладает признаками, выражающими разные точки зрения на него.

- Сравнивать – значит находить сходство и различие.

- Каждый объект обладает признаками существенными и несущественными.

- Объекты можно упорядочивать по признакам.

Теория:

- Беседы о признаках предметов, о сравнении, упорядочивании объектов.

Практика:

- Игры «Передай предмет», «Запрещенное движение», «Выбывание слов».

- Упражнения: «Найди общее», «Что изменилось?», «Выделение признаков», «Кто больше?», «Проверь себя».

- Работа в группах.

Классификация предметов.

Основные понятия:

- Понятие о классах.

- Правила классификации.

- Классификация вопросов.

Теория:

- Беседы.

Практика:

- Работа в группах (нахождение ошибок, придумывание вопросов).

- Игра «Да – нетка»

Алгоритмы. Закономерности.

Основные понятия:

- Что такое алгоритм.

- Правила составления алгоритмов.

- Закономерности в словах, числах, фигурах.

Теория:

- Беседы.

Практика:

- Составление алгоритмов, закономерностей.

- Упражнения на нахождение ошибок в алгоритмах и закономерностях.

Логика.

Основные понятия:

- Понятие о логических задачах и способах их решения.

- Причина и следствие.

- Отношения между понятиями.

- Понятие род – вид.

- Способы объяснения слов.

- Умозаключения.

- Смысл предложения может меняться из-за порядка слов.

- Рассуждения.

- Правила рассуждения.

- Логика и юмор.

- Язык и логика.

Теория:

- Беседы, знакомящие с основными понятиями.

Практика:

- Упражнения в решении логических задач, составлении логических цепочек.

- Упражнения на умение искать отношения между понятиями, приводить примеры понятий.

- Упражнения на умение описать предмет, найти описание с ошибкой.

- Упражнения на умения делать умозаключения, находить ошибки.

- Упражнения на умение редактировать предложения.

- Решение задач с противоречиями.

- Работа с текстом.

Аналогия.

Основные понятия:

- Понятие об аналогии.

- Использование аналогии в обучении и жизни.

Теория:

- Беседы об аналогии,о суеверии, «Кем быть?».

Практика:

- Упражнение «Сказка – калька», «Продолжи стихотворение», «Подражайка».

- Придумывание вопросов на смекалку, решение задач.

Итоги. Идеальный конечный результат.

- Повторение изученных тем.

- Проверка усвоения материала в виде игры «Звёздный час».

- Впечатления о курсе, отзывы.

- Благодарность детям за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «СИРС» для учащихся 2-х классов

Программа внеурочной деятельности «Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для реализации общеинтеллектуального направления деятельности учащихся 2-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Интегрированный курс «Альбом с кляксами + этические диалоги» 2 класс

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы  Т. В. Калининой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Весёлая математика» для 3 класса

Рабочая программа по курсу «Весёлая математика»  составлена на основе  следующих документов:·        Федеральный закон «Об образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Тропинки своего Я» 3 класс

 Рабочая программа по курсу «Умелые руки»  составлена на основе  следующих документов:·        Федеральный закон «Об о...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста  на основе пособий по истории города....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...