Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Якушина Мария Ивановна

   Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп" предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы,  срок реализации 4 года.

   Деятельность творческого объединения «Калейдоскоп» направлена на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста по средствам разных современных видов и техник ручной работы. Диапазон предложенных тем позволяет ознакомиться с разными техниками прикладного искусства, найти своё любимое направление.

   Актуальность данной программы заключается в том, что последнее время наблюдается повышенный интерес к современным техникам декоративно-прикладного искусства, не входящим в школьную программу по технологии. Изучение таких техник как декупаж, «плетение из бумажной лозы», бумагопластика обогащает учащихся не только новыми знаниями о народных промыслах России и всего мира, но и помогает ориентироваться в современном потоке информации, выбирать достоверные источники и правильно использовать полученные знания в быту. Что, несомненно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

   Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

   Педагогическая целесообразность состоит в том, что учащийся  в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли педагога целенаправленно и организованно изучает техники декоративно-прикладного искусства и осознанно применяет полученные знания для решения поставленных жизненных задач. Таим образом обучающийся движется к образовательно-воспитательной цели, т.к. обучение возможно лишь при развитии всех сторон личности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальных способностей и качеств). 

   Отличительная особенность данной программы  от уже существующих состоит в том, что для её освоения не требуется специальных  первоначальных знаний и умений, все необходимые для  результата действия получаются обучающимися  в процессе  обучения. Работа начинается от простых  элементов к сложным  по предложенному образцу, инструкции выполнения элемента, технологическим картам, до закрепления навыка. Полученные знания и навыки учащиеся могут использовать в дальнейшем при выполнении более сложных и хорошо продуманных изделий и композиций. Также особенностью является разнообразие видов и техник искусств, предлагаемых для  освоения.

   Вид внеурочной деятельности: художественное творчество.

    Программа связана с такими направлениями внеурочной деятельности как игровая,  спортивно-оздоровительная, научно-познавательная, проектная деятельность, проблемно-ценностное общение.

    Программа тесно связана с изучаемыми предметами: окружающим миром, литературным чтением, изобразительным искусством, технологией. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно - прикладного творчества: бумагопластика, декупаж, плетение из газет, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим проектам, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения. Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

- освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

Цель программы внеурочной деятельности - развитие художественных способностей учащихся посредствам освоения современных декоративных техник.

Основные задачи программы:

1.     Образовательные

·                   формировать практические навыки и умения по декупажу, бумажной пластике, плетению из газет;

·                   формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

·                   давать теоретические знания по учебным темам программы;

·               формировать умения владеть и выбирать нужные инструменты, составы и материалы для выполнения изученных техник, знать технику безопасности при работе с инструментами и материалами;

·                   формировать знание терминологии в рамках программы.

2.     Воспитательные

·        воспитывать самостоятельную, гармонически развитую личность, способную к саморазвитию и самореализации в художественной области;

·                         воспитывать  личностные качества, такие как умение довести начатое до конца, самокритичность, уверенность в собственных силах, коммуникабельность, умение взаимодействовать с коллективом, терпеливость, аккуратность, доброжелательность.

3.     Развивающие

·                         создавать условия для развития личности ребёнка в целом, по средствам предмета;

·                         развивать творческое мышление и самостоятельность выбора средств достижения цели;

·                         развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп» рассчитана на 72 часа за год в каждом классе, 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochke_kaleydoskop_yakushinoy_m._i.docx79.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

Управление образования Калтанского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

      Утверждаю

      Директор МБОУ ДО ДДТ

      _____________  

                                                      «_____» ____________ 2016 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению

«Калейдоскоп»

 (начальное общее образование, 1-4 классы)

Срок реализации программы: 1 год

Вид внеурочной деятельности: художественное творчество

     

Составитель:

Якушина Мария  Ивановна

Принята на заседании

педагогического совета МБОУ ДО ДДТ        

протокол № ___ от  _________

Калтанский городской округ, 2016

Пояснительная записка

     Из всех существующих искусств – декоративно-прикладное искусство является на сегодняшний день наиболее доступным, наиболее демократичным и наиболее действенным инструментом влияния, позволяющим обучая, развивая и воспитывая, создавать условия для формирования человека гармонического, творческого.

     Вещи, сделанные своими руками, во все времена вызывали восхищение. Они удивляли, радовали, несли свет и теплоту рук своего создателя. В последние годы наблюдается тенденция декорирования и украшательства, ценится ручная работа, креативность. Уметь творить – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Важно разбудить  душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слышать, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить. Именно это способствует формированию не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребёнка.

   Во время обучения дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать новые для них материалы, получить социальную опору в коллективе.

   Деятельность творческого объединения «Калейдоскоп» направлена на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста по средствам разных современных видов и техник ручной работы. Диапазон предложенных тем позволяет ознакомиться с разными техниками прикладного искусства, найти своё любимое направление.

   Актуальность данной программы заключается в том, что последнее время наблюдается повышенный интерес к современным техникам декоративно-прикладного искусства, не входящим в школьную программу по технологии. Изучение таких техник как декупаж, «плетение из бумажной лозы», бумагопластика обогащает учащихся не только новыми знаниями о народных промыслах России и всего мира, но и помогает ориентироваться в современном потоке информации, выбирать достоверные источники и правильно использовать полученные знания в быту. Что, несомненно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

        Педагогическая целесообразность состоит в том, что учащийся  в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли педагога целенаправленно и организованно изучает техники декоративно-прикладного искусства и осознанно применяет полученные знания для решения поставленных жизненных задач. Таим образом обучающийся движется к образовательно-воспитательной цели, т.к. обучение возможно лишь при развитии всех сторон личности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальных способностей и качеств).

        Отличительная особенность данной программы  от уже существующих состоит в том, что для её освоения не требуется специальных  первоначальных знаний и умений, все необходимые для  результата действия получаются обучающимися  в процессе  обучения. Работа начинается от простых  элементов к сложным  по предложенному образцу, инструкции выполнения элемента, технологическим картам, до закрепления навыка. Полученные знания и навыки учащиеся могут использовать в дальнейшем при выполнении более сложных и хорошо продуманных изделий и композиций. Также особенностью является разнообразие видов и техник искусств, предлагаемых для  освоения.

Вид внеурочной деятельности: художественное творчество.

Программа связана с такими направлениями внеурочной деятельности как игровая,  спортивно-оздоровительная, научно-познавательная, проектная деятельность, проблемно-ценностное общение.

Тип программы внеурочной деятельности - модифицированная.

Программа тесно связана с изучаемыми предметами: окружающим миром, литературным чтением, изобразительным искусством, технологией. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно - прикладного творчества: бумагопластика, декупаж, плетение из газет, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим проектам, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения. Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

- освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

Цель программы внеурочной деятельности - развитие художественных способностей учащихся посредствам освоения современных декоративных техник.

Основные задачи программы:

  1. Образовательные
  • формировать практические навыки и умения по декупажу, бумажной пластике, плетению из газет;
  • формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • давать теоретические знания по учебным темам программы;
  • формировать умения владеть и выбирать нужные инструменты, составы и материалы для выполнения изученных техник, знать технику безопасности при работе с инструментами и материалами;
  • формировать знание терминологии в рамках программы.

  1. Воспитательные
  • воспитывать самостоятельную, гармонически развитую личность, способную к саморазвитию и самореализации в художественной области;
  •  воспитывать  личностные качества, такие как умение довести начатое до конца, самокритичность, уверенность в собственных силах, коммуникабельность, умение взаимодействовать с коллективом, терпеливость, аккуратность, доброжелательность.
  1. Развивающие
  •  создавать условия для развития личности ребёнка в целом, по средствам предмета;
  •  развивать творческое мышление и самостоятельность выбора средств достижения цели;
  •  развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп» рассчитана на 72 часа за год в каждом классе, 2 часа в неделю.

Обучение по программе предназначено для учащихся 1-4 классов. Объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Структурный план

Разделы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Вводное занятие

2

2

2

2

2

Бумажная пластика

18

-

-

-

3

Плетение из газет                    

18

20

-

-

4

Декупаж

22

22

22

-

5

Декупаж мебели

-

-

-

22

6

Панно из бумаги

-

14

-

-

7

Бумажная архитектура

-

-

14

8

Конструирование из бумаги

-

-

-

20

9

Декорирование предметов

-

-

-

14

10

Плетёные изделия

-

-

20

-

11

Творческий проект

10

12

12

12

12

Итоговое занятие

2

2

2

2

Итого:

72

72

72

72


Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Перечень разделов

и тем

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

 Вводное занятие. Материалы и  инструменты. Правила ТБ

2

-

2

Тест

2

Бумажная пластика

2.1.Торцевание

2.2. Мозаика

2.3. Объемная аппликация

2.4. Папье-маше

6

2

1

1

2

12

4

3

1

4

18

6

4

2

6

Блиц-опрос

3

Плетение из газет                        3.1. Декор плоских поверхностей  3.2. Декор объемных форм        3.3. Изготовление оберегов       3.4. Плетение сувениров

5

1

1

1

2

13

3

3

3

4

18

4

4

4

6

Мини-выставка

4

4

Декупаж

4.1. Классический

4.2. Объемный

4.3. Декупаж+кракелюр

6

2

2

2

16

6

6

4

22

8

8

6

Тест

5

Творческий проект «Топиарий»

2

8

10

Защита проекта

6

Итоговое занятие

1

1

2

Выставка

  Итого

22ч.

50 ч.

72 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения

1. Вводное занятие. Материалы и  инструменты. Правила ТБ (2ч.)

Теоретические сведения. Знакомство с группой. Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий, выполненных в разных современных техниках. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности при работе с бумагой, красками, клеем, колющими и режущими предметами.

Формы контроля. Тестирование по технике безопасности.

  1. Бумажная пластика (18 ч.)

Теоретические сведения. История развития бумажной пластики. Приемы бумажной пластики. История бумаги. Основы техники торцевания. Виды торцевания. Приемы работы с салфетками. Торцевание по контуру. Силуэтное торцевание. Многослойное торцевание. Понятие мозаики. Приемы выполнения обрывной мозаики. Методы изготовления элементов мозаики. Объемная аппликация. Приемы и методы выполнения объемной аппликации. Понятие о папье-маше. Из истории папье-маше. Материалы и  инструменты для папье-маше. Техника изготовления изделий из папье–маше. Приготовление массы для папье-маше. Объемные формы в технике папье-маше. Окрашивание изделий папье-маше.

Практическая работа. Изготовление открытки в технике контурного торцевания. Изготовление фигурки методом силуэтного торцевания. Изготовление цветка в технике многослойного торцевания. Выполнение мини-панно в технике обрывная мозаика. Изготовление шкатулки в технике вырубная мозаика. Изготовление объемной аппликации «Водяные лилии». Изготовление грибочков папье-маше.

Формы контроля. Блиц-опрос по теме «Бумажная пластика».

  1. Плетение из газет (18 ч.)

Теоретические сведения. История появление и развития плетения из лозы и ивового прута. Демонстрация изделий из ивового прута и лозы. Материалы и инструменты для работы. Технология скручивания бумажной «лозы». Способы окраски готовой «лозы». Способы декорирования газетными трубочками плоских поверхностей. Декорирование объемных форм бумажной «лозой». Декорирование елочных украшений.  История оберегов. Символика оберега. Значение элементов оформления оберега. Приемы плетения оберегов из газетных трубочек. Использование газетной лозы для основы панно и картин. Технология плетения малых форм.

Практическая работа. Заготовка бумажной «лозы». Окраска готовых трубочек. Декорирование фоторамки. Декорирование стакана для карандашей. Декорирование елочных украшений.  Изготовление оберега «Коса-домовушка». Плетение декоративной ложки-загребушки. Изготовление основы для весеннего панно. Выполнение подвесных игрушек. Изготовление подсвечника в форме звезды.

Формы контроля. Мини-выставка.

  1. Декупаж (22 ч.)

Теоретические сведения. Понятие декупажа. История появления декупажа. Техники декупажа. Материалы, инструменты для работы. Виды салфеток. Декупажные карты и переводные картинки. Рисовая бумага. Подготовка разных видов поверхности к декупажу. Грунт и его виды. Свойства дерева. Приемы наклеивания салфетки на плоскую деревянную поверхность. Метод файла. Способы лакирования готового изделия. Свойства пластика. Подготовка пластиковой поверхности к декупажу. Приемы наклеивания салфетки на объемную форму. Методы слияния декупажного мотива с фоном. Из истории возникновения объемного декупажа. Техника объемного декупажа. Схемы сборки объемного изображения. Виды рамок для объемных работ из бумаги. Оформление готовой работы. Понятие кракле и кракелюра. Лаки и краски для кракле. Способы получения трещин на поверхности. Яичный кракелюр. Декор растресканной поверхности. Оформление готовой работы. Виды финишных лаков.

Практическая работа. Грунтовка деревянной поверхности. Наклеивание салфетки на плоскую поверхность методом файла. Изготовление брелка для ключей. Карманное зеркало в технике декупаж. Карандаш в технике декупаж. Декорирование баночки для сыпучих продуктов. Изготовление открытки с объемным цветком. Цветочная миниатюра. Панно «Ежик». Декорирование цветочного горшка в технике яичный кракелюр. Изготовление мини-панно «Ах, Лето!».

Формы контроля. Тест по теме «Декупаж».

  1. Творческий проект «Топиарий» (10 ч.)

Теоретические сведения. Понятие о творческом проекте. 5 этапов работы над проектом. Этап постановки проблемы. Проектирование изделия. Этап поиска  информации. Продукт. Этап презентации. Визитная карточка.

Практическая работа. Выполнение эскиза топиария. Выбор материалов  и инструментов. Работа с литературой по теме. Выполнение топиария. Презентация работы.

 Формы контроля. Защита проекта.

  1. Итоговое занятие (2 ч.)

Теоретические сведения. Практическая работа. Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Оформление выставки. Проведение конкурса в объединении «Лучшая работа года». Подведение итогов за год. Награждение грамотами и благодарностями за активную работу в объединении.    

Форма контроля. Выставка работ.

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Перечень разделов

и тем

Теория

Практика

Всего часов

Форма контроля

1

 Вводное занятие

2

-

2

Тест

2

Панно из бумаги

2.1. Изготовление объемных элементов из бумаги

2.2. Изготовление рамки

4

                2

2

10

6

6

14

8

8

Тест

3

Плетение из газет                    3.1. Плетение корзинок            3.2. Плетение вазочек                         3.3. Плетение объемных фигур

6

2

2

2

14

4

4

6

20

6

6

8

Мини-выставка

4

Декупаж

4.1. Декупаж по стеклу

4.2. Обратный декупаж            4.3. Декупаж + роспись по стеклу

6

2

2

2

16

4

6

6

22

6

8

8

Блиц-опрос

5

Творческий проект

«Мебель для куклы»

2

10

12

Защита проекта

6

Итоговое занятие

1

1

2

Выставка

            Итого

21 ч.

51 ч.

72 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-й год обучения

  1. Вводное занятие. Материалы и  инструменты. Правила ТБ (2ч.)

Теоретические сведения. Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий, выполненных в разных современных техниках. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности при работе с бумагой, красками, клеем, колющими и режущими предметами.

Формы контроля. Тестирование по технике безопасности.

  1. Панно из бумаги (14 ч.)

Теоретические сведения. Беседа «Краски лета». История панно. Виды панно. Материалы и  инструменты для изготовления объемного панно. Приемы работы с бумагой. Биговка. Фальцевание. Гофрирование. Сборка элементов панно. Способы оформлении рамы для панно.

Практическая работа. Подбор материалов и инструментов для работы. Упражнения по выполнению основных приемов. Изготовление панно «Воспоминания о лете».

Формы контроля. Тест по теме Панно из бумаги.

  1. Плетение из газет (20 ч.)

Теоретические сведения. Из истории лозоплетения. Рассказ о мастерах лозоплетах. Плетение из ивового прута. Виды корзин. Технология плетения корзинок. Технология плетения крышки для корзинки. Виды и формы ваз. Приемы плетения цилиндра.  Спиральное плетение. Сужение и расширение плетения. Технология плетения круглых ваз. Способы декорирования вазы. Пасхальные традиции. Беседа о писанках. Технология плетения пасхального зайчика. Техника плетения пасхального блюда на 5 яиц.  

Практическая работа. Плетение корзинки с картонным дном. Плетение корзинки для цветов с длинной ручкой. Плетение корзинки с крышкой. Плетение вазы «Спиралька». Плетение круглой вазы.  Плетение пасхального зайчика. Плетение пасхального блюда на 5 яиц.

Формы контроля. Блиц-опрос по теме «Плетение из газет»

  1. Декупаж (22 ч.)

Теоретические сведения. Из истории декупажа. Приемы декупажа по стеклу. Подготовка стеклянной поверхности. Выбор мотива. Распечатки и декупажные карты. Метод вживления. Финишная обработка поверхности. Декупаж и роспись по стеклу. Ознакомление с разными техниками росписи по стеклу. Выполнение эскиза и перенос на изделие и учётом формы бутылки. Технология последовательности выполнения работы. Разные техники росписи по стеклу, Соединение с декупажем. Техника витража. Техника росписи по стеклу.

Практическая работа. Декорируем бутылку, тарелку, стакан, вазу.

Формы контроля. Тестирование по теме Декупаж.

  1. Творческий проект Мебель для куклы ( 12 ч.)

Теоретические сведения. Определение темы проекта. Этап постановки проблемы. Проектирование изделия. Этап поиска  информации. Продукт. Этап презентации. Визитная карточка.

Практическая работа. Выполнение эскиза предмета мебели. Выбор материалов  и инструментов. Работа с литературой по теме. Выполнение мебели. Презентация работы.

Формы контроля. Защита проекта.

  1. Итоговое занятие (2 ч.)

Теоретические сведения. Практическая работа. Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Оформление выставки. Проведение конкурса в объединении «Лучшая работа года». Подведение итогов за год. Награждение грамотами и благодарностями за активную работу в объединении.    

Форма контроля. Выставка работ.

Учебно-тематический план

3 год обучения

п/п

Перечень разделов

и тем

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

Тест

2

Бумажная архитектура

4

10

14

Блиц-опрос

3

Плетёные изделия

6

14

20

Тест

4

Декупаж

6

16

22

Мини-выставка

5

Творческий проект

«Настольный органайзер»

2

10

12

Защита проекта

6

Итоговое занятие

1

1

2

Выставка

      Итого

21 ч.

51 ч.

72 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-й год обучения

  1. Вводное занятие. Материалы и  инструменты. Правила ТБ (2 ч.) 

Теоретические сведения. Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий, выполненных в разных современных техниках. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности при работе с бумагой, красками, клеем, колющими и режущими предметами. Правила пожарной безопасности.

Формы контроля. Тестирование по технике безопасности.

  1. Бумажная архитектура (14 ч.)

Теоретические сведения. Разнообразие видов бумаги. Интересные факты о появлении бумаги. Дизайнерская бумага. Способы обработки бумаги. Бумажная архитектура. Создание эскизов. Построение развертки зданий и сооружений. Технология выполнения деталей макета. Последовательность сборки макета.

Практическая работа. Построение развертки средневекового замка. Выполнение деталей замка. Сборка макета средневекового замка.

Формы контроля. Блиц-опрос по теме Бумажная пластика.

  1. Плетеные изделия ( 20 ч.)

Теоретические сведения. Многообразие плетеных изделий. Виды интерьерных композиций. Интерьерные композиции для гостиной. Интерьерные композиции для кухни.

Практическая работа. Выполнение интерьерных композиций для дома по выбору учащихся.

Формы контроля. Тест по теме Плетеные изделия.

  1. Декупаж (22 ч.)

Теоретические сведения. Из истории декупажа. Новые техники в декупаже. Современные инструменты и материалы для декупажа. Техника имитации состаренной поверхности. Составы для состаривания. Гуммиарабик и медиумы. Применение восковой пасты. Техника золочения и серебрения. Виды потали. Способы нанесения потали на поверхность. Техника имитации дощечек. Техника имитации вуали и складок ткани. Техника лессировки. Техника Микс медиа в декупаже. Структурные пасты и  шпатлевка по дереву.  Работа с трафаретами. Имитация вышивки крестом. Финишное покрытие работы.

Практическая работа. Шкатулка «Налет времени». Картина в технике серебрения. Ключница с имитацией дощечек. Разделочная доска с имитацией вуали. Панно в технике Микс медиа. Картина «Вышитые розы».

Формы контроля. Мини-выставка.

  1. Творческий проект «Настольный органайзер» (12 ч.)

Теоретические сведения. Определение темы проекта. Этап постановки проблемы. Проектирование изделия. Этап поиска  информации. Продукт. Этап презентации. Визитная карточка.

Практическая работа. Выполнение эскиза настольного органайзера. Выбор материалов  и инструментов. Работа с литературой по теме. Выполнение настольного органайзера. Презентация работы.

Формы контроля. Защита проекта.

  1. Итоговое занятие (2 ч.)

Теоретические сведения. Практическая работа. Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Оформление выставки. Проведение конкурса в объединении «Лучшая работа года». Подведение итогов за год и за весь период обучения. Награждение грамотами и благодарностями за активную работу в объединении.    

Форма контроля. Выставка работ.

Учебно-тематический план

4 год обучения

п/п

Перечень разделов

и тем

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

Тест

2

Конструирование из бумаги

4

10

14

Блиц-опрос

3

Декорирование предметов

6

14

20

Мини-выставка

4

Декупаж мебели

6

16

22

Тест

5

Творческий проект

«Комодик моей мечты»

2

10

12

Защита проекта

6

Итоговое занятие

1

1

2

Выставка

      Итого

21 ч.

51 ч.

72 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4-й год обучения

  1. Вводное занятие. Материалы и  инструменты. Правила ТБ (2 ч.) 

Теоретические сведения. Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий, выполненных в разных современных техниках. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности при работе с бумагой, красками, клеем, колющими и режущими предметами. Правила пожарной безопасности.

Формы контроля. Тестирование по технике безопасности.

  1. Конструирование из бумаги (14 ч.)

Теоретические сведения. Понятие конструирования. Работа с линейкой и лекалами. Построение развертки объемных фигур: пирамиды, куба, параллелепипеда, конуса. Склеивание развертки. Разработка эскизов домов, зданий. Выполнение деталей картины.

Практическая работа. Создание панорамной картины «Город моей мечты».

Формы контроля. Блиц-опрос по теме Конструирование из бумаги.

  1. Декорирование предметов (20 ч.)

Теоретические сведения. Виды творчества, Способы декора различных поверхностей.  Материалы для декорирования. Выполнение эскиза, обсуждение эскиза, подбор материала и инструмента для работы. Технология состаривания предметов: принципы, способы, виды.

Практическая работа. Состаривание кружев, ткани, декоративных элементов. Приготовление раствора для состаривания. Технология состаривания кружев, ткани, декоративных элементов. Декорирование бутылки, рамки, телефона.

Формы контроля. Мини-выставка.

  1. Декупаж мебели (22 ч.)

Теоретические сведения. Из истории появления мебели. Этапы развития мебельного производства. Влияние эпохи и моды на производство мебели в России и за рубежом. Материалы для производства мебели. Экологическичистая мебель. Мебель из подручного материала. Способы декора мебели в технике декупаж. Способы удаления старого покрытия. Декор детского стульчика салфеточными мотивами. Декор табурета рисовой картой. Финишное покрытие и защита от износа. Декор столешницы распечатками.

Практическая работа. Декор детского стульчика. Декор табурета. Декор столешницы.

Формы контроля. Тест по теме Декупаж мебели.

  1. Творческий проект «Комодик моей мечты» (12 ч.)

Теоретические сведения. Определение темы проекта. Этап постановки проблемы. Проектирование изделия. Этап поиска  информации. Продукт. Этап презентации. Визитная карточка.

Практическая работа. Выполнение эскиза комодика для украшений. Выбор материалов  и инструментов. Работа с литературой по теме. Выполнение комодика для украшений. Оформление лицевой части комодика. Презентация работы.

Формы контроля. Защита проекта.

  1. Итоговое занятие (2 ч.)

Теоретические сведения. Практическая работа. Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Оформление выставки. Проведение конкурса в объединении «Лучшая работа года». Подведение итогов за год и за весь период обучения. Награждение грамотами и благодарностями за активную работу в объединении.    

Форма контроля. Выставка работ.

Прогнозируемые результаты освоения программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трем уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие творческих  способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путем наращивания изучаемой информации, за счет концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается насколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением  меры трудности изучаемого материала.

К способам определения результативности реализации программы относятся: беседа, игра, собеседования с классными руководителями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий. В качестве промежуточных и итоговых результатов работы рассматриваются: самостоятельная творческая работа, проведенная в группе.

Планируемые результаты реализации программы

В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Калейдоскоп» будут достигнуты:

Личностные результаты. У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания.

Метапредметные результаты. Сформированы следующие универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД. Учащийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над искусством творения;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все получится», «Я еще многое смогу».

Познавательные УУД. Учащийся научится:

  • пользоваться приемами анализа и синтеза при просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ выполненной работы;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

        Коммуникативные УУД. Учащийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты. Учащийся научится:

  • видам декоративного искусства, основам творческого мастерства;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Оценка результатов освоения программы

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы по годам обучения, прирост творческих достижений, участие в творческих конкурсах, выставках.

Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание творчески развитой личности.

Форма зачетов:

             - тестирование;

          - блиц-опросы;

          - викторины;

          - практические задания;

          - мини выставки и выставки;

          - творческий проект.

Результаты зачетов оформляются письменно. В конце года по накопленному материалу педагог составляет анализ (самоанализ) своей работы.

Методическое обеспечение

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

В образовательном процессе используются следующие педагогические технологии:

- Исследовательские (проблемное обучение, проектная работа, групповое, индивидуальное, дефференцированное, взаимообучение);

- Здоровьесберегающие – оздоровительные моменты на занятии (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения).  

   Методы обучения:

В программе используются:

  1. Словесные методы: рассказ, объяснение и беседа.
  2. Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий (результата урока), инструментов, яркие предметы вида деятельности, педагогический показ, просмотр фотографий, схем, рисунков, презентаций, мастер-класс.
  3. Практические методы: упражнения для закрепления, тренировки умений, метод проектов.
  4. Методы стимулирования и мотивации: проблемный метод.

Принципы  обучения:

  1. Принципы индивидуализации.

        • создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности  воспитанника и педагога.

     2. Принцип поэтапности от простого к сложному.

        • Позволяет создавать педагогу спираль развития личности.

        • Принцип «каждый ученик талантлив».

Педагог стремится вселить ученику уверенность в конечном успехе, в разнообразии его способностей. Занятия предполагают взаимопроникновение теоретических, практических элементов урока направленных на создание естественного творческого общения педагога и ученика.

     3. Принцип гуманизации -  обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.

    4. Принцип сознательности - предусматривает заинтересованное, а не механическое освоение детьми необходимых знаний и умений.

    5. Принцип доступности выражается  в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.

   6. Принцип наглядности  выражается в том, что у ребёнка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

  7. Принцип комплексности, системности и последовательности  обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже освоено.

Условия реализации программы. Материально-техническое оснащение.

Оборудование:

  1. Комфортный проветриваемый и хорошо освещенный кабинет;
  2. Удобные большой стол –1 и стулья – 15шт;
  3. Стеллажи для готовых изделии – 2 шт;
  4. Полки для выставочных изделий – 3шт;
  5. Шкафы для хранения рабочих материалов и инструментов – 2шт;
  6. Стол и стул учительский – 1шт;
  7. Книжный шкаф – 1 и полки – 2шт;
  8. Цифровой фотоаппарат – 1шт;
  9. Компьютер – 1шт;
  10. Принтер – 1шт.

Материалы и инструменты:

  1. Краски акриловые, гуашь, акварель;
  2. Прозрачные акриловые лаки на водной основе;
  3. Акриловый грунт;
  4. Клей ПВА (клей для декупажа);
  5. Инструменты – кисти, валики и губки, тампоны для окраски;
  6. Салфетки, декупажные карты, распечатки;
  7. Карандаши простые, контуры, маркеры;
  8. Бумага наждачная;  
  9. Бумага разных цветов и фактур, картон;
  10.  Ножницы канцелярские и маникюрные;
  11.  Рамки деревянные, доски разделочные разного размера, шкатулки, корзинки, цветочные горшки, стеклянные вазы, бутылки, тарелки и пр. предметы для декора;
  12.  Клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды.  

Методический комплекс для педагога:

  1. Методические разработки по темам: «Бумажная пластика», «Стили скрапбукинга», «Инструменты и материалы для скрапбукинга»,
  2. Методические рекомендации по темам: «Гимнастика для глаз», Стихи с движениями».
  3. Информационный материал по темам: «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Витраж».
  4. Лекционный материал по темам: «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Витраж».
  5. Диагностические материалы по темам: «Техника безопасности», «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж».
  6. Демонстрационные материалы по темам: «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Витраж».

Методический комплекс  для детей:

  1. Схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации, фотографии по темам: «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Витраж», «Топиарий».
  2. Инструкционные и технологические карты по темам: «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Витраж».
  3. Наглядные пособия по темам: «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Витраж».
  4. Раздаточный материал по темам: «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Витраж».
  5. Образцы изделий по темам: «Бумажная пластика», «Плетение из газет», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Витраж».
  6. Мастер-классы, видеозаписи на CD-дисках по темам: «Бумажная мозаика», «Папье-маше», «Декупаж по стеклу», «Обратный декупаж», «Плетение корзинок из газет», «Вазы из газет», «Пасхальный заяц».
  7. Разработки игр и бесед по темам: «Мы против курения», «Правила дорожного движения».
  8. Сценарии  праздников: «День открытых дверей», «А ну-ка девочки», «Новый год стучится в двери», «Влюбленные сердца», «Осторожно, красный свет!»,  «День космонавтики», «Ура, каникулы», «Помни правила ГАИ-это правила твои», «Мы против курения».
  9. Картотека игр, ребусов, кроссвордов, викторин.
  10. Легенды, стихи, сказки, загадки о животных, птицах, цветах, насекомых.
  11. Презентации: «Открытка в технике торцевания», «Изготовление палочки для рыхления почвы», «Что такое калейдоскоп», «Краски осени», «История папье-маше», «История появление и развития лозоплетения», «Окраска бумажных трубочек», «Плетение декоративной ложки-загребушки», «Обереги», «Фоторамка в технике декупаж», «Панно «Ёжик»,  «Этапы творческого проекта», «Топиарий – что это?»

Литература для педагога

  1. Бойко, Е.А. Декупаж. 100 лучших идей [Текст]/ Е.А. Бойко. – М.: АСТ: Астрель, 2010.– 128 с.
  2. Бескодаров, А. А. Художественное плетение из ивового прута [Текст]/ А. А. Бескодаров. – М.: Лесная промышленность, 1985. – 64 с.
  3. Вешкина, О.Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом [Текст]/ Ольга Вешкина.  – М.: АСТ: Астрель, 2010.– 64 с.
  4. Все о декупаже: техника и изделия [Текст]/ под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.
  5. Декупаж. Красивый декор своими руками [Текст]/ - Минск: Харвест, 2010.–256 с.
  6. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие [Текст]/ под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 347 с.
  7. Нестерова, Д. В. Рукоделие: Энциклопедия [Текст]/ Д. В. Нестерова. - М, АСТ, 2007. – 158 с.
  8. Тищенко, Елена. Плетение из газет. От простого к сложному [Текст]/ Елена Тищенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 67 с.
  9. Толмачева, Н. А. Плетение из лозы. Техника. Приемы. Изделия [Текст]/ Н. А. Толмачева. - М.: Аст-пресс книга, 2005.- 162 с.
  10.  207 лучших подарков своими руками [Текст]/ О. В. Белякова и др. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2009. - 112 с.
  11.  1+1 или Переверни книгу. Папье-маше./ [сост. С. П. Кашин]. – М.: Энтраст Трейдинг, 2015. - 640 с.
  12.  Крылова, Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов [Текст]/ Н.Б.Крылова// Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 3. – С. 9-15.
  13.  Левченко, Г. В. Нетрадиционные способы обучения как фактор повышения эффективности занятия [Текст]/ Г. В. Левченко// Дополнительное образование и воспитание. – 2015. - № 2. – С. 50-52.
  14.  Мацко, Л.А. Проектные технологии в дополнительном образовании [Текст]/ Л.А. Мацко// Дополнительное образование и воспитание. - 2009 .- №11. – С. 17-19.
  15.  Мурзина, Н. И. Декупаж или салфеточная техника [Текст]/ Н. И. Мурзина// Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 11. – С. 35-37.
  16. Шикунова, Е. В. Развитие воображения у детей на занятиях декоративно-прикладным творчеством [Текст]/ Е. В.  Шикунова// Дополнительное образование и воспитание. – 2008. - № 3. – С. 28-32.
  17.  Журналы Скрап-инфо, Лена рукоделие. Скрапбукинг$Квиллинг

Литература для учащихся

1. Все о декупаже: техника и изделия [Текст]/ под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.

2. Воронова, О. В.  Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники [Текст]/ О. В.  Воронова. - М.: Эксмо, 2010. – 88 с.

3. Ладонина, Л. А. Декупаж. Первые шаги [Текст]/ Л. А. Ладонина. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 112с.

4. Орлова, Е.А. Декупаж [Текст] / Е.А. Орлова. – М.: РИПОЛ классик, 2011.– 32с.

5. Тищенко, Елена. Плетение из газет. Основы мастерства [Текст]/ Елена Тищенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 57 с.

6. Ткаченко, Т.Б. Чудеса из пластиковых бутылок [Текст]/ Т.Б. Ткаченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 56 с.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт по декупажу для всех [Электронный ресурс]; 
  2. Сайт Плетение из газет [Электронный ресурс]                                    http://pletenie-iz-gazet.net;  
  3. Сайт по творчеству Страна мастеров [Электронный ресурс]                                 http://stranamasterov.ru;
  4. Мастер-классы по творчеству   [Электронный ресурс]                              http://www.liveinternet.ru;
  5. Мастер-классы по разным техникам  [Электронный ресурс]                        http://www.livemaster.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...