Программа внеурочной деятельности "Эрудит" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Басова Светлана Сергеевна

Программа внеурочной деятельности "Эрудит" 4 класс.  Курс данной программы расчитан на 1 час в неделю. Данный курс готовит детей к олимпиадам по русскому языку и математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_erudit.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  КУРСА « Эрудит»

4 класс

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  2. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования    (приказ Министерства образования и  науки  Российской Федерации  № 1897 от 17.12.  2010 г.,  зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
  4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
  6. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год».
  7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
  8. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга».
  9. Устав (новая редакция) ГБОУ гимназия № 524 Московского района СПб (утверждено  

      КО СПб   07.-9.2011г. № 1757-р).

Программа курса «Эрудит» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы  учителя Чернышовой Ольги Владимировны., ГБОУ СОШ № 48, г. Москва, ссылка на сайт:  http://festival.1september.ru/articles/590689/

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы на 2014-2015 уч.г

Актуальность программы «Эрудит» для 4 класса в ориентации на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Цель.

  • Развитие логического мышления и смекалки у детей младшего школьного возраста, то есть умения мыслить самостоятельно.
  • Сформировать индивидуальные творческие способности личности.

Задачи.

  • развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,
  • формирование активного мышления,
  • корректировать личностное и интеллектуальное развитие учащихся;
  • совершенствовать учебные умения и навыки;
  • активизировать познавательный интерес;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Программа курса введена в часть учебного плана, формируемого ОУ в рамках общеинтеллектуального  направления, выходит за рамки общеобразовательной программы, направлена на:

  • разностороннее  раскрытие индивидуальных способностей ребенка, самостоятельный творческий поиск.
  • развитие  у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности.
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить и проверять гипотезы.
  • умение аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • расширение   знаний учащихся о закономерностях родного языка и представлению по математике, литературе.

Учебный план ГБОУ гимназия № 524 отводит на общеинтелектуальную деятельность  в

4 классе   1 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.

Формы организации: проведение внеклассных занятий, игровые уроки, викторины, соревнования, конкурсы,  тьюторских консультаций, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

Планируемые результаты: 

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Сформировать общеучебные  и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни.
  •  Индивидуальный  путь  саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации ученика.

УУД.

Результат.

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные.

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.

Предполагать, какая информация нужна.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные.

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, работать по плану.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные.

Положительная динамика детского отношения к процессу познания.

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

.

 Технологии и методики: 

  • уровневая дифференциация
  • проблемное обучение
  • моделирующая деятельность
  • поисковая деятельность
  • информационно-коммуникационные технологии
  • здоровье сберегающие  технологии

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка (углубленное изучение предмета)
  • с уроками литературного чтения ( формирование монологической речи при ответах)
  • с уроками математики (углубленное изучение предмета)

Формы подведения итогов.

  • Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).
  • Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.
  • Объём кружковых занятий и виды учебной работы.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I раздел. Математика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 4 классов конкурса-игры «Кенгуру». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.

II раздел. Русский язык. Литературное чтение.

Выполнение заданий по русскому языку для 4 классов  игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

IV. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа на учебный год

Темы кружковых занятий

Количество часов

1.Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы)

2. Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки)

3.Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка")

4. Интеллектуальные игры. Игры с числами.

5.Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.)

6.Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность.)

7. Развивающие игры. (Развиваем слуховую и зрительную память)

8. Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

9.Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет

10.Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика.

11. Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика.

12.Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология.

13.Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика.

14.Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

15.Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве.

16. Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений.

17. Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет.

18.Математические фокусы.

19.Олимпиадные задания по математике. Логические задачи.

20. Олимпиадные задания по математике. Текстовые задачи.

21.Олимпиадные задания по математике. Комбинаторика.

22.Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

23. Решение заданий конкурса "Кенгуру" прошлых лет.

24.Интересные приёмы устных вычислений.

25.Задачки о времени.

                     

Календарно-тематическое планирование  (1 час в неделю)

Дата

Темы. Разделы

Формы

организации

занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидакти-ческие материалы

Формы подведения итогов

1

I раздел. Математика.

20  часов

Теория. Построение алгоритма при решении нестандартных задач. Диаграммы, таблицы, схемы.

Практика: Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 4 классов конкурса-игры «Кенгуру». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.

Беседа. Дискуссия. Лекция.

Эмоциональные методы: Поощрение.

Познавательные: Учебные дискуссии. Опора на жизненный опыт.

Социальные: Умение договариваться друг с другом.

Практические: Самостоятельный творческий поиск.

Словесные: Беседа. Дискуссия. Лекция.

Олимпиадные и нестандартные задания по математике.

Интернет ресурсы.

Участие в районных и  интернет-олимпиадах

2

II раздел. Русский язык

14 часов

Теория. Правила русского языка. Фонетика, морфология, синтаксис- разделы русского языка.

Практика: Выполнение заданий по русскому языку для 4 классов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

Беседа. Дискуссия. Лекция.

Эмоциональные методы: Поощрение.

Познавательные: Учебные дискуссии. Опора на жизненный опыт.

 Социальные: Умение договариваться друг с другом.

Практические: Самостоятельный творческий поиск.

 Словесные: Беседа. Дискуссия. Лекция.

Олимпиадные и нестандартные задания по математике.

Интернет ресурсы.

Участие в районных и  интернет-олимпиадах

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Название и форма мероприятий

сроки

ресурсы

предполагаемый результат

ФИО отв.

1

Участие в олимпиаде «Кенгуру» и «Русский медвежонок»

Конец ноября

 Решение задач по математике для 4 классов конкурса-игры «Кенгуру». текущего года.

Выполнение заданий по русскому языку для 4 классов  игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». текущего года.

Максимальные баллы за участие в олимпиадах

Басова Светлана Сергеевна

2

Участие в интеллектуальном марафоне по программе 2100 (школьный тур) внутри класса

Декабрь

Задания интеллектуаль-ного марафона

Максимальные баллы за участие в интеллектуальном марафоне

Басова Светлана Сергеевна

3.

Участие в интеллектуальном марафоне по программе 2100 (школьный тур) внутри параллели

Январь

Задания интеллектуаль-ного марафона

Максимальные баллы за участие в интеллектуальном марафоне

умение осуществить анализ результатов

Басова Светлана Сергеевна

4.

Участие в районных олимпиадах 4-х классов

Февраль-март

Олимпиада «Юный натуралист»,

олимпиада «Эрудит»,

Интеллектуаль-ный марафон.

Максимальные баллы за участие в олимпиадах.

Басова Светлана Сергеевна, группа учащихся ответственных за участие в олимпиадах

5.

Подведение итогов

Апрель-май

Олимпиадные задания по предметам

Анализ результатов участия в районных и городских  олимпиадах

Басова Светлана Сергеевна, учащиеся класса

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Компьютерная техника.
  • Аудиотехника.
  • Мультимедийная система.
  • Интернет-ресурсы.
  • Энциклопедии.

1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.3 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.

3. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис-пресс,2008.

4. Дробышев Ю.А.Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2006.

5. Кенгуру-2006.Задачи, решения, итоги. - СПб.-2006.

6. Керова Г.В.Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2008.

7. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. - М.:Илекса,-2005.

8. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. - М.:Илекса,-2005.

9. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2008.

10. Сухин И.Г.Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.

11. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...