Мониторинг сформированности УУД в начальной школе.
опыты и эксперименты на тему

Кандратюк Наталья Леонидовна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе»

                                                 

                 

                                                             

Мониторинг сформированности

универсальных учебных действий в начальной школе

Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать.

И.В. Гёте

      В последние время в обществе произошли кардинальные изменения представлении о целях образования и путях их реализации. Происходит переход к новым Федеральным Государственным общеобразовательным стандартам второго поколения. Важнейшим направлением реформирования образования является повышение качества  образования во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в школе.

      Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

     Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

     Проблему эффективного формирования УУД можно отнести к числу актуальных. Особую актуальность она приобретает применительно начальной школе. Именно в первые школьные годы происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть универсальные учебные действия УУД. Данной проблеме посвящено немало работ, в которых описаны особенности различных систем обучения при формировании общеучебных умений и навыков ( В.В. Давыдов, Л.В. Занкав, Г.Ю. Ксензова, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, К.Д.Киррилова и др.).

      Еще В.А Сухомлинский, писал: «Главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим, неспособным». А этот инструмент – общеучебные умения и навыки. Для того чтобы универсальные учебные действия не стали чисто механическими функциями у учащихся, а перешли в их личностные качества, приобрели для них социальную значимость, учителю, необходимо видеть главную цель – это воспитание компетентного человека.

    С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи его развития.

    В данной работе раскрывается значение и необходимость формирования УУД в начальной школе. Но прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо определять уровень сформированности УУД у младших школьников. В связи с переходом обучения на стандарты второго поколения очень важной является система мониторинга сформированности предметных компетенций и УУД. Поэтому, цель моей работы- мониторинг, направленный на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Слайд 3

Цель исследования: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Слайд 4

В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;
  2. выбор диагностического материала для отслеживания сформированности УУД.

  1. Формирование и апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
  2. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школы.
  3. Составление таблиц обработки результатов диагностик по классу и индивидуальную карту развития УУД для каждого ученика.
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.

5

Для проведения мониторинга сформированности УУД были выбраны следующие методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Слайд 6

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  2. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

      Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с     учетом стадиальности их развития.

7

Прогноз ожидаемых результатов:

  1. повышение уровня качества знаний;
  2. создание условий для  разностороннего  развития личности;
  3. формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности;
  4. повышение учебной мотивации школьников.

   

 Этапы исследования:

 I этап (2011-2012 гг.) 

  • теоретическое осмысление проблемы;
  •  анализ литературы по проблеме исследования;
  •  обобщение основных подходов, практики передовых учителей начальных классов и собственного опыта, определение предмета, цели, основных задач и гипотезы исследования;
  • Формирование и апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
  • Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школы.
  • Формирование портфолио, в котором фиксируются все достижения ученика и результаты мониторинга;
  • Составление таблиц обработки результатов диагностик по классу и индивидуальной карты развития УУД для каждого ученика.
  • практическая реализация исследования.

II этап (2012-2013 гг.),  практическая реализация исследования.

III этап (2013-2014 гг.) практическая реализация исследования.

IVэтап (2014–2015 гг.)

  • практическая реализация исследования;
  • анализ и обобщение результатов: обмен, систематизирование опыта работы, формулировка выводов.

 

Слайд 9 Виды ууд

Универсальные учебные действия и успешность

обучения в начальной школе


          В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

           В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный;  регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.

    Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения.

     Важнейшей задачей школы является формирование совокупности «универсальных   учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 Возрастные особенности развития регулятивных

универсальных учебных действий у младших школьников

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает,  как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

— умение сохранять заданную цель;

— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

— умение контролировать свою деятельность по результату;

— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия мира.

В учебной деятельности выделяют следующие уровни сформированности учебных действий (Г.В. Репкина, Е.В. Заика, 1993):

1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения.

2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму.

3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.

4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Другими существенными показателями сформированности учебной деятельности в начальной школе являются:

— понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

— умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

— форма выполнения учебных действий — материальная/ материализованная; речевая, умственная;

— степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);

— самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

— различение способа и результата действий;

— умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

— адекватность и дифференцированность самооценки;

— умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха (А. К. Маркова, 1990).

Предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.

Возрастные особенности развития личностных

универсальных учебных действий у младших школьников

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением и квинтэссенцией личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы

Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

  • чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
  •  осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

  • ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирования мотивов достижения и социального
  • признания;
  • мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

  •  формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
  • ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  •  знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  •  выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  •  формирование моральной самооценки;
  •  развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  •  развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  •  формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
  •  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Возрастные особенности развития

познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций

умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.

Возрастные особенности развития

коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие. Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники.

Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

     1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

    2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.

    3. Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность).

   4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

   5. Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы).

   6. Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Ранние этапы развития ярко показывают, что детская речь, будучи средством сообщения, которое всегда адресовано кому-то (собеседнику, партнеру по совместной деятельности, общению и т. д.), одновременно развивается как все более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми.

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.

В связи с переходом обучения на стандарты второго поколения очень важной является система мониторинга сформированности  предметных компетенций и УУД.

         Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем и достижения  ученика. Каждый ученик – индивидуальность,  поэтому нужно определить сформированный  уровень его умений действовать, чтобы составить для него индивидуальную учебную траекторию и программу педагогической помощи. 

     Слово мониторинг в современном языке обозначает наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последние годы наблюдается тенденция к расширению его толкования с выходом за пределы экологической тематики, и оно становится синонимом понятий «систематическое наблюдение», «оперативное наблюдение».

     Педагогический мониторинг – длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности. Наиболее распространенным является определение его как формы организации сбора, хранения, обработки и распространения о деятельности педагогической системы с целью ее развития.

            В решении задач, поставленных перед современной школой, педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.

Мониторинг в школах представлен двумя уровнями.

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

         Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

        Мониторинг обладает следующими возможностями:

  • - возможности отслеживания динамики развития индивидуальности;
  • - получение учителем представления о каждом из учащихся;
  • - возможность успешной дифференциации обучения;
  • - широкая возможность консультирования родителей, учащихся и педагогов;
  • - определение зоны ближайшего развития;

      По итогам моей работы можно сделать следующие выводы:

  • разработана  система критериев и показателей уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы;
  • составлены карты наблюдений;
  • выбран диагностический материала для отслеживания сформированности УУД.
  • составлены таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальные карты развития УУД для каждого ученика.
  • формируется банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
  • сформировано и ведется портфолио учащихся, в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга;

По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса мы получили следующие результаты:

     По диаграммам видно, что к окончанию первого класса количество детей со среднем и высоким уровнем сформированности УУД  повысилось, а с низким уровнем  значительно понизилось.

     По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 2 класса мы получили следующие результаты:

     По диаграммам видно, что к окончанию второго класса количество детей со среднем и высоким уровнем сформированности УУД  остается стабильным (коммуникативные,  познавательные УУД), а с низким уровнем  понизилось (регулятивные УУД).

     Таким образом, я считаю, что постоянный мониторинг сформированности УУД, обучающихся позволяет  грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом.


Приложение 1.

Циклограмма мероприятий 1 класс

УУД

Характеристика УУД

Инструментарий

Методы

Периодичность проведения

Сроки проведения

1

Самопознание и самоопределение

Самооценка

  • Тест на определение самооценки «Лесенка».
  • Анкета по оценки школьной мотивации

Тестирование

Анкетирование

2 раза в год

Нравственно-этическая ориентация

  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Анкетирование

2 раза в год

2

Регулятивные УУД

контроль

  • Рисование по точкам
  • Кодирование

Тестирование

2 раза в год

3

Познавательные УУД

Логические УУД

  • Найди отличия (сравни картинки)

Тестирование

2 раза в год

4

Коммуниникативные УУД

  • «Левая и правая сторона»

 

Тестирование, беседа.

2 раза в год


Циклограмма мероприятий 2 класс

УУД

Характеристика УУД

Инструментарий

Методы

Периодичность проведения

Сроки проведения

1

Самопознание и самоопределение

Самооценка

  • Тест на определение самооценки «Лесенка».
  • Анкета по оценки школьной мотивации

тестирование

2 раз в год

Март- апрель

Нравственно-этическая ориентация

  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

анкетирование

2 раз в год

Март- апрель

2

Регулятивные УУД

контроль

  • Корректурная проба

тестирование

2 раз в год

февраль- апрель

3

Познавательные УУД

Логические УУД

  • Выделение существенных признаков.

Тестирование

2 раз в год

февраль- апрель

4

Коммуниникативные УУД

  • «Рукавички»,
  • «Узор под диктовку»

Тестирование, беседа.

2 раз в год

февраль- апрель


Циклограмма мероприятий 3 класс

УУД

Характеристика УУД

Инструментарий

Методы

Периодичность проведения

Сроки проведения

1

Самопознание и самоопределение

Самооценка

  • Тест на определение самооценки «Лесенка».
  • Методика «Незаконченные предложения» 

тестирование

2 раза в год

Нравственно-этическая ориентация

  • Методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»
  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
  • «Изучение процесса адаптации»
  • «Познавательная активность»

анкетирование

2 раза в год

2

Регулятивные УУД

контроль

  • Корректурная проба

тестирование

2 раза в год

3

Познавательные УУД

Логические УУД

  • Логические закономерности

тестирование

2 раза в год

4

Коммуниникативные УУД

  • « Кто прав»
  • «Совместная сортировка»

Тестирование, беседа.

2 раза в год


Циклограмма мероприятий 4 класс

УУД

Характеристика УУД

Инструментарий

Методы

Периодичность проведения

Сроки проведения

1

Самопознание и самоопределение

Самооценка

  • Тест на определение самооценки «Лесенка».
  • Методика «Незаконченные предложения»3-4

тестирование

2 раза в год

Нравственно-этическая ориентация

  • Методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»
  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
  • «Изучение процесса адаптации»
  • «Познавательная активность»

анкетирование

2 раза в год

2

Регулятивные УУД

контроль

  • Корректурная проба

тестирование

2 раза в год

3

Познавательные УУД

Логические УУД

  • Исследование словесно-логического мышления.

Тестирование

2 раза в год

4

Коммуниникативные УУД

  • «Дорога к дому»,
  • « Ваза с яблоками»

Тестирование, беседа.

2 раза в год


Результаты мониторинга сформированности УУД  1 класс

( тестирование, анкетирование, беседа)

ФО______________________________________________________________________

Личностные УУД

Инструментарий

Начало года

Конец года

Самопознание и самоопределение

  • Тест на определение самооценки «Лесенка».

  • Анкета по оценки школьной мотивации

Нравственно-этическая ориентация

  • «Что такое хорошо и что такое плохо»

2

Регулятивные УУД

  • Рисование по точкам.

  • Кодирование

3

Познавательные УУД

  • Найди отличия (сравни картинки)

4

Коммуниникативные УУД

  • «Левая и правая сторона»

 


Результаты мониторинга сформированности УУД  2 класс

( тестирование, анкетирование, беседа)

ФО______________________________________________________________________

1

Личностные УУД

Инструментарий

Начало года

Конец года

Самопознание и самоопределение

  • Тест на определение самооценки «Лесенка»

  • Анкета по оценки школьной мотивации

Нравственно-этическая ориентация

  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

2

Регулятивные УУД

  • Корректурная проба

3

Познавательные УУД

  • Выделение существенных признаков

4

Коммуниникативные УУД

  • «Рукавички»

  • «Узор под диктовку»


Результаты мониторинга сформированности УУД  3 класс

( тестирование, анкетирование, беседа)

ФО______________________________________________________________________

1

Личностные УУД

Инструментарий

Начало года

Конец года

Самопознание и самоопределение

  • Тест на определение самооценки «Лесенка».

  • Методика «Незаконченные предложения» 

Нравственно-этическая ориентация

  • Методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»

  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

  • «Изучение процесса адаптации»

  • «Познавательная активность»

2

Регулятивные УУД

  • Корректурная проба

3

Познавательные УУД

  • Логические закономерности

4

Коммуниникативные УУД

  • « Кто прав»

  • «Совместная сортировка»


Результаты мониторинга сформированности УУД  4 класс

( тестирование, анкетирование, беседа)

ФО______________________________________________________________________

1

Личностные УУД

Инструментарий

Начало года

Конец года

Самопознание и самоопределение

  • Тест на определение самооценки «Лесенка».

  • Методика «Незаконченные предложения»3-4

Нравственно-этическая ориентация

  •  «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»

  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

  • «Изучение процесса адаптации»

  • «Познавательная активность»

2

Регулятивные УУД

  • Корректурная проба

3

Познавательные УУД

  • Исследование словесно-логического мышления.

4

Коммуниникативные УУД

  • «Дорога к дому»

  • « Ваза с яблоками»


Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  1

УУД

Норма

тивный показа

тель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Самопознание и самоопре

деление

самооценка

- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. 

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом

- положительное отношение к школе;

-ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

-школа привлекает внеучебной деятельностью.

Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

- чувство необходимости учения,

- формирование своей точки зрения,

-  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное  содержательное представление о школе;

-  предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

 -  предпочтение социального способа оценки своих знаний .

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

Смыслообразование

Мотива

ция

-к школе безразличен;

- сформированность учебных мотивов недостаточна.

Рекомендации:

 - консультация специалистов,

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его  интересов.

- частично сформирован интерес к новому;

- частично сформированы учебные  мотивы,

– стремление получать хорошие оценки.

Рекомендации:

 - формирование мотивации достижения и успеха.

- интерес к новому;

- сформированность учебных мотивов

– стремление к  получению высоких оценок.

Рекомендации:

- способствовать развитию  высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

Нравственно-эстетичес

кая ориента

ция

-к школе безразличен;

- сформированность учебных мотивов недостаточна.

Рекомендации:

 - консультация специалистов,

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его  интересов.

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости)

- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

- имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое.

Рекомендации:

-  формирование основ толерантности,

- развитие эмпатии,

- расширить представления о моральных нормах.

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости)

- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,

- имеет начальное представление о нравственных нормах

Рекомендации:

- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками..

Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  2

УУД

Норма

тивный показа

тель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Самопознание и самоопре

деление

Самооцен

ка

-посещение школы с цель общения со сверстниками;

-нет стремления иметь собственную точку зрения;

-полностью зависит от ситуации успеха;

-тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат,  давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

- положительное отношение к школе;

-проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах;

-частично зависит от ситуации успеха.

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

-  предпочтение социального способа оценки своих знаний.

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

Смыслообразование

Мотива

ция

 -к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение;

- учебный материал усваивает фрагментарно;

- к занятиям интерес не проявляет.

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы.

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы;

- в стадии формирования учебные мотивы.

Рекомендации:

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию.

- формируются  познавательные мотивы и интересы;

- сформированы учебные мотивы;

- желание учиться желание выполнять согласно школьному распорядку.

Рекомендации:

включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов.

Нравственно-эстетичес

кая ориента

ция

-  недостаточно знает суть нравственных норм,

- низкий уровень эмпатии,

- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное.

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания,  

- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий,

-формируется система нравственных ценностей.

Рекомендации:

-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,

-  может выделять морально-этическое содержание событий и действий,

 - формируется система нравственных ценностей.

Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)


Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  3

УУД

Норма

тивный показа

тель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Самопознание и самоопре

деление

Самооцен

ка

-неумение адекватно оценить свои способности;

-самооценка ситуативна.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом

- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке

- чувство необходимости учения;

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

Смыслооб

разование

Мотива

ция

- сформирована мотивация избегания наказания;

- фиксация на неуспешности.  

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- найти зону успешности ребенка,

- ориентировать на внеурочную деятельность.

- частично сформированы познавательные социальные мотивы (интересы)

 (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания;

- ориентирован на внеурочную деятельность.

Рекомендации:

- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.

- сформированы познавательные мотивы и интересы,

- сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность).

Рекомендации:

- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.

Нравствен

но-эстетичес

кая ориента

ция

- недостаточно знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное.

Рекомендации:

- стимулировать чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, и т.д.)

- делает попытки осуществления личностного морального выбора,

 - пробует оценивать   события и действия с точки зрения моральных норм.

Рекомендации:

- воспитание личной ответственности   за сказанное слово, дело, данное обещание,

- воспитание  потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов

- может  и имеет опыт осуществления личностного морального выбора,

 - может оценивать   события и действия с точки зрения моральных норм

- ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы.

Рекомендации:

Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)

Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  4

УУД

Норма

тивный показа

тель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Самопознание и самоопре

деление

Самооцен

ка

-неумение адекватно оценить свои способности,

самооценка ситуативна, зависит  не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,

поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом.

- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,

интерес к учению.  

Рекомендации:проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание  способов поддержания своей самооценки.

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

 

Смыслооб

разование

Мотива

ция

-частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы  социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность,

- слабо ориентирован на процесс обучения.

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.

- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, 

– стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;

Рекомендации:

- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность.

- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, 

- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- мотивировать  на высокий результат учебных достижений.

Рекомендации:

Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня

Нравствен

но-эстетичес

кая ориента

ция

- знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное.

Рекомендации:

-стимулировать  чувствительность к переживаниям других,

- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.

- активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении; частично сформирован уровень развития моральных суждений, имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора;

 иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

Рекомендации:

 - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме.

- сформированы представления о моральных нормах,

- имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,

- может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

  Рекомендации:

Привлечение к участию в общественно - полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)

Технологическая карта формирования познавательных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  1

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Общеу

чебные

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

- Большинство умений

не сформированы.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

- Действует по образцу.

- Способен выполнять при направляющей помощи педагога.

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

- Выполняет самостоятельно.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности

Логические

- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

- не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям.

- частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков.

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям.

- сформированы операции обобщения;

- выделения существенных признаков;

Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов.

Поста

новка и реше

ние проблем

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 -самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Рекомендации:

Консультации специалистов.

Индивидуальный подход в обучении.

- Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Рекомендации:

Консультации специалистов.

Индивидуальный подход в обучении.

- Самостоятельно ориентируется  в учебнике.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность.

Технологическая карта формирования познавательных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  2

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Общеу

чебные

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, задавать вопросы,

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях

- Большинство умений

не сформированы.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

- Действует по образцу.

- Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией.

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование 

Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

- Выполняет самостоятельно.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Логические

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

- Не сформированы логические операции.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

- Владеет логическими операциями частично, группирует по  несущественным признакам.

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

- Владеет логическими операциями.

-  Умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности.

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.

Поста

новка и реше

ние проблем

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

 Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

- Самостоятельно не может определять круг своего незнания.

- Не может делать самостоятельные выводы.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

- Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.

Рекомендации:

Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

- Хорошо  ориентируется в изученном материале.

- Может   самостоятельно найти нужный источник информации.

- Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах

Технологическая карта формирования познавательных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  3

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Общеу

чебные

Самостоятельно предполагать, информацию, которая  будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

- выполняет самостоятельно, но допускает ошибки.

- Выполняет задания репродуктивного характера.

Рекомендации:

Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

- выполняет самостоятельно.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Логические

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям.

- Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками.

- Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков.

- Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения  различных задач.

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.

Поста

новка и реше

ние проблем

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

 иллюстрация и др.), для решения проблем

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

- делать самостоятельно не может.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении.

- делает частично самостоятельно, частично с помощью.

Рекомендации:

Стимулирование к участию в проектно - исследовательской деятельности.

- делает самостоятельно.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания.

Технологическая карта формирования познавательных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  4

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Общеу

чебные

Самостоятельно предполагать информацию, которая  будет нужна для изучения незнакомого материала,  отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Составлять сложный план текста.  

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

- самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении.

- выполняет самостоятельно, но допускает ошибки.

- Выполняет задания репродуктивного характера.

Рекомендации:

Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также  к проектно- исследовательской деятельности.

- выполняет самостоятельно.

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности.

Логические

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- логические связи устанавливать не может.

Недостаточно развита   аналитико- синтетическая деятельность.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

- логические связи устанавливает с трудом.

- Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

- логические связи устанавливает с трудом.     Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Поста

новка и реше

ние проблем

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

- делать самостоятельно не может.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении.

- делает частично самостоятельно, частично с помощью.

Рекомендации:

Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности.

- делает самостоятельно.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания.

Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  1

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

 Коммуникация как кооперация

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать  в паре.

- Не идет на контакт (агрессивен или пассивен).

Рекомендации:

консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу.

- Частично отвечает на  вопросы;

-работает в паре  ситуативно.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.

- Отвечает на все вопросы;

- осознанно стремится к сотрудничеству.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых  заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.

Коммуникация как

интеракция

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимать речевое обращение другого человека.

- Молчалив или агрессивен;

- не понимает речевое обращение другого человека.

Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу.

- Частично соблюдает этикет;

- не всегда понимает речевое обращение другого человека.

Рекомендации:  изучение правил речевого этикета, проведение групповых  заданий на уроке, положительное одобрение.

- Тактичен, вежлив, соблюдает этикет;

- понимает речевое обращение другого человека.

Рекомендации:  продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.

Коммуникация как интериоризация

Слушать и понимать речь других.

- Не слышит, не может дать обратную связь .

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.

- Слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь.

- Слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.

Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  2

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

 Коммуникация как кооперация

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Осознанное стремление к сотрудничеству.

- Доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи).

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.

- Участвует  выборочно в диалоге.

-  Идет на контакт, когда уверен в своих знаниях.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге.

- Не идет на контакт (агрессивен или пассивен).

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

 

- Обладает хорошим словарным запасом и активно  им пользуется

- Усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ).

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму, составлять  небольшие сообщения.

- Читает, высказывает свои мысли по алгоритму.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять  небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь.

- Читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.

Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  3

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

 Коммуникация как кооперация

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

 

- Не хочет участвовать в диалоге.

- не слушает и не понимает других.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков,  поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками  (в парах и группах).

- Понимает смысл высказываний других людей, но  испытывает трудности при выражении обратной связи. Ведомый.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях.

 - Активно принимает участие в работе  группы, умеет договариваться с другими людьми;

- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), участие в дискуссиях, дебатах и т.д.

Коммуникация как

интеракция

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры

Понимать точку зрения другого.

 

- Пассивен или агрессивен.

- молчит, игнорирует другого человека.

Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками.

- Ситуативно  отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен;

- слушает, но не всегда дает обратную связь.

Рекомендации: 

продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.

-Отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен;

- умеет  слушать и слышать, дает обратную связь.

Рекомендации:  продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

 

- Молчит, не может оформить свои мысли.Читает, но не понимает прочитанного.

Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками.

- Читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов,  (по алгоритму),  привлечение к  участию в литературных конкурсах.

 

- Владеет большим  словарным запасом  и активно им пользуется.

-Усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах.

Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  4

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

 Коммуникация как кооперация

Умение договариваться,  находить общее решение.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

 

- Не может и не хочет договариваться.

- Пассивен или агрессивен.

- Не предоставляет помощь.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах), выработка активной позиции при общении, продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков.

- Не всегда может договориться.

- Не всегда может сохранить доброжелательность.

- Предоставляет помощь только близким, знакомым.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции при общении.

- Умеет договариваться,  находить общее решение.

- Умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

-  Владеет адекватными выходами из конфликта.

- Всегда предоставляет помощь.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), положительное одобрение, выступление на школьных конференциях, олимпиадах.

Коммуникация как

интеракция

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Уважение позиции других людей, отличную от собственной.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

 

- Редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.

Рекомендации: консультация специалистов (умение контролировать свои эмоции), изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками.

-Понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность,   дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.

Рекомендации: 

Продолжение изучения  правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие  в диспутах и дебатах городского уровня.

- Различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность.

Рекомендации:  продолжение изучения  правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие  в диспутах и дебатах городского уровня.

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

 

- Молчит, не может оформить свои мысли.

-Читает, но не понимает прочитанного.

Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками.

-Читает, но понимает  смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов.

- Высказывает свои мысли по алгоритму.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов,  (по алгоритму),  привлечение к  участию в литературных конкурсах.

- Имеет богатый словарный запас и активно  им пользуется, бегло читает,

- Усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ).

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов.

Технологическая карта формирования регулятивных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  1

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

 Целепо

лагание

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя.

-Не может ответить на вопросы  о том, что он собирается делать или  что сделал.

Рекомендации:  консультация специалистов, коррекционные занятии, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия. 

-Предъявляемое требование осознается лишь частично.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

-Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения.

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.   

-Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения.

-Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания

контроль

1.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

 

-Низкие показатели объема и концентрации внимания.

- Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

Рекомендации:

консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.

-Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности.      

 - Средние показатели объема и концентрации внимания.

- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

Рекомендации:  включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.

-Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

-Высокие показатели объема и концентрации внимания.

-Осознает  правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.

- Ошибки исправляет самостоятельно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля.

оценка

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития

произвольного внимания.

-Неумение опираться на образец.

-Низкий уровень развития произвольного внимания.

-Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.

-Может ориентироваться на образец, но делает ошибки.

-Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки.

-Работает точно по образцу.

- Может оценить действия других учеников.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки.

Технологическая карта формирования регулятивных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  2

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

 Целепо

лагание

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Может принимать лишь простейшие цели.

Рекомендации:

консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.  

Развитие понятийного мышления.

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  

-Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания

контроль

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

- Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.

- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.

-осознает  правило контроля.

- Ошибки исправляет самостоятельно

-контролирует процесс решения задачи другими учениками

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля

оценка

 Оценка своего задания по следующим параметрам:

 легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития

произвольного внимания.

- не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

Рекомендации:

консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

- Может оценить действия других учеников.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта.

Технологическая карта формирования регулятивных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  3

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

 Целепо

лагание

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Формулировать  и удерживать учебную задачу.

 -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия,   пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.  

Развитие понятийного мышления.

.

 -Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней, может выходить за пределы требований программы.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..

контроль

 Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

-Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.

-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.

-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.

- Ошибки исправляет самостоятельно.

-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.

- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.

Рекомендации: в групповых формах работы предлагать роль эксперта.

оценка

 Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития

произвольного внимания.

- Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.

Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи.

Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач.

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д.

Технологическая карта формирования регулятивных УУД в начальной школе

ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  4

УУД

Нормативный показатель УУД

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

 Це

Ле

по

ла

га

ние

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Формулировать  и удерживать учебную задачу

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя

-Включаясь в работу, быстро отвлекается.

- Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия,   пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

- Четко выполняет требование познавательной задачи.

-осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи. Самостоятельно формулирует познавательные цели. Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.  

-Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов  действия.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..

Конт

роль

 Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

-Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.

-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.

- Ошибки исправляет самостоятельно.

-Контролирует процесс решения задачи другими учениками. Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.

Рекомендации: в групповых формах работы предлагать роль эксперта.

оценка

 Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития

произвольного внимания.

- Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.

Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания.

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи.

Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

- Может оценить действия других учеников.

- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно - исслед. деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д.

Результаты мониторинга сформированности УУД

ФИ ______________________________________________

      Время  проведения                    

  УУД

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

октябрь

январь

май

октябрь

январь

май

октябрь

январь

май

октябрь

январь

май

Коммуникативные

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как интеракция

Коммуникация как интериоризация

Познавательные

Общеучебные

Логические

Постановка и решение проблем

Личностные

Самооценка

Смыслообразование

Нравственно-эстетическая ориентация

Регулятивные

Целеполагание

Контроль

Оценка

Результаты мониторинга сформированности УУД_______классаза год

                 УУД

   ФИО

октябрь

январь

май

итог

Коммуни

кативные

Познава

тельные

Личност

ные

Регуля

тивные

Коммуни

кативные

Познава

тельные

Личност

ные

Регуля

тивные

Коммуни

кативные

Познава

тельные

Личност

ные

Регуля

тивные