Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Тропинки своего Я» 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Щерба Екатерина Сергеевна

   Рабочая программа по курсу «Умелые руки»  составлена на основе  следующих документов:

·        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;

·        Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

·        Учебный план МБОУ "СОШ № 1 г.Фокино" на 2017-2018 учебный год. Приказ № 254 от 01.09.2016 "Об утверждении учебных планов";

·        О.В.Хухлаева «Тропинки к своему Я» Москва, 2011

   Цель:

·        формирование и сохранение психологического здоровья младших     школьников через создание условий для их успешной адаптации к дальнейшей школьной жизни. 

Задачи:     

·        Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

·        Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

·        Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

·        Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

·        Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

·        Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

·        Расширять пассивный и активный словарь учащихся.

 

   Курс «Умелые руки»  ориентирован  на учащихся 3 класса и рассчитан на 17 часов: ( 0,5 ч в неделю).

 

Основными разделами курса  являются:

1.     Я - фантазёр - 5 часов

2.     Я и моя школа – 3 часа

3.     Я и мои родители – 3 часа

4.     Я и мои друзья – 3 часа

5.     Что такое сотрудничество –3 часа

 

 

         Периодичность и формы текущего контроля

 

   Формы контроля:

- промежуточная диагностика (по завершению темы)

- итоговая диагностика (по завершению курса)

-наполнение портфолио (по завершению курса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tropinki_svoego_ya.docx30.53 КБ
Файл annotatsiya_tropinki_svoego_ya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Тропинки своего Я»

3 класс

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
  • Учебный план МБОУ "СОШ № 1 г.Фокино" на 2017-2018 учебный год. Приказ № 254 от 01.09.2016 "Об утверждении учебных планов";
  • О.В.Хухлаева «Тропинки к своему Я» Москва, 2011

           Назначение программы 

        Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Актуальность и перспективность курса

К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности.

        Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять  стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности  восприятия. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

        Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место  пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

        Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

        Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на  отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

Возраст обучающихся: 8-10 лет (3 класс)

Цель:

формирование и сохранение психологического здоровья младших     школьников через создание условий для их успешной адаптации к дальнейшей школьной жизни.

Задачи:

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.
  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
  • Расширять пассивный и активный словарь учащихся.

Формы и методы работы

  • Занятия в форме тренинга
  • Игры, сказки
  • Ролевые игры
  • Релаксационные методы
  • Рисуночные методы

Литература

  • О.В.Хухлаева «Тропинки к своему Я» Москва, 2011
  • Интернет ресурсы.

Материально-техническое обеспечение.

1.Компьютер

2.Проектор

3.Экран

4. МФУ

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

В результате изучения обучающиеся научатся:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  •  учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

Формы контроля результатов:

- промежуточная диагностика (по завершению темы)

- итоговая диагностика (по завершению курса)

-наполнение портфолио (по завершению курса)

Содержание программы:

  1. Я - фантазёр - 5 часов

Я – третьеклассник. Что интересно третьекласснику? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать?  Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии?

Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.

Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии.

  1. Я и моя школа – 3 часа

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив!

  1. Я и мои родители – 3 часа

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

  1. Я и мои друзья – 3 часа

                Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому  

научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?  Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

  1. Что такое сотрудничество –3 часа

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений. Что значит понимать другого и как можно  этому научиться? Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?

Тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

план

факт

                        Я - фантазёр (5 ч)

1.

Я - третьеклассник

1

2.

Я умею фантазировать

1

3.

Мои сны

1

4

Мои мечты

1

5

Фантазии и ложь

1

                        Я и моя школа (3 ч)

6

Я и моя школа

1

7

Что такое лень

1

8

Я и мой учитель

1

                Я и мои родители (3 ч)

9

Мои родители

1

10

Я умею просить прощение

1

11

Почему родители наказывают детей

1

        Я и мои друзья (3 ч)

12

Настоящий друг

13

Умею ли я дружить

14

Ссора и драка

        Что такое сотрудничество (3 ч)

15

Я умею понимать другого

16

Я умею договориваться с людьми

17

Мы умеем действовать сообща



Предварительный просмотр:

                                                 АННОТАЦИЯ

                   к рабочей программе  внеурочной деятельности

                                  по курсу  «Тропинки своего Я»    

                                                    для 3 класса

   Рабочая программа по курсу «Умелые руки»  составлена на основе  следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
  • Учебный план МБОУ "СОШ № 1 г.Фокино" на 2017-2018 учебный год. Приказ № 254 от 01.09.2016 "Об утверждении учебных планов";
  • О.В.Хухлаева «Тропинки к своему Я» Москва, 2011

   Цель:

  • формирование и сохранение психологического здоровья младших     школьников через создание условий для их успешной адаптации к дальнейшей школьной жизни.  

Задачи:        

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.
  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
  • Расширять пассивный и активный словарь учащихся.

   Курс «Умелые руки»  ориентирован  на учащихся 3 класса и рассчитан на 17 часов: ( 0,5 ч в неделю).

Основными разделами курса  являются:

  1. Я - фантазёр - 5 часов
  2. Я и моя школа – 3 часа
  3. Я и мои родители – 3 часа
  4. Я и мои друзья – 3 часа
  5. Что такое сотрудничество –3 часа

         Периодичность и формы текущего контроля

 

   Формы контроля: 

- промежуточная диагностика (по завершению темы)

- итоговая диагностика (по завершению курса)

-наполнение портфолио (по завершению курса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 классы ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 3 класс.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 4 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классо...

Программа внеурочной деятельности социального направления "Тропинки своего Я" 1-4 классы

Программа включает в себя цели и задачи психологического курса "Тропинки своего Я", особенности реализации курса, описание его специфики, место в учебном плане, содержание и календарнотематическое пла...

Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему «Я»

Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему «Я» разработана на основе авторской программы «Уроки психологии» В.Н. Карандашева, А.С. Лисянск...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Функциональная грамотность" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Функциональная грамотность" 1 класс...