Рабочая программа внеурочной деятельности «Интегрированный курс «Альбом с кляксами + этические диалоги» 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Агагулян Надия Фатыховна

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы  Т. В. Калининой «Альбом с кляксами. Основы языка» и  программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_albom_s_klyaksami_2_klass_2016.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

«Школа №2026»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей _____ цикла

ГБОУ Школа № 2026.

Протокол № ______

от «    »________ 2016 г.

Руководитель МО

_______ /Зубенко А.В. /

Рассмотрено и

рекомендовано

на заседании МС

ГБОУ Школа № 2026

Протокол № ______

от «     »________ 2016 г.

Руководитель МС

______ /Скоромная Т.И./

Утверждаю

Приказ № ______

от  «    » _______2016 г.

Директор ГБОУ

Школа № 2026

______ / Матвеева Е.Ю./

Рабочая программа

внеурочной деятельности.

Интегрированный курс  

«Альбом с кляксами + этические диалоги»

2 класс

Тип класса общеобразовательный

Учитель Агагулян Н.Ф.

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы  Т. В. Калининой «Альбом с кляксами. Основы языка» и  программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика».

2016 г.

Пояснительная записка

     Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы  Т. В. Калининой,  кандидата педагогических наук, доцента Центра педагогического образования Уральского государственного университета им. А. М. Горького, Заслуженного работника  культуры РФ, «Альбом с кляксами. Основы языка» и  программы А.И. Шемшуриной, доктора педагогических наук, зав. лаб. аксиологических основ воспитания, «Этическая грамматика».

Особая роль изобразительного искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в его способности максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая учителем, формируется личность ребенка.  

Технология этического диалога, автором которой является А.И. Шемшурина, позволяет решить эту задачу. Этический диалог — четко и логически выстроенный педагогом сюжет, начало, развитие и кульминация которого позволяет погружать детей на уровне их возрастных особенностей и способностей личного восприятия в мир этических категорий и культур. На занятиях раздвигаются рамки этического кругозора детей, формируется собственное отношение к проблеме, проявляется видение нравственной сущности своего «Я».

Основная цель программы 

Расширение и углубление знаний, развитие интереса, приобщение к самостоятельному творчеству, раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, создание условий для формирования нравственных ценностей у младших школьников.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственно-эстетической отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
  • развивать  духовно-нравственного потенциала детей;
  • формировать умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
  • развивать умение передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства.

Место курса «Альбом с кляксами» в учебном плане

     На изучение курса во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Учебно-тематический план

Содержание курса
Структура программы определяется последовательностью освоения ребенком художественных средств изобразительного искусства. Порядок освоения этих средств может варьироваться. Каждая тема включает в себя композиции и упражнения к ним.

Работа на занятии строится следующим образом:

Начинается занятие с чтения притчи или сказки, нравственно-этического или духовно-нравственного содержания. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. Она является одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы

Второй важный момент в работе - диалог.  При этом диалог строится таким образом, чтобы ребенок  подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь житейскую мудрость.

Далее следует рисование персонажей, иллюстраций или просто настроения, навеянного мотивами и выводами, сделанными из этического диалога. Выполняя задание, ребенок  интуитивно включает в него личный опыт переживаний и зрительных впечатлений. В результате у каждого получается интересное и неожиданное решение.

Самостоятельность совершаемых ребенком открытий дает возможность получать каждый раз не единичный результат, но способ, которым юный художник и будет пользоваться в дальнейшем.

Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности таких, художественных средств, как цвет, линия, контраст и нюанс, ритм, фактура. А также они учатся работать гуашью, пастелью, акриловыми красками, гелевыми ручками, фломастерами. Осваивают приемы цветовой и тональной растяжки гуашью,  экспрессивного мазка, набрызга, прорезной графики.

И заключительный этап занятия – рефлексия. На этой стадии дети подводят итог своим рассуждениям или, напротив, задаётся «открытый» вопрос, который наталкивает детей на дальнейшие размышления на заданную тему.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Личностные результаты

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
  • первичное умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • способность к нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни.
  • проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

Метапредметные  результаты

  • Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
  • Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
  • Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
  • Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
  • Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты

  • Умение различать применять на практике различные нетрадиционные техники рисования.
  • Умение различать и передавать художественно-творческий характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • Высказывать суждения о художественных особенностях произведений изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
  • Умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

В результате освоения курса дети познакомятся с такими техниками рисования, как «мраморная» бумага, граттаж, фроттаж, кляксография, фотокопия,  пластилинография, монотипия, набрызг, «стирание ластиком», метод тычка, сухой кистью, техника отпечатков, метод оттиска, пальчиковое рисование,  по мокрому,  рисование кусочком поролона, мыльными пузырями, нитками, точками,  гранью картона, при помощи трафаретов, зубной щёткой.

Дети предпринимают попытки высказываться на этические темы, рассуждать и аргументировать свою точку зрения, беседы на этические темы вызывают у детей неподдельный интерес и находят отклик в их душе.

На данном этапе у них формируются духовно-нравственные понятия, представления о добре и зле, отрицательных и положительных поступках, поведении, а в некоторых случаях также о причинах поведения, выходящего за рамки этики. И что наиболее важно, детям нравятся эти занятия, и мы ждём с удовольствием новой встречи.

         Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству

  1. Альбом с кляксами. Калинина Т
  1. МАМИН ГРАД- образовательный портал http://maminsite.ru/forum/

http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?f=40&t=925

  1. Этическая грамматика 1-4 классы. Шемшурина А.И. Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей. - М.: издательство «Лика», 2007.
  2. Аксиологические основы воспитания. Шемшурина А.И. Книга для педагогов и воспитателей. - М.: издательство «Лика», 2012.

  1. Маленькие притчи для детей. Санин Е.Г.(монах Варнава). esanin.ru Санин Евгений Георгиевич Официальный сайт.
  2. Цифровая библиотека «Притчи и сказки».
  3. http://klub-drug.ru/doshkolniki/detskoe-risovanie-metody-priyomy-risovaniya-dlya-detej.html
  4. Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста http://festival.1september.ru/articles/575564/

2. Технические средства обучения.

  1. Smart Board.
  2. Персональный компьютер.

Календарно-тематическое планирование

№ урока*

Дата*

Тема урока*

Основные понятия*

Материалы

Домашнее задание

Обеспечение урока*

  1. Разноцветные пятна (3 часа)

1

Яблонька

Доброе слово -  что ясный день. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Тёплые тона.

Бумага для акварели, гуашь, кисти для гуаши

Презентация

2

Васильковое поле

Красота и польза: что важнее. Притча монаха Варнавы «Васильки» .Холодные тона

Бумага для акварели, гуашь, кисти для гуаши

Презентация

3

Акварельные краски

Говори не языком, а делом Притча монаха Варнавы «Акварельные краски». Техника «Мраморная бумага»

Бумага для акварели, акварельные краски, пена для бритья, плоская тарелка

Презентация

  1.  Волшебный лес (2 часа)

4

Волшебный лес

Берегите лес – это чей-то дом.. «Сказка эльфов». Техника отпечатков.

Бумага для акварели, акварельные краски, кисти для акварели, листья деревьев

Презентация

5

Пожар в лесу.

Люби всё живое. Приключения Мити. Кляксография

Бумага для акварели, акварельные краски, трубочки

Презентация

  1. Белая краска (4 часа)

6

«Украсим комнату в замке белой королевы»

Благодарность – что это такое. Сказка о белой королеве. Техника «граттаж» (по белому).

Бумага для акварели, белая гуашь, зубочистки, кисточка для гуаши, восковые карандаши.

Презентация

7

Ангел - хранитель

Нам счастья не сулит обида чья-то. Ангел-хранитель. Пальчиковое рисование

Тонированная бумага, белая гуашь

Презентация

8.

Лебеди

Любимый уголок родной Отчизны. Лев Толстой «Сказка о лебеде». Рисование ладошкой.

Тонированная бумага, белая гуашь

Презентация

9

Снежинка

Посмотри в небеса Притча монаха Варнавы «Снежинка». Рисование свечкой - фотокопия.

Бумага для акварели, гуашь, кисточка для гуаши, свеча

Презентация

  1. Чёрная краска (3 часа)

10

Чёрная туча

За тучами всегда прячется солнце. Притча монаха Варнавы «Туча». Техника «граттаж» (по чёрному)

Бумага для акварели, чёрная гуашь, зубочистки, кисточка для гуаши, восковые карандаши.

Презентация

11

Чёрный кот

Ласковое слово. М/ф «Чучело-мяучело». Рисование методом тычка.

Бумага для акварели, чёрная гуашь, кисти для гуаши.

Презентация

12

Мой пушистый друг

Как приручить чёрного кота. М/ф «Чучело-мяучело». Рисование кусочком поролона

Бумага для акварели, гуашь, кусочки поролона

Презентация

  1. Серое семейство (2 часа) 

13

Слон и мышка.

Дружба помогает творить чудеса. Сказка о братьях-красках. Рисование ниткой

Бумага для акварели, гуашь, кисти для гуаши, шерстяная нитка

Презентация

14

Паук на паутине

Лесть и гордыня Притча Варнавы «Паук  и муха». Пластилинография.

Картон, пластилин, стека

Презентация

  1.  Волшебная страна (3 часа)

15

Розовая страна

Красота вокруг нас Генриетта Солтанова  Из цикла «Сказки»

«Сказка о красках». Рисование мыльными пузырями

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели,  жидкое мыло

Презентация

16

Подводный мир.

Если радость на всех одна Приключения Ариэль. Рисование по мокрому

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели,  жидкое мыло

Презентация

17

Разноцветные медузы

Слабым надо помогать, слабых надо защищать. Новые приключения Ариэль.  Кляксография

Бумага для акварели, акварельные краски, трубочки

Презентация

  1. Звенящие крылья (4 часа)

18

Крылья

За добрые поступки и награда.  Сказка о крыльях. Монотипия

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели, файл для документов (целлофановый пакет)

Презентация

19

Бабочка в руках

Всё в твоих руках. Притча о бабочке.  Техника «фроттаж»

Альбомный лист, цветные карандаши, фактурные поверхности

Презентация

20

Птица

Вольному - воля. Притча «Птица». Рисование нитками.

Бумага для акварели, гуашь, шерстяная нитка.

Презентация

21

Птица в клетке

Свобода: за и против. Сказка Птица в клетке. Рисование точками.

Бумага для акварели, гуашь, зубочистки.

Презентация

  1. Комары и мошки (3 часа) 

22

Комар

Звонарь. Комар-звонарь.  Рисование гранью картона.

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели, кусок картона.

Презентация

23

Медведь и комары

Храбрость города берёт. Сказка о Комаре Комаровиче. Рисование набрызг + трафарет.

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели, зубная щётка, расчёска, трафарет медведя.

Презентация

24

Гусеница

Маленькое дело лучше большого безделья. Притча монаха Варнавы «Ленивая гусеница» Рисование польчиковое.

Бумага для акварели, гуашь.

Презентация

  1. Цветы распускаются ( 3 часа)

25

Одуванчики

Просто так Притча Варнавы «Цветок». Рисование зубной щёткой.

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели, зубная щётка.

Презентация

26

Нарцисс

Самолюб никому не люб. Миф о юноше Нарциссе. Монотипия (отражение).

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели.

Презентация

27

«Цветик-семицветик».

Я могу быть волшебником. Сказка В.П.Катаева  «Цветик-семицветик».  Рисование методом оттиска.

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели, форма для оттиска

Презентация

  1. Прогулка (5 часов)

28

Солнечные лучи

Мы в ответе за тех, кто рядом. Сказка о деревьях. Кляксография (выдувание)

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели, трубочка.

Презентация

29

Святое озеро

Самопожертвование Притча Варнавы «Святое озеро» Монотипия пейзажная.

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели.

Презентация

30

Человек на прогулке

Когда идёшь по улице. Песня «Улыбка» (Если вы нахмурясь)  из к/ф "Карнавальная ночь" сл.В.Коростылева муз.А.Лепина. Рисование методом примакивания

Бумага для акварели, акварель, кисти для акварели.

Презентация

31

Настроение

Ежели вы вежливы. М/ф «Крошка Енот». Рисование в технике «стирание ластиком»

Альбомный лист, цветные карандаши, ластик

Презентация

32

Человек у реки

Благодарность. Притча монаха Варнавы «Благодарность». Рисование по мокрому+трафарет

Бумага для акварели, акварель, кисти, трафаретное изображение человека.

Презентация

  1. Вот, что мы знаем, вот, что умеем! (2 часа)

33

Своя игра

Закрепление нетрадиционных техник рисования. Рисование на свободную тему в технике по выбору.

Бумага для акварели, акварель, гуашь, кисти, трафаретные изображения, нитки, тампоны.

Презентация

34

Наш

вернисаж

Организация выставки работ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «СИРС» для учащихся 2-х классов

Программа внеурочной деятельности «Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для реализации общеинтеллектуального направления деятельности учащихся 2-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Маленькая страна» для 2-х классов (социальное направление)

Во время прохождения занятий кружка "Маленькая страна" предполагается, что у обучающихся произойдёт формирование следующих умений и способностей для успешной адаптации в социуме: умени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка" 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 1 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 2 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 2 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 3 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 3 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 4 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 4 классе...