Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «СИРС» для учащихся 2-х классов
рабочая программа (2 класс) на тему

 Солодкая Инна Борисовна

 Программа внеурочной деятельности «Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для реализации общеинтеллектуального направления деятельности учащихся 2-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №4

____________ Е.Р. Тимофеева

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «СИРС»

для  учащихся 2-х классов

 

Автор программы: педагог – психолог Солодкая И.Б.  

        

 2014 г.  

Пояснительная записка

            В начальной школе закладывается психологический базис обучения, позволяющий обучающимся осуществить саморазвитие, саморегуляцию и самостоятельное приобретение знаний. Обобщенные знания формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвечающим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения особенно актуально.

           Программа внеурочной деятельности «Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для реализации общеинтеллектуального направления деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов основного общего образования, на основе  методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе, которые изложены в методических пособиях:  

  • Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.
  • Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.- корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.
  • Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.

            CИРС является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного, интеллектуального и творческого развития человека.

Одним из способов решения задачи формирования ведущей ключевой компетенции «научить учиться», формирования УУД является применение компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС).

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является:  умение детей воспользоваться своими интеллектуальными способностями (дети  становятся информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов; школьники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).

        Программа направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию творческих способностей личности. В процессе работы по программе дети учатся использовать свои интеллектуальные способности, осваивают приемы мыследеятельности, развивается их творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), формируются навыки самоанализа и самоконтроля. Таким образом учащиеся овладевают  универсальными умениями и способами (познавательными, коммуникативными и регулятивными УУД). Это становится фактором повышения эффективности процесса образования учащихся, включая освоение предметных знаний, формирование компетенций, личностное самоопределение.  Использование методики СИРС    позволяет    тонко    учитывать    индивидуально-психологические    особенности    каждого обучаемого, что даёт возможность оптимизировать процесс развития способностей. СИРС отличается от других компьютерных разработок прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии способностей школьников.

         

           Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г.

№ 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №2106 от 28.12.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированным Минюстом России 03.03.2011, рег. №19993;
  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 года

№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;

  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 
  • приказом МАОУ СОШ №4 от 01.09.2014г. № 326 -од «Об утверждении Положения о внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №4»;
  • Образовательной программой МАОУ СОШ № 4.

            Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №4.

            Цель: обеспечить развитие общих и специальных интеллектуальных способностей учащихся как основы для формирования у учащихся позиции субъекта образовательной деятельности.

            Основными задачами курса внеурочной деятельности являются:

  • развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления);
  • развитие пространственных представлений;
  • формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование);
  • развитие навыков совершенной технике чтения «про себя» - быстрому чтению (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);
  • развитие навыков оптимальной обработки текстовой информации;
  • развитие креативности.

   Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам образования, в которых важная роль отводится формированию универсальных (метапредметных) учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов личности.

            В основу программы положены принципы: принцип непрерывности, принцип обратной связи, принцип индивидуализации и дифференциации.

 Целевой  группой программы являются  учащиеся 2-х классов всех уровней развития.

  1.            Дифференцированный подход, используемый при выборе форм и распределении учащихся по различным направлениям развития,  способствует созданию условию для развития каждого учащегося, даёт возможность реализовать свои способности, найти свою нишу, и работать в зоне ближайшего развития.
  2. Место программы внеурочной деятельности
  1.            Расчитана на 20 часов (1 час в неделю). Продолжительность 1 занятия 40 минут Работа реализуется в подгруппах по полугодиям.
  1.            Форма проведения учебных занятий - практикум (тренинг).  Между выполнением упражнений предусмотрена гимнастика для глаз и расслабляющие упражнения. Учащиеся выполняют задания на специальных компьютерных тренажерах.  Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов (приложение).

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры

           Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

           Ценность истины – осознание ценности научного познания ка части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

           Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

           Создание условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся.

           Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение программы внеурочной деятельности

              Личностные  результаты:

  • ответственно относиться к учению;
  • определять и высказывать самые простые общие для всех обучающих правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • готовность и способность саморазвиваться.

                 Метапредметные результаты:

  • определять самостоятельно цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • формировать смысловое чтение;
  • формировать область использования ИКТ.

       

               Предметные результаты:

  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • описывать признаки предметов и узнавать’
  • определять последовательность событий’
  • давать определения иным понятиям’
  • обобщать, делать несложные выводы.

            Прогнозируемые результаты работы учащихся непосредственно в компьютерной программе СИРС отражены в Содержании курса по разделам.  

           Контроль достижения планируемых результатов осуществляется путем проведения входной и итоговой диагностик (контроль изменения показателей) в рамках каждого модуля программы. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов (приложение). На основе сравнения результатов диагностик делается вывод о динамике развития интеллектуальных способностей каждого учащегося.

Содержание программы внеурочной деятельности

           Компьютерная программа СИРС состоит из 5 модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.

1.Раздел «Развитие памяти»

Тренажер «Картинки в клетках»

Тренажер «Цифры и буквы».

Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.

Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».

  1. Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение количества запоминаемых клеток;
  • увеличение количества запоминаемых картинок;
  • увеличение количества запоминаемых знаков;
  • увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;
  • увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.

            Раздел «Пространственное мышление»

            Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию пространственного  мышления. При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий:

            - в плоском случае -  тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов;

            - в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.

           Тренажер «Плоские буквы». Тренажер «Распознавание букв». Тренажер «Кубики». Тренажер «Лабиринты».

Прогнозируемые результаты обучения

  • развитие пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов.

   

     Раздел «Система развития наглядно-образного и творческого мышления»

           Предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежики т.д.) с помощью  7 геометрических элементов. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов. Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.          

          Тренажер «Тест Равенна». Тренажер «Танграм».

Прогнозируемые результаты обучения

  • развитие наглядно-образного мышления и креативности  на основе конструирования  фигур.

            Раздел «Понятийное мышление»

           Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Тренажер «Чувство стихосложения». Тренажер «Словарь». Тренажер «Словарь наоборот». Тренажер «Глаголы». Тренажер «Переносный смысл слов». Тренажер «Последовательности». Тренажер «Пословицы». Тренажер «Фразеологизмы». Тренажер «Ориентировка в тексте». Тренажер «Окончания». Тренажер «Существенное понимание».

Прогнозируемые результаты обучения

  • развитие когнитивных навыков: восприятие, внимание, память;
  • увеличение словарного запаса обучающихся;
  • развитиепонятийного мышления (ориентировка в тексте, стихосложение, смысловая догадка, чувство юмора, пополнение словарного запаса).
           Раздел «Развитие быстрого чтения»

Тренажер «Таблица» -  увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Тренажер «Текст в строчку, текст в столбец» -  способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации.

Тренажер «Затирка (чтение текста)»- способствует подавлению артикуляции.

Диагностика чтения. Определение диагностической скорости чтения. Тренажер «Таблица». Тренажер «Пословицы». Тренажер «Антонимы». Тренажер «Текст в строчку». Тренажер «Текст в столбец». Тренажер «Чтение текста. Тип тренинга: затирка/закраска.

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
  • уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
  • увеличение скорости зрительного восприятия информации.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся        

№ п/п

Наименование раздела

Характеристика деятельности обучающихся

1

Развитие памяти

Представлять  признаки предметов, наблюдать, работать совместно

2

Пространственное мышление

Анализировать, сравнивать и воспроизводить информацию

3

Система развития наглядно-образного и творческого мышления

Выделять существенные признаки предметов иобобщать, моделировать схемы. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения действий

4

Понятийное мышление

Самостоятельно читать, обрабатывать информацию

5

Развития быстрого чтения

Планировать решение задачи. Самостоятельно выбирать способ решения задачи. Контролировать обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) характера.

Требования к уровню подготовки

       Школьники обязаны знать:

  • основные части компьютера и их назначение;
  • последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС.

       Школьники должны уметь:

       Комплекс «Понимание»: Понятийное мышление:

  • умение выделять существенные признаки понятий;
  • уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности;
  • развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления;
  • умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл;
  • способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки;
  • достаточность уровня обобщения;
  • способность к абстрагированию.

       Комплекс «Развитие памяти»:

  • увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд;
  • увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток;
  • развитие ассоциативной памяти;
  • увеличение количества запоминаемых фигурок;
  • увеличение количества запоминаемых картинок;
  • увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации;
  • увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.

      Комплекс «Развития быстрого чтения».

  • регулярная диагностики навыков чтения (скорость чтения, усвоение материала, эффективность чтения);
  • систематическая работа обучающихся с тренировочными текстами с учетом возрастных особенностей для обучения технике чтения как вслух, так и про себя с подавлением артикуляции;
  • исправление типичных ошибок при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух;

 

 Ожидаемые результаты программы:

  • СИРС будет внедрена в образовательный процесс как инновационная информационная технология;
  • будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей  учащихся 2-х классов
  • будет обеспечено развитие информационной культуры  учащихся 2-классов;
  • будут сформированы предпосылки учебной деятельности  учащихся 2-х классов.

           Список литературы для педагога

           1. Буров А.Н. Подсистемы СИРС – быстрое чтение «Учись читать» - методическое пособие, Новосибирск 2012г.

           2. Буров А.Н. Развитие понятийного мышления - методическое пособие, Новосибирск 2012г.

           3. Буров А.Н. Развитие способностей на основе СИРС – методическое пособие, Новосибирск 2012г.

            Список литературы для обучающихся:

           1. И. Матюгин, Е. Чакаберия. Зрительная память. Серия книг по развитию образной памяти. Москва, 2011  

Планирование курса СИРС для учащихся 2 классов

№ занятия

Тема занятий

Цель

1-4

 Тренинг развития памяти, внимания, навыков чтения  

 Формирование общеучебных навыков,  развитие памяти, внимания, навыков чтения  

5

Диагностическое занятие

Отслеживание динамики формирования навыков чтения , памяти, внимания.

6-9

 Тренинг развития понятийного мышления  

 Развитие  понятийного мышления

10

Диагностическое занятие

Отслеживание динамики формирования  понятийного мышления

11-16

 Тренинг  развития пространственного мышления

 Развитие пространственного мышления

17

Диагностическое занятие

Отслеживание динамики формирования  пространственного мышления.

18-19

Тренинг  развития   наглядно-образного и творческого мышления

Развитие наглядно-образного и творческого мышления

20

Диагностическое занятие

Отслеживание динамики формирования  

наглядно-образного и творческого мышления

 


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности2а, 2б, 2в, 2г

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия,

тип занятия

Кол-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты

(по итогам прохождения материала)

Раздел: Развитие памяти (5 ч.)

1

Вводное занятие. Тренажеры (1-7 исходный уровень)

1

Тренинг. Диагностика.

Контроль изменения показателей

2

Тренажер «Запоминание цветов».

1

Тренинг.Диагностика. Тренажер «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти

Увеличениякачества  запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика.

3

Тренажер «Картинки в клетках»

1

А - клетки воды - развитие образной памяти;

Б - трехмерные фигуры;

В - морфинг, квадратики, спички

Увеличения качества запоминаемых клеток

4

Тренажер «Цифры и буквы»

1

Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации

Увеличения количества запоминаемых знаков

5

Тренажер «Порядок слов»

1

Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти

Контроль изменения показателей

Раздел: Пространственное мышление (5 ч.)

6

Тренажер «Плоские буквы»

1

Тренинг.Диагностика. Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов

Контроль изменения показателей

7

Тренажер «Распознавание букв»

1

Диагностика. Тренинг. Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов

Развития навыков пространственных представлений

8

Диагностика

Увеличение скорости, усвоения и эффективности чтения, памяти

Контроль изменения показателей

9

Тренажер «Кубики»

1

Тренинг.Диагностика. Тренажеры для работы с развертками куба

Развития навыков пространственных представлений

10

Тренажер «Лабиринты»

1

Тренажеры для работы с развертками куба

Контроль изменения показателей

Раздел: Система развития наглядно-образного и творческого мышления (2 ч.)

11

Тренажер «Танграм»

1

Тренинг.  Диагностика. Тренажеры для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур.

Увеличения скорости, усвоения и эффективности чтения, памяти

12

Диагностика

1

Увеличение скорости, усвоения и эффективности чтения, памяти

Контроль изменения показателей

Раздел: Понятийное мышление (2 ч.)

13

Тренажер: Стихи (чувство стихосложения, последовательности).

1

Тренинг. Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память

Развития понятийного мышления - логического аспекта понимания

14

Диагностика

1

Увеличение скорости, усвоения и эффективности чтения, памяти

Контроль изменения показателей

Раздел: Развития быстрого чтения (4 ч.)

15

Тренажер «Таблица»

1

Тренинг. Диагностика. Тренажер «Таблица» -  увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия

Увеличения поля зрения

16

Тренажер «Пословицы, антонимы»

1

Тренинг. Диагностика. Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения

Увеличения скорости мыслительных процессов

17

Тренажер «Текст в строчку, текст в столбец»

1

Тренинг. Диагностика.  Тренажер «Текст в строчку, текст в столбец» -  способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации.

Увеличения скорости зрительного восприятия информации

18

Тренажер «Затирка»

1

 Тренинг.Диагностика. Тренажер «Затирка (чтение текста)» - способствует подавлению артикуляции.

Контроль изменения показателей


Рисунок1

Рисунок2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Знайка" 2 класс

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пр...

Рабочая программа внеурочного социокультурного курса для 2 класса " Истоки"

Курс внеурочной деятельности «Школа для всех» состоит из нескольких самостоятельных разделов: разговор о правильном питании; питание и зубы; умывание и купание; твой режим дня; забота о гл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для  2 класса. В помощь учителям...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для  2 класса...